•  Информационно-новостной портал
  •  
 
15.11.2012 07:47

Вознесеньев день был престольным праздником села Вознесенья-Вохмы.

Вохма. Вознесенская ярмарка.

Вознесеньев день был престольным праздником села Вохмы, так как в Вознесенском храме (теперь разрушенном) в верхней холодной церкви из трех престолов главный был во имя Вознесения Господня. Отмечался он в мае после посевной. А в нижней теплой церкви главный престол был во имя Тихвинской Божией Матери. Старые люди говорили, что престольный праздник существует не только для ныне живущих, но и тех, кто некогда посещал этот храм.
Отмечался праздник широко. Готовились к нему заранее: наводили чистоту в доме и на улице, топили баню. Обязательно постились и с утра всей семьей нарядные шли на утреннюю службу в церковь, где все исповедовались и причащались. В доме готовили праздничное застолье с расчетом на родников, приезжающих на ярмарку.

Вохма. Вознесенская ярмарка.

Праздник Вознесения шел один день, народ прибывал накануне с вечера. С утра центральная улица села от Белькова до Сретенского храма заполнялась телегами с товаром, с которых окрестные крестьяне торговали мукой, молоком, мясом, картошкой, яйцами, деревянной и глиняной посудой, бочками, лаптями, веревками, шерстью, пирогами и даже гороховым киселем. Продав свои товары, крестьяне отоваривались мануфактурой, галантереей, железными и деревянными изделиями. Приезжали купцы из Никольска, Тотьмы, Великого Устюга, Котельнича, Вятки, скупали сельхозпродукты и обозами отправляли за пределы края.
За фунт соли можно было купить пуд муки, за иголки – фунт масла, за роговый гребешок – 20 яиц, за женские сапоги – 3 пуда картошки (по весне). Нарядно одетые женщины в шелковиках, в ярких расписных кашемировых и шелковых шалях, мужчины в рубахах-косоворотках с вышивкой, девочки-подростки в легких светлых платочках. Голова кружилась от шума и от товара, знакомых и незнакомых лиц. И, не дождавшись вечера, звучала уже где-то гармонь, окруженная сразу толпой праздничного люда.
После закрытия храмов в 30-х годах ушла торжественная и духовная часть праздника. Остались торговля и празднование. Народу на празднование приезжало по-прежнему много. Численность населения района вместе с Павином и Боговаровом в то время составляла около 90 тысяч человек. В 30-е годы торговая площадь и рынок находились на месте нынешнего дома мебели и сквера напротив гостиницы. За домом купца Адеева (нынче военкомат) стоял балаган с каруселью. Она была платной. Разрисованных лошадок приводили в движение нанятые для этих целей мужики. Недалеко от карусели стоял большой крытый рынок. По правую сторону от него были ларьки, а на остальной площади размещались телеги с товаром.
Людно было и в «Чайной». Она находилась на втором этаже в доме, что рядом с редакцией, где сейчас частная аптека (в 40-е годы она сгорела). После обеда торговля затихала и с трех часов улицы начинали пустеть. А вечером в ближних деревнях Пустошке, Сосновке часов с шести начинались игрища. Причем в деревнях Подволочье, Сколепово и Сурнаково игрища проходили заранее, а в Вознесеньев день молодежь шла в Сосновку. Собиралось до 500 человек. В центре деревни (в ней тогда было домов 70) стоял колодец с журавлем. Здесь собирался основной круг, а круги поменьше образовывались по всей деревне, и начинался перепев и перепляс. Пели кругом по 10 - 15 человек, выходили и на пару парень с девушкой. Очень ценились гармонисты. Причем играть умели и женщины. В ту пору в округе славился игрой Александр Васильевич Кузнецов, ставший потом первым начальником Вохомского леспромхоза. Кроме песен и частушек молодежь танцевала «Кадриль» и «Метелицу». Выходили на улицу замужние женщины и пели старинные песни.
Заводили, взявшись за руки, круговые песни «Во поле березонька стояла» или «Вейся, вейся, капустка, не развейся», закручивалась цепочка парней и девушек, чтобы распасться опять в перепляс и перепев с частушками под гармонь.
Заканчивались игрища почти всегда дракой. Мерялись силой друг с другом, затем вступали друзья и знакомые или под клич «Наших бьют!!!» шли деревня на деревню. А утром хозяева, чертыхаясь и костеря своих парней и пришлых, шли за новыми кольями и чинили заборы в огородах.
В середине 60-х базары и торговля стали затихать. В 1959 году была введена денежная оплата труда колхозников, в начале 60-х стали им платить пенсию как рабочим и служащим. Был отменен сельхозналог, при котором сельский житель, если он держал корову, должен был сдать молоко или масло, с овец - шерсть, от куриц – яйца или платить налог деньгами. Старый рынок был перенесен не на самое удобное место - на улицу Брагина за нынешним центром занятости населения. На месте рынка был построен кинотеатр «Юбилейный» в честь 50-летия Советской власти.
Записала Г.Коржева по рассказам А.А.Скрябиной, В.В.Шадриной, Л.М.Чичериной, В.С.

Страница 1 2 3 Следущая ›