•  Информационно-новостной портал
  •  
 
24.01.2014 19:50

Вохма. Васьков Игорь Николаевич

С 25 декабря 1979 по 15 февраля 1989 годов шла необъявленная война Советского Союза в Афганистане, где наши войска выполняли «интернациональный долг» - 9 лет и два месяца. Сотни тысяч солдат, офицеров, прапорщиков, вспомогательного персонала прошли через нее. В нынешнем году исполняется 25 лет, как она закончилась, но горькую память о себе оставила навсегда: 50649 человек ранено и искалечено, 14577 наших соотечественников погибло, 417 пропало без вести. Вот эти последние - самое больное на всю жизнь для родных и близких, когда ни в живых, ни в мертвых. Один из них наш земляк - Васьков Игорь Николаевич. 

В ноябре 2013 года Игорю исполнилось бы 50 лет, но война беспощадна и выбивает лучших. Наверняка, был бы он созидательным тружеником, прекрасным семьянином и добрым отцом, но гражданином своей страны, достойным человеком, и солдатом успел стать навеки. 

Биография его коротка. он родился в Алтайском крае, потом семья переехала на родину матери, в Костромскую область, Октябрьский район. Здесь Игорь учился в Забегаевской школе. В 1979 - 82 годах обучался в Вохомском ПТУ. С начала восьмидесятых годов семья проживала в поселке Вохма. В октябре 1982 года его призвали в армию. В Афганистане служил с января 1983, водителем. Пропал без вести в провинции Кабул 23 июля. 

Матери Игоря, Елены Сергеевны Даниловой, не стало через три года после горестной вести о сыне. Не перенесла безысходности - инсульт на 55 году жизни. В настоящее время из его родственников проживают в посёлке Вохма и районе сестра Л. В. Скрябина и три двоюродных сестры. Помнят о нем друзья по училищу и преподаватели. 

- В мертвых мы Игоря не поминаем, - говорит его сестра Лариса Вениаминовна. - Куда только мама не обращалась: в его часть, в штаб и прокуратуру Туркестанского ВО, в газету «Красная звезда», к министру обороны Д. Ф. Устинову, даже в Верховный суд. Ответы примерно однозначны: «Судьба Вашего сына и местонахождение неизвестны. Разбираются компетентные органы». Знают и сожалеют о дяде, которого никогда не видели, мои дочери. Он не пил и не курил, был уважительный, работящий, любил рыбалку. Запомнила его высоким, плечистым, русым, голубоглазым парнем. Нравился девушкам, но дружил только с одной, не разменивался. И друзей настоящих было двое, всегда вместе держались. 

Характеристика из училища перед призывом в армию: «Васьков И.Н. обладает хорошими способностями, активно участвует в общественной жизни училища и группы, теоретически подготовлен. Добросовестен в работе, вежливый, дисциплинированный. Среди товарищей имеет авторитет. Любит художественную литературу. Был комсоргом группы. Хорошо развит физически». 

Почетная грамота, присланная Игорем из учебки: «За безупречное выполнение долга, примерную воинскую дисциплину. Уверен, что Вы и впредь будете служить образцом выполнения воинского долга. Командир в\ч 42440 майор В. Мусатов». 

Небольшая горно-равнинная, исламская и полуфеодальная страна Афганистан, где больше двадцати воинственных народностей, находящаяся на стыке многих государств, с 19 века отстаивала свою независимость от притязаний и интересов могущественных держав. Вот и в той войне против правительства Б. Кармаля, поддерживаемого Советским Союзом, было организовано тотальное военное сопротивление, в котором участвовали и многие другие страны, прежде всего США и соседний Пакистан. И уже на территории этой страны оказался в неволе плененный душманами (моджахедами) солдат Васьков. Там и произошли события, имевшие в дальнейшем международный резонанс. 

26 апреля 1985 г. в специальном лагере афганских моджахедов на территории Пакистана, под городом Пешаваром, в районе Бадабера, восстание подняли содержащиеся там советские военнопленные и, также пленные афганцы из правительственных войск. Этот лагерь был учебно-террористическим центром по подготовке боевиков, а в особой, изолированной зоне находились внушительные арсеналы с боеприпасами и оружием. Военнопленные содержались в подземных тюрьмах в скотских условиях, под бдительной охраной, использовали их как рабов. И никому не известно, сколько их пришло и бесследно исчезло в этих казематах. 

Двенадцать наших изнуренных многолетней неволей солдат не смирились с участью, не пали духом, а решили действовать, вполне осознавая, что в этих условиях вероятность гибели практически неизбежна, но «лучше умереть стоя, чем жить на коленях». Ночью, сняв охрану, вооружились, к ним присоединились и пленные афганцы. Внезапным налетом захватили арсеналы, вступив в жестокий бой с моджахедами. После нескольких предпринятых моджахедами безуспешных атак их командир Б. Раббани (позднее президент Афганистана) предъявил восставшим ультиматум, предложив сложить оружие и сдаться, взамен гарантируя жизнь. 
 
Восставшие отвечали отказом, выдвинув свои условия: предоставление встречи с представителями международного Красного Креста и обеспечить возможность связаться с представителями советского и афганского посольства в Исламабаде. Они высказали, что в случае отказа восставшие взорвут арсеналы с боеприпасами и оружием. Раббани за помощью обратился к командованию пакистанской армии. Бой вновь продолжался. Не сумев и после этого одолеть восставших, их было решено уничтожить. Лагерь расстреляли из артиллерии. Арсеналы взорвались, возникший пожар уничтожил все. 

Все восставшие героически погибли. Но при этом погибли десятки моджахедов, девять представителей пакистанских властей, двадцать восемь офицеров армии Пакистана, шесть военных инструкторов США. Уничтожено три реактивных установки залпового огня «град», более двух тысяч снарядов различного типа и ракет, около сорока единиц орудий, пулеметов и минометов. После чего лидер партии ИОА (Исламское общество Афганистана) Хекматиар Гульбеддин издал приказ с одним только пунктом: «В плен русских не брать! При захвате уничтожить на месте по всей территории Афганистана». 

Об этом еще в девяностых годах был материал в газете «Красная звезда». В еженедельнике «Аргументы и факты», №11, 2003 году в статье известного военного корреспондента В. Сварцевича все описано подробнее, и герои названы поименно. Из двенадцати установлены имена семерых, из них трое из России, в том числе Игорь Николаевич Васьков. Позднее были публикации в газетах «Московский комсомолец», «Труд», «Новая газета». Подробный материал приведен в статье В. Аляскина в апреле 2009 года в «Новых известиях». Есть художественный фильм «Пешаварский вальс». В 2009 году был по нашему телевидению документальный, а позднее и в Украине. Спустя годы рассекречены эти события в СМИ США. У белорусского писателя Н. Чегринца вышел роман «Сыновья», а у нашего известного писателя А. Константинова роман «Кто меня слышит?» о павших героях. Им посвятили свои песни А. Розенбаум и ансамбль «Голубые береты». 

Украина, Беларусь и Казахстан своих установленных граждан давно представили к награждению орденами (посмертно) за мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, а их ближайшим родственникам существует и ежемесячная денежная компенсация за погибшего. Российские же парни по-прежнему числятся в «пропавших без вести». На неоднократные ходатайства района и области и предложения Вохомского РВК по награждению рядового СА И. Н. Васькова орденом Мужества (посмертно) за героический поступок и преданность своей Отчизне штабисты пока неизменно и сухо отвечали: «Не обладаем должной информацией».

Купить обеденный стол недорого со столешницей из искусственного камня в Москве От питера до могилева цена билета