•  Информационно-новостной портал
  •  
 
09.01.2016 20:26

Вохма. Село Спас. Городище-городок.


Нечто о «городке» при Вохомском Спасо-Преображенском селе, Никольского уезда.
В не дальном расстоянии от села Спасо-Преображенского, на запад – под угором, на левом берегу по течению реки Вохма находится «городок». Над уровнем воды городок возвышается более двух сажен, имеет в длину около 40, а в ширину около 20 сажен. В настоящее время городок имеет форму продолговато-овальную; первоначальная ли это форма городка, а также насыпной ли он, или натуральный – определить трудно. Западная сторона городка омывается рекой Вохма, а на северной стороне оного заводь или залив той же реки; восточная сторона городка отделена от угора, на котором стоит село Спасо-Преображенское широким и глубоким логом, (копаным или натуральным – неопределимо); южная же сторона отделяется от жилого места на угоре естественной луговой-поёмной равниной. При разливе реки Вохма весной городок окружается со всех сторон водой, высота которой и при больших разливах до высоты городка не доходит по крайней мере на сажень. Если принять во внимание действие вешней воды, которая при разливах напором обрывает западную сторону городка и по настоящее время, то с уверенностью можно сказать, что городок был некогда гораздо более настоящего, а первоначальная форма его была несколько другая против нынешней. Также по остаткам брёвен в гнилом виде, осыпающихся вместе с землёй в вешнюю воду и знаки которых заметны в осыпи летом – едва ли будет большой ошибкой предположить, по крайней мере, несколько искусственное происхождение городка. С жилым местом на угоре в древнее время городок был соединён мостом, знаки которого видны несколько ещё и по настоящее время.
Что городок древнего происхождения и не служил постоянным местом жительства, но устроен жителями по нужде и для известной цели, именно для укрывательства и защиты от бродячих грабителей, это ясно видно из показаний писца Никиты Вышеславцева. В приправочных книгах Никиты Вышеславцева с товарищи 7134 года, от Рождества же Христова 1626 года сказано: Волость Вохма и в ней погост на речке на Вохме, а на погосте церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа тёплая, деревянная вверх, да в городке церковь Страстотерпца Великомученика Георгия – холодная, древяна, клетски, а в церквах: образы и книги, и свечи, и ризы, и сосуды церковныя, и колокола, и всякое церковное строение мирское и приходских людей. На погосте же во дворе поп Алексей Трофимов, во дворе церковный дьячок Фёдор Яковлев, во дворе пономарь Тренька Анкудинов, во дворе проскурница Дарьица, да пять келий, а в них живут нищие, питаются от церкви Божией. Пашни церковныя средние земли пять четей с полуосминою в поле, а в дву потомуж, сена по речке Вохма в Боровом наволоке речки Воча на пожне на Боровом двадцать копен; лесу пашенного три десятины, а не пашеннага – шесть десятин. В Вохомской же волости городок на речке на Вохме был рублен, а ныне поставлен острог стоячий, а в городке шесть пищалей затинных, да шесть пищалей ручных, сто пятьдесят ядер железных, да три слитка свинцу, пять фунтов зелья, двадцать «стрел». 

О числе жителей и населённости Вохомской Спасской местности в то время можно судить по выписке из тех же приправочных книг Никиты Вышеславцева… «Вохомской волости в старых чёрных и с теми деревнями, которыя по приправочным книгам написаны были на денежном оброке, а вытным тяглом и сотным письмом были не обложены, сто две деревни живущих, да шесть пустошей припущены к деревням в пашню, да пять пустошей пашут наездом; а в них двести двадцать пять дворов крестьянских, а людей в них двести семьдесят человек, да двенадцать дворов пустых». Если принять во внимание существовавшие в то время порядки и желание всякого, по возможности, уклонится от формальной записи, то можно с уверенностью предположить о гораздо большей населённости и гораздо большем числе жителей местности, против указанного Никитою Вышеславцевым. Не малым подтверждением этого может служить и то, что жители имели самостоятельное село с тёплой церковью, вполне снабжённую всеми церковными принадлежностями и кроме того имели крепость с церковью внутри ея, тоже снабжённую всем; а таким достатком не многия из современных церквей могли похвалиться и что едва ли возможно было бы при указанном Никитою Вышеславцевым числе жителей. Так хорошо – конечно по времени и месту, устроенную и вооружённую крепость, понятно, жители не могли иметь для чего-нибудь другого, кроме личной и имущественной защиты от бродячих грабителей. Но вопрос в том, кто же были эти грабители? Для защиты от временных и случайных бродяг, каковы были например беглые крестьяне и отпущенные до Юрьева дня и каковы могли быть польские и единомышленные им казацкие воры, ещё долго и после смутнага времени бродившие для грабежа по всей Руси – конечно не было нужды жителям строить целую крепость и в постоянной исправности содержать её. По-видимому, им были известны их постоянные враги, приходившие периодически к ним для грабежей. Не малым доказательством высказанного может служить то, что жители по Вохме и Югу имели целую систему крепостей, конечно устроенных не зря.

