•  Информационно-новостной портал
  •  
 
01.02.2021 18:52

Сегодня уже очень сложно представить судоходство около родного Воскресенского. А мысли о том, что не так давно за сотни километров по реке, вверх по течению в вохомском непроходимом краю ходили пароходы, кажутся вовсе фантастическими.
Верховья Ветлуги и река Вохма были плохо изучены для целей судоходства. Ветлужское Агентство ВВРП организует в 1947–1950 годах специальные экспедиции для исследования условий судового вождения на данных участках.
Летом, в 1948 году в эти края направляется экспедиция, состоящая из командиров судов, продолжительностью в один месяц для полного изучения берегов реки и плеса (Углов М. А. - капитан газохода «В 15», Петухов В.Н. - капитан парохода «Ветлуга», Комин А.П. - капитан газохода «В 61», Храмов Ф.Г. - капитан газохода «В 28», Лапшин А.А. - капитан газохода «В 15», Худяков А.А. - капитан газохода «В 32», Горелов К.Я. - помощник капитана газохода «В 15», Черепанов Н.Ф. - капитан газохода «В 113», Клюкин Е.В. - капитан газохода «В 46», Костров А.В. - капитан газохода «В 44», Туманов А.Д. - штурвальный газохода «В 69», Туманов А.П. - старший штурвальный газохода «В 69», Смирнов А.И. – помощник капитана). Старшим руководителем экспедиции был назначен Петухов Василий Николаевич. 

Вспоминает А.П.Комин - участник экспедиции:
«Для изучения судового хода специальная бригада выезжала в верховья реки. По проведенным обследованиям судового хода была подготовлена лоцманская карта всего верхнего участка реки Ветлуги и реки Вохмы, что давало возможность судам волжского и ветлужского флотов заходить в весеннее время на буксировку плотов и с различными грузами на расстояние более 600 км выше устья Ветлуги, включительно и нижний участок реки Вохма». Для судоходства река Вохма была доступна только в непродолжительный период большой воды. Обстоятельства прохождения судов здесь очень сложные. Обязательно стоит рассказать про Кулебаковский пронос на Вохме. Во время весеннего половодья на горном ходе, имеющем большую вогнутость яра, узкий проход, высокий горный песок и сам пронос, возможность прохождения самоходок по нему делают аварийным и затруднительным. Неоднократно вставал вопрос по открытию судового хода прямо по проносу.
В 1951 году в апреле дистаночные лоцманы самоходной баржи «СТ 30», следовавшей к пункту разгрузки Гробовский мост, с грузом соли весом 344 т на осадке 185 см (Сорокин Василий Иванович), и самоходки «СТ 22», которая также была загружена солью 293 т на осадке 160 см, следовавшей до Пономарева (Смирнов Андрей Андреевич), прошли вверх по проносу, не обставленному обстановкой и также опустились на самоходках, груженых хлебом. Ходовое овладение Кулебаковского проноса позволило совершать безаварийные рейсы по данному участку реки Вохма. Приказом начальника по Ветлужскому Агентству ВГРП пронос стал называться Смирновским, и благодарности и премии получили дистаночные лоцманы. 

Вспоминает  Жильцов Н.И., в 70-х гг. рулевой-моторист:
«Навигация 1974 года была начата рано и в первый рейс мы пошли в верховья Ветлуги и на реку Вохма за грузом зерна. По пути следования, уже где-то на территории Костромской области, нам понадобилось задержаться на сутки. Уровень воды прибывал очень быстро, а в одном из леспромхозов необходимо было загрузить вручную лесом два волжских сухогрузных теплохода. У нас имелась своя крановая судовая установка и пришлось оказать помощь в погрузке.
После захода в Вохму, я был удивлен тем, какая она небольшая. Мне казалось, что ширина реки немного больше ширины нашего теплохода, но до места назначения мы дошли все равно и загрузились зерном для доставки в город Горький. До Горького, благодаря опыту нашего капитана, мы добрались без происшествий. Сдав на мукомольный завод зерно и там же загрузив муку, наш «ГТМ 42» снова двинулся на Ветлугу в один из ОРСов».