•  Информационно-новостной портал
  •  
 
06.11.2014 19:44

Вохма.

Из истории вохомских земель – 6.

Земли, принадлежащие князьям московским, получили название чёрных или государственных земель, а крестьяне, на них живущие, получили статус государственных черносошных крестьян. Речь о них идёт по той причине, что Вохма, вохомские волости, их территории относились к государственным (княжеским) землям, как и абсолютное большинство земель Поморья, в состав которого входили наши территории. На этих землях испокон веков существовала общинная форма социальной и производственной организации крестьянства. Характерной чертой общинного устройства являлось деление всей земли на две категории. Одна часть земель находилась в общинном пользовании (пастбища, сенокосы, леса, водные акватории), а другая в частном владении крестьянских хозяйств. Землей в общине крестьяне владели чересполосно. Каждый двор получал полосы хороших и плохих земель, ближних и дальних, на пригорке и в низине. Имея полосы в разных местах, крестьянин ежегодно получал стабильный урожай: в засушливый год выручали полосы в низких местах, а в дождливый на пригорках. 
 
Русская поземельная община – это институт коллективного землевладения и землепользования. Суть её состоит в том, что отдельные земельные участки эксплуатируются индивидуально, но право распоряжаться землей принадлежит всему обществу. Община при значительных изменениях демографического состава своих хозяйств производила земельные переделы. Переделы имели своей целью равномерное распределение общинной земли между членами общины, обычно они производились через 20-30 лет. Государство находило выгоду в общинном землевладении, позволяющем вводить круговую ответственность за уплату государственных налогов и выполнение общественных повинностей. Для крестьян эта система была удобна тем, что община брала на себя ответственность за трудоустройство всего населения. Каждая появившаяся на свет мужская душа приносила с собой право на свою долю земли при очередном переделе. Поземельные права черных волостей были достаточно широки. Крестьяне с разрешения общины могли совершать различные сделки с участками, находящимися в их пользовании. Выкупные платежи и все подати (государственные, земские и мирские) наши крестьяне платили сообща, всем миром, который был связан «круговой порукой», то есть коллективной ответственностью. Крестьянский мир должен был платить подати за своих неисправных и несостоятельных членов. Каждый крестьянин (дворовладелец) был прикреплен к своему обществу и без согласия мира не мог выйти из него. 
 
Волость распределяла наделы, следила за правильным использованием земель и угодий, за хозяйственным освоением новых земель, сдавала в наём пустующие волостные земли, вела тяжбы по земельным делам, выкупала отчуждённую землю у новых владельцев. Волость очень внимательно следила за сохранением своего земельного фонда и промысловых угодий, следила за сохранением количества дворохозяев и призывала новых тяглецов на выморочные участки. 

Община поддерживала установленный порядок на всей своей территории. Соседская помощь односельчанам, оказавшимся в трудном положении, занимала важное место в общественной жизни деревни. Отношения регулировались системой отработанных временем норм поведения. Часто помощь осуществлялась через общину. Вдовам и сиротам оказывалась помощь во время сева, во время сенокоса и в период жатвы. Община направляла людей для ухода за детьми и оказания помощи тем семьям, в которых взрослые были больны. Детей – сирот брали на воспитание родственники. Погорельцам помогали трудом и деньгами, сбор средств на эти цели производился сразу после пожара. Община помогала погорельцам вывезти лес и поставить избу. У государственных крестьян существовали общественные хлебные магазины, из которых выделялся хлеб на весь год беспомощным старикам и сиротам. Помощь общины приходила и в период значительных семейных событий: во время похорон, свадеб и в других случаях, если семья в этом особо нуждалась. На таких моральных устоях жили и воспитывались наши предки. Где сейчас те основы доброты и порядочности, которые были основой жизни нашего черносошного крестьянства с древних времён? 

Община держалась на крестьянском самоуправлении. Первой инстанцией этого самоуправления был сельский сход. Сход выбирал сельского старосту, членов сельской расправы – первой инстанции сельского суда и уполномоченных на волостной сход. Члены сельской расправы (2-3 человека) работали под руководством сельского старшины (старосты). Сельский сход решал вопросы приёма в общество новых членов, регулировал вопросы пользования общими лесами и сенокосами, ходатайствовал о нуждах общества, назначал сбор средств на мирские расходы, раскладывал между крестьянами казенные подати и повинности, решал вопросы по отбытию молодыми людьми воинской повинности. На сельский сход приглашались только главы семейств. 
 
Волостной сход состоял из выборных от сельских обществ, обычно по одному представителю от 20 дворов. Сход выбирал волостного старшину, заседателя (на правах заместителя) и членов волостной расправы – второй инстанции сельского суда. Важной персоной волостного правления был волостной писарь, который был грамотен и подготовлен для этой работы, так как вёл всю переписку с уездом, писал прошения от имени крестьян в различные инстанции. Волостной и сельский писаря назначались и утверждались уездными чиновниками.