•  Информационно-новостной портал
  •  
 
16.11.2015 20:24

Вохма.


Первая мировая война 1914-1918 гг. была для наших крестьян тяжелейшим испытанием. Правительство рассчитывало на скоротечную победоносную войну и планировало закончить её силами кадровых частей, которые по мобилизации комплектовались запасными, прошедшими военную службу и имеющими хорошую военную подготовку. Но затяжная война и огромные людские потери заставили поставить под ружьё всё мужское население в возрасте до 43 лет включительно, не занятое производством вооружения или выполнением военных заказов, даже белобилетников – которые не планировались к призыву, как в мирное, так и в военное время. При этом требования к военной службе по состоянию здоровья за годы войны несколько раз снижались. Если квалифицированные рабочие военных предприятий освобождались от военной службы (бронировались), то наше крестьянство призывалось практически поголовно. Только с 1916 года стали бронировать отдельных специалистов из числа старших возрастов и ограниченно годных к военной службе. Если учесть, что призыву подлежали мужчины до 43 лет включительно и молодёжь с 17-18 лет (в конце войны), то из 30 призывных возрастов в войска было отправлено не менее 95-97% наличного мужского населения наших волостей. В оставшиеся 3-5% входят явные калеки и те специалисты, которые получили во второй период войны отсрочки от призыва. Добровольцами в армию принимали юношей с 16 лет. Если посмотреть волости вохомского куста (Павинская, Лапшинская, Вознесенская, Соловецкая, Александровская, Лузянская и Черновско-Николаевская), то в абсолютных цифрах количество призванных в годы первой мировой войны превысит десять тысяч человек. Если ориентироваться на общероссийскую статистику потерь первой мировой войны, то погибших было 15% от числа призванных и почти 30% покалечено. Некоторые солдаты, вернувшиеся с войны, имели по 2-3 ранения (из анкет). Если ориентироваться по общероссийской статистике, то наши волости потеряли убитыми более полутора тысяч человек, и почти три тысячи было покалечено. В годы Гражданской войны при освидетельствовании на сборном пункте 1306 человек из числа бывших военнопленных, только 517 были признаны годными к военной службе и отправлены в войска, более половины были забракованы по состоянию здоровья. Через германский и австрийский плен прошло более пятисот уроженцев наших волостей. Такова общая статистика. 

В годы войны половина крестьянских хозяйств осталась без мужских рабочих рук. Основная тяжесть сельскохозяйственных работ легла на плечи женщин, подростков и стариков. Многократно увеличились нагрузки на все крестьянские хозяйства, независимо от их благосостояния. Были повышены имеющиеся налоги и введены новые. Многократно выросли натуральные повинности. Одной из них, постоянно отвлекающих от работы на земельных наделах людей и тягло, были перевозки призываемых на военную службу запасных и ратников ополчения от места жительства в город Никольск на сборный пункт воинского начальника и со сборного пункта до железнодорожной станции. Чтобы представить количество привлекаемых для этих целей сил и средств, можно назвать несколько цифр. Например, наши волости согласно плану подачи подвод выставляли для перевозки призванных огромное количество лошадей с повозками и возчиками: Павинская 898, Лапшинская 2088, Вознесенская 2442, Соловецкая 934, Черновско-Николаевская 1632. Отвлекались от работ люди и лошади, ломались повозки. Если лошадь с возницей (хозяином) использовалась только в течение одних суток или одного рабочего дня, то можно подсчитать, сколько рабочих дней было потеряно только на перевозку мобилизованных. Всё это отражалось на своевременности выполнения сельскохозяйственных работ и количестве произведённой продукции. Сокращались посевные площади, уменьшалось количество скота. Россию, которая до войны кормила не только своё население, но значительную часть продовольствия экспортировала за границу, к концу 1916 года охватил продовольственный кризис. Несмотря на правительственные заготовки и реквизиции, введение с декабря 1916 года принудительной хлебной разверстки, положение с продовольствием всё ухудшалось. Города оказались на грани голода. На этой почве на фабриках и заводах возникали стачки и забастовки, которые привели к февральской буржуазной революции 1917 года и к отречению от престола Николая II. Финалом февральской буржуазной революции стала демократизация армии, создание в войсках Советов солдатских депутатов, различных комитетов, ликвидация единоначалия в армии, итогом чего стала утрата её боеспособности. Из войны Россия вышла революционным путём после прихода к власти большевиков. 
 
Крестьянство было основным воюющим классом, крестьянские хозяйства страдали от недостатка рабочей и тягловой силы; женщины, дети и старики работали не покладая рук. Крестьяне терпели нужду от призыва в армию огромного количества лошадей – основного тягла, от изъятия повозок и упряжи. В ходе войны наши волости ежегодно поставляли сотни лошадей различного качества и назначения (верховые, артиллерийские, обозные 1-го и 2-го разрядов). К примеру, в феврале 1917 года Вознесенская волость поставила 237 лошадей, Лапшинская 271. Большое количество лошадей было поставлено в армию по мобилизационному расписанию. В 1917 году отдельные сельские общества на своих сходах принимали решения об отказе от поставок лошадей, но после вмешательства волостных и полицейских структур поставки выполнялись. Нужно понимать, что поставки лошадей и скота в конце зимы и начале лета больно отражались на экономике крестьянского хозяйства. Твердые закупочные цены на сданную продукцию не отражали реальных затрат на её производство.
Кроме лошадей крестьяне по разнарядке правительства и губернских властей ежегодно сдавали крупный рогатый скот (быков и коров), сдавали сотни голов. Например, в 1916 году Вознесенская волость сдала 744 головы, Черновско-Николаевская 502 головы, Соловецкая в 1917 году 673 головы. Примерно такое же количество скота крестьянами наших волостей сдавалось ежегодно. Гурты скота гнали до станции Шабалино, дальше они отправлялись в пункты назначения по железной дороге. Волостные правления, получив разнарядку на поставку лошадей и крупного рогатого скота, распределяли задание по сельским обществам, а сельские общества производили разверстку лошадей и коров между хозяйствами на своих сельских сходах. Сельская община так планировала поставки (изъятие скота из хозяйств), чтобы не оставить крестьянское хозяйство без рабочей лошади, а многодетные семьи без коровы - кормилицы. 
 
