•  Информационно-новостной портал
  •  
 
06.04.2014 17:57

Вохма. Герасимов С.С.

Из истории вохомских земель - 2.
Герасимов С.С.
Из древней истории.


Историки считают, что территория Русской равнины в третьем-втором тысячелетии до новой эры была заселена племенами охотников и рыболовов. Для существования малочисленного населения вполне хватало природных ресурсов. Земледелие и скотоводство не были развиты, ещё не было железных орудий труда, которыми можно было расчистить от леса необходимые для земледелия площади. Это стало возможным лишь после овладения металлом, что в нашем крае произошло в первом тысячелетии до новой эры. В этот период на Русской равнине стало развиваться земледелие и скотоводство. Люди стали разводить свиней, коров и коз. До прихода славян на землях Русской равнины проживали угро-финские племена, основой хозяйства которых были охота, рыболовство и подсечно-огневая система земледелия (заволочьская чудь, карелы, лопари, самоеды, зыряне). 

Карелы жили на Карельском перешейке, северном и северо-восточном побережье Ладожского озера. К северу от них лежали земли лопарей (саамов). В бассейне Северной Двины и по её притокам, включая реку Юг, обитали племена чуди заволочьской. По реке Вычегде и её притокам жила пермь вычегодская (коми), по реке Печоре – печора, на европейском Севере жили самоеды (ненцы). В верховьях Унжи и по реке Ветлуге жили черемисы. Славяне стали заселять Русскую равнину со средины первого тысячелетия нашей эры. 

В 9-10 веках местные северные племена стали тесниться славянами – выходцами из Новгорода, а позднее из ростово-суздальских земель. В 13 веке образовалась Устюжская земля под управлением ростовских и белозерских князей. В состав Московского государства она вошла в 1474 году после падения Ростовского княжества. Движение славянских племен на северо-восток сопровождалось ассимиляцией финских племен: веси в районе Белоозера, муромы на нижней Оке, мери (черемисов) по озерам Ростовское, Переяславское и Галичское. С приходом славянского населения черемисы постепенно вытеснялись на восток и через несколько столетий западной границей их проживания стали берега реки Ветлуги. 

Вохомские земли входили в состав Поморья. Освоение славянами земель Поморья началось в 10-11 веке. В 12-15 веках Поморье составляло совокупность территорий, контролируемых Новгородом Великим. С 16 века Поморье вошло в состав Московского государства, в 22 поморских уездах жили свободные государственные крестьяне. Помещичьего землевладения на поморских землях практически не было. Часть земель принадлежала монастырям, владели землёй и купцы Строгановы. 
 
Во второй половине 11 века княжеские междоусобицы и набеги половцев привели к ослаблению Древнерусского государства, а затем к распаду его на несколько самостоятельных княжеств, а так же на Новгородскую и Псковскую республики. Новгородская республика (1136-1478), образовавшаяся на северо-западе Руси с центром в Новгороде Великом, оказала непосредственное влияние на заселение славянами многих отдаленных территорий, включая берега Северной Двины, Ваги, Онеги, Сухоны и Юга. С правобережных и левобережных притоков реки Юг были удобные волоки в реки волжского бассейна, которые регулярно использовали во время своих экспедиций отважные новгородские ушкуйники. На своих легких судёнышках они ежегодно отправлялись за добычей по речным системам в разные концы от центра своих владений. Уже в 1174 году новгородцы утвердились на берегах Вятки, основав город Хлынов (ныне Киров) и город Котельнич, который возник на месте взятого новгородцами черемисского городка Каршарова. Котельнич стал пунктом новгородской колонизации, расположенным южнее вохомских земель. Земли по берегам реки Ветлуги ниже устья реки Вохмы так же были подвластны Новгороду Великому.

Вохма.

Новгородцами ещё ранее были основаны опорные пункты по берегам рек Юг и Луза в непосредственной близости от вохомских земель. Уже в начале 11 века новгородцы совершали походы за Урал (за каменные ворота). Одновременно они обустраивали волоки, которые вели от верховий рек северного бассейна к верховьям рек южного бассейна. Самые близкие к вохомским землям удобные волоки из рек северного бассейна в реки волжского бассейна находились западнее и восточнее реки Вохмы. Западный волок существовал с левобережных притоков реки Юг на реку Пыщуг, впадающую в Ветлугу. С восточной стороны существовал регулярно используемый волок с реки Лузы (приток реки Юг) на реку Молому, впадающую в Вятку. Эти волоки охватывали вохомские земли с двух сторон. Исследуя водные пути региона, новгородские ушкуйники не могли оставить без внимания и бассейн реки Вохма, а так же возможность устройства волока с реки Юг на реку Вохму. Трудно утверждать были ли опорные пункты новгородцев где-то на берегах реки Вохма, например в устье реки Вочь, но можно предполагать, что русло реки Вохма в течение 12-14 веков ими было обследовано и нанесено на рабочие карты и планы. 
 
