•  Информационно-новостной портал
  •  
 
14.04.2014 18:55

Вохма.

Вятичи.

Крепостное право, как личная, поземельная и административная зависимость крестьян от помещиков, отменено в России при Александре II в 1861 году. Центральная и южная части Вятской губернии были густо заселены, страдали безлесьем, а крестьянские наделы малоземельные. Обретя свободу, вятичи и хлынули на просторы Сибири, Дальнего Востока, в малообжитые уголки севера Европейской части России.

 Государство помогало в освоении земель, закреплении населения, давая льготы и денежную помощь. А «вятские — люди хватские». Так появились на юге Северных увалов, там, где позднее и был образован Вохомский район, многочисленные починки вятичей. 

Северо-восток Хорошевской волости Ветлужского уезда Костромской губернии обживали в основном переселенцы из-под Котельнича и Даровского.
Одиночкам, робким да ленивым, в дербах было не справиться, не выжить. Ехали заматерелые, умные и предприимчивые мужики с уже окрепшими семьями или молодые, смелые, жадные до дела и хозяйства, настоящие крестьяне, умевшие и могущие в той жизни все. Места под починки загодя разведали, выбирая тщательно, чтобы угодья будущие были плодородные и вода рядом. Нелегко было сниматься с родных мест, от родни, в неизвестность и глушь. Но выбирали свой путь, чтобы не мыкать жизнь, а править ее и строить. Пробивались на лошадях неделями, везя в телегах нехитрые пожитки, инструмент, ведя домашний скот. 

Жили спервоначала в землянках, отвоевывая в раменях ломовой работой, потом и кровавыми мозолями каждый клочок земли. Топором да пилой валили вековые леса под новины, корчевали пни, выжигали подлесок, формируя будущие луга и пашни. Строили сразу дворы и избы. Починки ставили в несколько «дымов», беря и допуская в соседи других людей с выбором. Потому позднее и преобладали в деревнях две-три фамилии. А находились починки верстах в двух друг от дружки, с большим умом и расчетом, чтобы и свое хозяйство обширно вести, и с соседями из-за земли не сутяжничать. 

Работушки было невпроворот, в ней вечерняя заря утреннюю догоняла. И шла она не в тягость, а в радость. Ведь не только для себя, а детям, внукам и их потомкам жить на этой земле. Чему от отцов и дедов научились, оказалось мало, перенимали от людей. На все требовались ум, сноровка и сила. Многажды наведали родные места, завозя мелкий скот, семена яри и ржи-вятки. А уж жито на первозданных гарях родилось баское, зерно — с детский ноготь; снопы в суслонах — стеной. 

За трудами не забывали и предназначение всего живого — дать и вырастить достойное потомство. Местные «жиляне» тоже многое перенимали у починчан, высватывали трудолюбивых и хозяйственных вятченух. А вятичи своих сыновей женили и на окрестных, обрастая широкой и дружной роднёй. Умели не только крестьянствовать, охотились, ремесла знали и в торговле разумели. 

Первопоселенцами-вятичами были три прадеда. У Иллариона Емельяновича Смердова было пятеро сыновей и шесть дочерей. Он с сыновьями зимой занимался конским извозом и торговлей. Ходили извозом в Петербург, Вятку, Яранск, Ветлугу, Великий Устюг, Кологрив, Вознесенье. Везли мясо, сало, мёд, зерно, муку, волокно, холст, рыбу, пушнину, овчину и кожи. Николай Афанасьевич Князев имел семерых сыновей и девять дочерей. Степенная была семья. И сам грамоту знал, и сыновья таковыми на всю округу слыли. Могутным мужиком был Крысан-Хрисанф Павлович Юдинцев. Начнет, бывало, жена блины печь, так полчерепени теста только на него уходило. Уже в старости, доживая у одного из сыновей, доставлял ему хлопоты с остеклением рам. Брался мух давить, так от несоизмеримости силушки выдавливал пальцем и стекла в подзоринах. Держал он и лавку с «красным товаром». Потомок галичан Михей Изосимович Медведев упрям был и себе на уме. Сколь ни сватался, не отдавали за него вятченята единственную дочь-красавицу. Так ведь выкрал, правда, с ее согласия.

Анатолий Смердов. Из книги «Звенел колокольчик».