•  Информационно-новостной портал
  •  
 
22.06.2014 21:16

Вохма.

Мне хочется рассказать о своём прадедушке. Эта история начиналась в далёком 1937 году. Вохомский район в это время относился по территориальному делению к Вологодской области. Жители починка Заставский Вохомского района так же, как и все в нашей стране, пострадали от сталинских репрессий. Прадеда моего, Фёдора Александровича Кокоулина, обвинили по доносу в том, что он якобы хотел сжечь в колхозе «Лесохимик» несколько копен сена. Вместе с ним арестовали ещё шесть земляков. В 1939 году 23 августа Вологодский областной суд осудил их всех по статье 58 Уголовного кодекса РСФСР. Фёдора Александровича Кокоулина осудили на десять лет лишения свободы без права переписки. Наказание он отбывал в Буинском районе Татарстана. 

С началом Великой Отечественной войны и из мест лишения свободы стали набирать людей в действующую армию. У прадеда имелась возможность войну пересидеть в лагерях. Земляки, находившиеся вместе с Ф. А. Кокоулиным в одном лагере, советовали ему – «Фёдор, война страшная идёт, не ходи на войну, в лагере отсидимся, домой придём целыми и с деньгами». Прадед им отвечал, что сидеть безвинно не может, лучше идти на войну, где будет шанс судимость погасить. По существующим нормам, лица, осужденные за преступления, посылались в штрафные роты. Срок прохождения службы в штрафной роте был в зависимости от срока осуждения. Бойцы штрафных войск, получившие ранение на поле боя, считались свою вину искупившими. После излечения, такие люди направлялись в обычные воинские части. Прадеду, осужденному на десять лет лишения свободы, время службы в штрафной роте должно было быть не менее трёх месяцев, если бы он остался жив и не получил ранения. Но штрафные роты постоянно использовались на самых сложных фронтовых участках, где остаться невредимым и целым было почти нереально.

Вохма.

Ф. А. Кокоулин был призван Буинским райвоенкоматом Татарской АССР и направлен в Марийскую АССР на станцию Суслонгер, в 361 стрелковый запасной полк. Оттуда прадедушка смог писать своим родным письма. Сохранилось два письма Ф. А. Кокоулина.
    
Первое письмо – (орфография сохранена) - номер полевой почты 36990е. 

Станция Суслонгер. Фёдор Александрович Кокоулин. 

«Во первых строках своего письма шлю пламенный свой привет многоуважаемой жене Марие Дмитриевне, многоуважаемой дочери Клавдие Фёдоровне, сестре Таисье и мамаше, Валентине с сыном Анатолием, а ещё всем по низкому поклону и пожелаю многова счастья и доброго здоровья. Многоуважаемая Маня, напиши письмо и пошли адрес брата Аркадья, зятьёв и др. 
До свидания, пока, остаюсь жив и здоров». 19.05.1943 года. 

Второе письмо - (орфография сохранена) - номер полевой почты 33829, Аркадию Александровичу Кокоулину. Марийская АССР Суслонгер. Полевая почта номер 36990к.
Станция Суслонгер. Кокоулин Фёдор Александрович. 

Сторона1. 

«Многоуважаемый Аркадий Александрович! Я жалею Вас и вашего детства, и я перед вами извиняюсь в том, что я в вашем детстве когда-то Вас беспокоил, это прошу простить всё, жму Вашу руку и посылаю свой братский поцелуй. И быть желаю здоровым и невредимым. До свидания, пока».

Сторона 2. (в письме первую строку можно прочитать только частично) 

«…Вас. И доброго здоровья желаю, многого счастья в Вашей жизни. И быстрой победы над врагом - гитлеровской гадиной, вечной Советской земли. И домой вернуться целым и здоровым, невредимым ничем. И своих родных увидеть - Мамашу и всех знакомых. Многоуважаемый Аркадий, я опишу Вам про свою жизнь, что ушёл я с Красной Армией свою Родину защищать. Мое здоровье хорошее, невредим пока ничем. Из дому получил письма, дома пишут, что хорошо живут, письма получаю, отзыв от Ивана Толмачева, Павла В., от братанов не получил и от вас тоже. Как письмо получишь, пиши. Ответа я жду от вас с большим нетерпением, как от своего родного брата. До свидания, пока, остаюсь жив и здоров». 27.7.1943 года. 

После непродолжительного обучения прадед был направлен в штрафную роту, в 129 стрелковую дивизию, тридцать пятый стрелковый корпус, шестьдесят третья армия, Брянский фронт. Во время Брянской наступательной операции, проводимой Воронежским фронтом, 63 армия, где и находился Ф. А. Кокоулин, вела наступательные бои. Штрафники использовались на самых сложных наступательных участках, где обычным подразделениям невозможно было выполнить поставленных задач.

Вохма.

В таких атаках выжить было очень сложно. Вот и Фёдор Александрович Кокоулин, мой прадед, погиб в бою при высвобождении от врага русской земли в 1943 году, 8 сентября. Он был похоронен в деревне Глажево Орловской области (сейчас – село Глажево, Брянская область, Навлинский район). 

Отправленная родным похоронка затерялась. Длительное время считался прадед пропавшим без вести. До сей поры в Книге Памяти по Вохомскому району есть строчки – «Фёдор Александрович Кокоулин, 1908 года рождения, урождённый починка Заставский, Вохомский район Вологодской области, призывался Вохомским райвоенкоматом, в 1942 году пропал без вести». Осталась от прадеда два письма из запасного полка и фотография. Огромное спасибо всем, кто помогал найти мне место захоронения прадеда – Крушинской И. П., Голышевой К. Ф., и сайту www.obd-memorial.ru. 

В постановлении Президиума Верховного суда РСФСР от 18.07.1990, приговор вынесенный Вологодским областным судом от 23-24 августа 1939 года, а также определение судебной коллегии Верховного суда РСФСР по уголовным делам от 2 ноября 1939 года в отношении Фёдора Александровича Кокоулина, Дмитрия Николаевича Кокоулина, Михаила Игнатьевича Кокоулина, Логиона Федотовича Галашова, Ивана Петровича Кокоулина отменены и делопроизводство прекращается ввиду отсутствия в их действиях состава преступления. 

Вечная память!


Дворецкий Федор Александрович.