В июле 1916 года было принято правительственное решение о сокращении потребления мяса населением. Это постановление Вологодским губернатором было доведено до уездных и волостных правлений. У крестьян – производителей стали не только принудительно изымать все излишки хлеба, но и ограничили потребление сельским населением мясных продуктов от крупного рогатого скота, телят, овец, ягнят, свиней и поросят. Государство стало жестко контролировать наличие у крестьян скота и изымать излишки всех сельскохозяйственных продуктов. В случае нарушений закона составлялся протокол для привлечения нарушителя к ответственности. Война диктовала свои жестокие законы. С началом войны постепенно был введен запрет на продажу спиртных напитков.
Несмотря на все тяжести войны и регулярные поставки государству всех видов продовольствия, наше население добровольно собирало пожертвования для доблестных российских воинов и беженцев из западных областей страны. В марте 1916 года от Вознесенской волости в адрес благотворительных организаций были отправлены различные продукты и вещи 46 наименований. В том числе: сахар 3 пуда 18 фунтов, чай 13 фунтов, табак 1 пуд 14 фунтов, крупа овсяная 19 пудов, горох 7 пудов 30 фунтов. Среди вещей были: рубахи и кальсоны, платки головные и шапки, полотенца, холст, ситец и многое другое. Всё это было собрано по крохам, каждый приносил то, что мог. Люди, несмотря на своё бедственное положение, поддерживали своих воинов и беженцев, оказавшихся на грани выживания. После получения пожертвований из Ставки в адрес председателя Никольской уездной Земской Управы Попова П.Н. поступила телеграмма следующего содержания: «Милостливый Государь Пётр Николаевич! Начальник Штаба Государя Императора генерал от инфантерии Алексеев приказал мне сердечно благодарить за присланные для наших воинов подарки. Склад подарков имени его Императорского Высочества наследника Цесаревича и Великого князя Алексея Николаевича сердечно благодарит Вас за присланные для наших воинов подарки. Глубокоблагодарный Вам граф Пётр Капнист». 
 
Никольский уезд кроме государственных поставок зерна, скота и других продовольственных ресурсов, поставлял для армии солдатские сапоги и берёзовые болванки для изготовления ружейных прикладов. В уезде работала «Никольская сапожная комиссия», которая объединяла лучших сапожников уезда и занималась пошивом сапог для армии. Специалистами комиссии по Никольскому уезду изготовлялось до тысячи пар сапог в месяц. Более трети мастеров по изготовлению сапог были представителями волостей нашего вохомского куста. Все мастера – сапожники работали на дому и по месту жительства. Учащиеся земских училищ вязали для армии носки из шерсти, пожертвованной населением. В Подосиновской больнице нашего уезда было выделено 25 коек для приёма раненых и больных воинов. Выбор пал на Подосиновец по той причине, что по соседству была железнодорожная станция Пинюг, которая принимала больных и раненых солдат.
Война вызвала и другие изменения в нашем уезде. Осенью 1914 года Никольский уезд принял около 200 пленных немцев, которые использовались на лесозаготовках в казенных лесных дачах, на строительстве и благоустройстве земских дорог и на строительстве земских зданий. Использовались они и в сельском хозяйстве, для молотьбы на земских машинах в хозяйствах призванных на военную службу запасных и ратников ополчения. В Вознесенской волости было 74 пленных немца (в архиве имеется список), но где они работали – не указано. 

В Никольский уезд было отправлено более сотни беженцев из западных регионов страны, но большая часть их размещалась в Опарино, вблизи от железнодорожной станции. В Вознесенье было 2 беженца и 5 беженцев жили в деревне Березино Лапшинской волости. Конкретные имена не названы. Среди беженцев были русские, поляки, латыши, эстонцы и немцы. С 1 октября 1915 года в Вознесенье открыт приют для детей сирот. Заведующей приюта была назначена Анна Васильевна Сверчкова, вдова фельдшера.
В год столетия начала первой мировой войны получена потрясающая новость. 30 января 2014 года в вестях сообщили, что в Тобольске хранится архив первой мировой войны, более семи миллионов карточек, что составляет 45% от общего числа призванных в годы войны. Не сообщили, по какой системе построена картотека, но была выражена уверенность, что картотека будет отцифрована и каждый сможет познакомиться с ней в интернете. Можно надеяться, что в ней окажутся наши солдаты, призванные Никольским по воинской повинности присутствием Вологодской губернии, среди которых мы найдём и своих земляков - уроженцев вохомских земель. Списки призванных в годы первой мировой войны, включенные в шестой сборник «Первая мировая война и вохомские земли», желающие могут проверить и дополнить.