Вохма


Так на Вохме, кроме описываемой крепости в городке, такой же, или подобный городок с крепостью был устроен примерно верстах в 100 ниже по течению реки Вохма и ближе к Вятке, в пределах нынешнего Черновско-Николаевского прихода. По Югу были городки: при селе Кичменско-Преображенском, при Михайло-Архангельской Утмановской церкви, при Городецкой вблизи Подосиновца и ещё вниз по течению и ближе к слиянию Сухоны с Югом в шолгских приходах, но в каком именно мне неизвестно. На основании высказанного, с большой вероятностью можно предположить, что в самые отдалённые времена крепости содержались для защиты от Чуди. Новгородцы, вероятно, ходили «В Заволочье» двумя путями - на Северную Двину через Вятку и Вологду, по пути разоряя и грабя местных жителей. В позднейшие же и ближайшие времена грабителями могли быть Вятчане, ходившие со специальной целью грабежа Вохомской и Южской трети и Устюжской области. 

По преданию – в один, едва ли не последний набег, вятчане, возвращаясь с полными лодками награбленного по Югу и по Устюжской волости добра, сделали нападение на вышеописанную Вохомскую крепость. Вероятно набег был неожиданный, или другая какая была причина, только местные жители дали плохой отпор и дело походило на полное их поражение, но разграбления пожитков и полного поражения не случилось только благодаря чуду Страстостерпца Христова Георгия. Предание говорит, что в самую тяжёлую для осаждённых минуту, грабители были напуганы видением святого Георгия, ездившего на белом коне по зубцам острога; в правой руке он держал копьё, которым угрожал грабителям. Устрашённые и вместе поражённые слепотой, грабители в страхе обратились с мольбою к защитнику осаждённых и, побросав всё награбленное в реку Вохму со словами «пусть будет Вохма золотое дно», поспешно спустились на своих ладьях к низу. Подкреплением правдивости предания может служить в настоящее время существующее присловье, широко известное по Вологодской губернии: «Вохма – золотое дно». Местные же жители и по сие время с благоговением чтут память Великомученика Христова Георгия; в честь его в настоящей каменной церкви устроен придельный храм, - 23 числа апреля ежегодно бывает крестный ход на площадь села пред литургией, где отправляется Великомученику молебен с водоосвящением, каковой обычай существует едва ли не в память указанного чуда и с древних времён. В прежние времена в указанное число с крестным ходом ходили на самый городок.

Вохма


По рассказам старых людей, которым лично ещё помнится церковь в городке, кругом себя она имела крытый ход или галлерею (*), который, может быть, был устроен с целью последней защиты людей укрывшихся в церкви. На месте церкви в настоящее время находится голбчик, остальное пространство городка занято частью хмельниками, частью сенокосом. Ранее и в недавние годы, на городке были огороды духовенства, при пахании земли под гряды нередко выпахивали человеческие кости. О других каких-либо находках на городке и около него ничего не известно. В позднейшее время на угоре и неподалеку от городка найдены две медные монеты, одна из них полушка 1703 года (надпись на славянском), а другая величиной в две копейки, одного чекана, но тоньше, разобрать же время выпуска простым глазом невозможно.

(*) То что здесь названо крытым ходом или галлереею, было, по всей вероятности, не иное что, как обычная при старинных деревянных, а иногда и каменных, церквах, крытая паперть, устраивавшаяся большей частью с трёх сторон здания, с западной, южной и северной. Образец такой паперти можно видеть в Вологодском Спасоприлуцком монастыре, при тамошней соборной Происхожденской церкви. Редакц.

Вохма


Из материалов доклада Дубова Д. С.: Комплекс конструкций городища Городок (Костромская область Вохомский район), представленного на заседании XXXVI Урало-Поволжской студенческой археологической конференции.

В 2001 и в 2002 году проводились археологические раскопки городища Городок (Костромская область Вохомский район). Общая исследованная площадь - 112 квадратных метров. Анализ конструктивного комплекса данного памятника является важной частью археологических исследований, обуславливается как перспективами, открывающимися перед исследователями, так и задачами, которые он даёт возможность решить. Изучение данного комплекса делает возможным формирование представления о характере развития этого поселения. Выявление конструктивных отличий памятника даёт возможность оценивать его функциональное назначение. Решение этих вопросов содействует созданию целостного представления о памятнике как о предмете археологического исследования, даёт возможность выявить исторические особенности его развития.
Особенно интенсивная жизнь городища проходит в XIII - XV веках.
Культурный слой памятника условно состоит из трёх строительных горизонтов. В общей сложности представлено восемь срубных строений. В связи с относительно низкой сохранностью конструкций определить размеры, тип и характер построек является достаточно сложным и субъективным. Конструктивный анализ показывает, что большинство зафиксированных строений — однокамерные срубы. Часть построек характеризуются большей площадью, многообразностью конструкции и её элементов (сруб двухкамерный, чётко выраженные фрагменты фундаментов, вероятно наличие каменки). Все представленные строения срублены "в обло".
В первом раскопе на материке фиксируются двадцать три столбовые ямы (десять из них составляют контур частокола), три хозяйственные и одна яма - кострище. Во втором раскопе — три хозяйственные ямы.
По причине разрушения площади памятника постоянно осыпающимся берегом реки Вохма, дальнейшие археологические исследования требуется проводить в рамках охранных мероприятий.