•  Информационно-новостной портал
  •  
 
15.11.2012 07:49

Деревеньки нашей памяти.

Старая Вохма

С давних времён Вохму не случайно называли заповедным уголком. Независимо, местный ли вы житель, или приезжий, или снова навестили малую родину, обязательно прогуляетесь по главной площади села, где прошлое гармонично соседствует с настоящим. Привлекает внимание Вознесенская церковь, возведённая в 1740 году. Немного осталось людей, помнящих её величие или посещавших службы в храме. За десятки вёрст был слышен звон её огромных колоколов. Церковь, разрушенная практически полностью, и сейчас поражает своей красотой и монументальностью.
История деревень, которые когда-то располагались около села Вознесенье, интересна не меньше.
Какие-то из них исчезли давно, какие-то недавно, но все они остались в людской памяти. Нет деревни, постепенно забывается её название. В России за последние сорок лет количество сельских населённых пунктов сократилось на семьдесят тысяч! А сколько деревень потерял наш родной район?

Старая Вохма

На 1920 год Вохомский район насчитывал 1065 населённых пунктов в которых было 13640 дворов, где проживало больше 76 тысяч населения. Количество жителей, по результатам Всесоюзной переписи, проводившейся в 1926 году, составляло 82627 человек. В район входило двадцать три сельских совета – Власовский, Бельковский, Забегаевский, Жеребцовский, Лапшинский, Ивановский, Медвецкий, Леденгский, Обуховский, Мосинский, Петрецовский, Павинский, Покровский, Петропавловский, Согорский, Семёновский, Сосновский, Соловецкий, Тихоновский, Стариковский, Шуботский, Хорошевский, Шайменский. Это территория трёх нынешних районов – Октябрьского, Вохомского и Павинского.
В 1970 году в районе проживало 22658 человек в 380 населённых пунктах.
На январь 2003 года осталось 184 населённых пункта с числом жителей – 13586 человек.
На январь 2012 года насчитывался 161 населённый пункт, жителей 10152 человека. И стоит отметить, что много деревень, которые числятся только на карте.
Много тайн сохраняют в себе бывшие деревни. Мало кто помнит о деревне Тепляково, исчезнувшей в двадцатых годах прошлого века, располагавшейся на Тарасовском угоре, где раньше была воинская часть. Чичерин Николай Алексеевич, проживающий в деревне Большая Мокруша, вспоминает, что в школу, в детстве, он ходил через Тепляково. В тридцатые годы на этом месте оставались ещё заброшенные колодцы и амбары.
Также немного кто помнит деревню Морозовицу, которой нет уже больше пятидесяти лет. Морозовица находилась рядом с бывшим аэропортом, по переписи 1926 года в ней проживало двадцать пять человек. Рядом с ней, в сторону Сурнакова, стояла более крупная деревня – Угольное с населением шестьдесят три человека. Местные жители заготавливали для кузниц древесный уголь, от этого и появилось такое название. Достопримечательностью деревни был двухэтажный дом из кирпича, который населяла зажиточная семья. Дом этот исчез последним в пятидесятых годах прошлого века.
Название Тарасиха на слуху до сих пор. Отсюда пошли и Тарасовские угоры. Было две Тарасихи – Малая и Большая, где проживало 223 человека. Деревня Малая Тарасиха – это сейчас улицы Данилова и Колхозная, а Большой Тарасихи нет уже очень давно. Окраину деревни население называло «мычелкой», из-за того, что люди, жившие в этом месте постоянно «мыкались» (маялись) – зимой и летом им приходилось за водой ходить под крутую гору и очень холодно было в домах, расположенных на самом верху горы и со всех сторон продуваемых ветром. Это и заставило жителей Большой Тарасихи постепенно переехать на другое место.
Возле Сретенской церкви был кладбищенский выселок, здесь проживало тридцать два человека. В старые времена «выселком» называлось место, где селились люди новые, малознакомые коренным обитателям, чаще всего приезжие, а иногда и местные жители с целью закладки новых пахотных земель. Позднее этот кладбищенский выселок славился своими искусными чеботарями и сапожниками.
Предки наши умели выразить свои мысли образно, красиво и с юмором. Из глубокой старины дошли до нас различные присказки, пословицы и поговорки. Вот одна из них, которая до сих пор в ходу: Через Дор, да на Галкино, на худое, на Михонино». Её применяли тогда, когда считали, что человек путается, неправильно выражает свои мысли, не имеет на вопрос точного ответа. Либо ещё вариант – человек ходит вокруг да около, долго не возвращается в дом.
И на самом деле, эти три деревни, упоминаемые в поговорке, существовали поблизости друг от друга. Последний житель покинул деревню Дор в 2003 году, Галкина нет уже более сорока лет, а Михонина более шестидесяти. Невольно встаёт вопрос – почему Михонино в поговорке называется худым. Возможно там жили нерадивые хозяева, то есть жили худо-нахудо. Возможно из-за того, что Михонино стояло на очень сыром (худом) месте и хорошие урожаи получить было тяжело. И трудно судить сейчас о нерадивости жителей – до сих пор сохранились около того места, где была деревня, осушительные канавы, прорытые крестьянами.