По существующей легенде после взятия черемисского городка Каршарова черемисы из-под Котельнича с реки Юмы покинули обжитые места, и ушли на берега Энера (Ветлуги) – в места дикие и глухие, не заселённые человеком. Окрестные леса тогда кишели дичью и зверем, а полноводные реки кипели от всплесков рыб. Такая характеристика на тот период была дана нашим землям. На берегу Ветлуги в 1240 году черемисский князь Коджа Ералтем основал город Якшан, будущее Кажирово. Это первое упоминание о землях, соседствующих с бассейном реки Вохмы. Историки склонны утверждать, что славяне, пришедшие на земли коренных народов, мирно с ними сосуществовали – не было причин для вражды, так как финские племена занимались охотой и рыболовством, а у славян основным занятием было земледелие. Слабые и миролюбивые финские племена не оказывали активного сопротивления славянским пришельцам, а уходили на соседние земли или жили вперемешку с пришельцами. Однако это было не совсем так или не всегда так. 
 
В данном случае новгородцы напали на черемисский городок Каршаров, покорили черемисов и переименовали городок в Котельнич. О мирном соседстве здесь речи не идёт. А черемисы, не сумевшие дать должного отпора, ушли из-под Котельнича на берега Ветлуги. Аналогичное явление наблюдаем на западных территориях, а позднее при присоединении к русскому государству Сибири. Из «Повести временных лет» узнаем, что в 9 веке мери (черемисы) жили по берегам озёр Ростовское, Переяславское и Галичское. Из исследований Д.П. Дементьева следует, что в 1170 и 1171 годах ветлужские луговые черемисы воевали со славянскими поселенцами под Галичем. От Галичского озера за два столетия они были оттеснены до берегов рек Унжи и Ветлуги, но ещё предпринимали попытки возвратить свои угодья, хотя и безуспешно. По записям русских летописей ветлужские черемисы воевали с галичскими князьями и во второй половине 14 века в 1351, 1352, 1354, 1358, 1360, 1362 и 1372 годах. В 15 веке на обломках Волжской Булгарии возникло Казанское ханство (1438-1552), в составе которого воины-черемисы всегда были грозными противниками русских княжеств. 
 
Территория в бассейне реки Вохма и верховьях Ветлуги после покорения Новгорода (1478) и Вятки (1489) вошла в состав московского государства, но мира на восточных землях не было. Казанские татары вместе со своими подданными (черемисы, вотяки, чуваши, башкиры) ежегодно направляли сильные рати на русские земли, где грабили, убивали, сжигали селения, оставшихся жителей уводили в плен. Черемисы были самыми многочисленными в составе казанских орд. В 1508 году более 30 тысяч черемисов участвовали в походе казанцев на русские земли. В 1524 году черемисы разгромили почти 150-тысячное русское войско на Волге, а всю добычу отправили в Казань. В 1505, 1524 и 1537 годах, во время совместных набегов черемисов и татар на русские земли, было взято в плен множество русских людей, включая детей и женщин. До покорения Казани орды казанских татар и их союзников жгли русские города и села, убивали людей, уводили их в плен. 
 
Один из летописцев сравнивая набеги татар 1-й половины 16 века с Батыевым нашествием писал: «Батый протек молнией русскую землю; казанцы же не выходили из её пределов и лили кровь христиан как воду. Беззащитные укрывались в лесах и в пещерах; места бывших селений заросли диким кустарником. Обратив монастыри в пепел, неверные жили и спали в церквах, пили из святых сосудов, обдирали иконы для украшения жен своих усерязами и монистрами (серьги и бусы); сыпали горящие угли в сапоги инокам и заставляли их плясать; оскверняли юных монахинь; кого не брали в плен, тому выкалывали глаза, обрезывали уши, нос; отсекали руки, ноги и – что всего ужаснее – многих приводили в веру свою, а сии гнали христиан как лютые враги их. Пишу не по слуху, но виденное мною, и чего никогда забыть не могу». Русские пленные многими тысячами сажались на земли казанских феодалов, многие из них обращались в мусульманскую религию и вливались в состав казанского народа. 
 
В 1530 году черемисы были основными строителями казанского посада, они же в количестве 12 тысяч воинов остались охранять город после бегства из него Сафа-Гирея. В 1551-52 гг. черемисы были одной из самых активных сил, обороняющих Казань. При осаде и взятии Казани погибло 60 тысяч черемисов. Казань была взята московскими полками 2 октября 1552 года, из казанского плена было освобождено около ста тысяч русских людей. Это были люди из Вятской, Пермской, Устюжской, Вологодской, Муромской, Галичской, Костромской и других северо-восточных земель. Обратим внимание на пленников из Галичских земель. Среди них могли быть русские люди, пытавшиеся селиться на берегах Ветлуги или Вохмы. После взятия Казани восстания луговых черемисов произошли в 1571-1572 и в 1580-1584 годах. 
 
Эти записи помогают представить, какое противодействие было со стороны коренных народов русской колонизации восточных земель до последней трети 16 века и установить: «могло ли до покорения Казани появиться постоянное русское население на берегах реки Вохма?»


мебельная фабрика нева санкт петербург