Деревня Большая Мокруша – сейчас здесь живёт пятьдесят два человека, а в 1926 году – сто шестьдесят шесть. В Малой Мокруше осталось несколько домов с населением семь человек.
Большую Мокрушу населяли в основном Шемякины и Чичерины. Чтобы поселить в деревню новую семью или отдельного человека, созывался сход, где новых жителей досконально расспрашивали о жизни, способностях, работе. Выбирались два поручителя, которые могли гарантировать, что эта семья или человек будут хорошо относиться к работе. Сход отводил земельный надел, старожилы помогали в строительстве. Но если жители в чём-то провинились, то их могли, в качестве крайней меры, изгнать из деревни.
В середине сороковых годов в Большой Мокруше был организован сенопункт. Сено заготавливали и отправляли для армии. Тут же находилась ветлечебница с большим врачебным домом, рядом с которым располагалась пасека. Был здесь также заготскот, убойный пункт и мясотрест, мыловарня, салотопка и мастерская по изготовлению из рогов гребней и расчёсок, которые продавались на ярмарках. На северной стороне деревни стояли жилые дома, на южной ставили овины, возделывали огороды. Через Большую Мокрушу проходила дорога в сторону Троицы и Ратчины.
Деревня Щипицыно. Название произошло от слова «щипица» - шиповник. Не так давно, в этом селении было всего девять домов, где проживало пятьдесят девять человек. Сейчас Щипицино слилось с Вохмой и утратило значение деревни.
Забылась деревня Тщанница (Шаница), размещавшаяся между Соседковым и Пахомковым, Дымково, Женино, Дудино, располагавшиеся возле Некрасихи, Кекур (около Жаровской), откуда начался род всех вохомских Лаптевых, и ещё много других деревень, деревушек, починков и выселков. По переписи 1926 года в селении Тщанница проживало пятьдесят человек (7 хозяйств), Женино – пятьдесят два человека (8 хозяйств), Дудино – шестьдесят шесть человек (11 хозяйств), Дымково – семьдесят два человека (12 хозяйств), Кекур – пятьдесят четыре человека (9 хозяйств).
Забылись двойные и, иногда, тройные названия селений: Гробовщина – Заболотная, Заречье – Сукино, Медведково – Пихтино – Худоплатиха, Гурино – Судоплатиха.
Само слово «Вохма» (по некоторым источникам) переводится, как болотные острова (эстонский), как густые массивы кустарников или леса (финский).
Рядом с телеретранслятором располагался Игошин починок. Старожилы объясняют это название тем, что починок был основан неким Игнатием Шадриным (прозванным в народе Игошей), где позднее поселились его сыновья. Впоследствии Игоша вместе с семьёй переехал в деревню Жаровскую, а на том месте, где был починок, остались только ямы от подпольев и амбаров.
По сведениям из музейных архивов, в 1919 году в деревне Жаровская образовалась коммуна под названием «Братство», в которую вошли тридцать два человека (5 хозяйств). В этом же году возле ветеринарной лечебницы был создан починок «Свободный труд» - семнадцать человек (5 хозяйств).
По инициативе Останина Родиона Ивановича около Жаровской образуется ещё один починок, названный «Звездой». Через два года эти хозяйства сливаются в трудовую артель «Первомайская».
Немного обособленно (из-за отдалённого расстояния от центра) находился Больничный посёлок, где проживал тридцать один человек (22 хозяйства). Основной род занятий – работа в медицине и на подсобных работах.
Из наиболее крупных деревень, окружавших Вознесенье, можно выделить Большедворку (178 жителей, 33 двора), Бельково (195 жителей, 43 двора), Ежово (156 жителей, 32 двора), Гробовщина (310 жителей, 60 дворов), Пахомково (196 жителей, 36 дворов), Латышово (392 жителя, 65 дворов), Симоново (147 жителей, 26 дворов), Пономарёво (132 жителя, 24 двора), Сурнаково (207 жителей, 37 дворов), Соседково (207 жителей, 45 дворов). Из небольших поселений – Архангельскую (50 жителей, 10 дворов), Артемьево (47 жителей, 10 дворов), Сыворотное (59 жителей, 11 дворов), Копылиха (22 жителя, 6 дворов), части которым выпала участь исчезнуть в первую очередь.
В то время, в самом Вознесенье проживало 972 человека (251 хозяйство).
Часть этого исторического материала, несомненно, не бесспорна, в основе лежат воспоминания Чичерина Н. А., Пашкиной К. Г., Лебедевой Н. И., Холмовой А. Н., Данилова С. Н. А память человека, как известно, избирательна и недолговечна. Но все сведения по истории деревень, располагавшихся около райцентра, очевидно ценны, важны и интересны.
По материалам краеведческого музея и Мигутиной И.

Страница 1 2 3 Следущая ›