•  Информационно-новостной портал
  •  
 
28.02.2014 19:32

Вохма.

Из переписи 1626 года.
С. С. Герасимов.

Волость Вохма, а в ней погост на речке на Вохме, а на погосте церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа теплая деревянная, да в городке церковь Страстотерпица Христова Георгия холодная деревянная клетцки, а в церквах образы и книги, и свечи, и ризы, и сосуды церковные, и колокола, и всякое церковное строение мирское приходских людей. На погосте же во дворе поп Олексей Трофимов, во дворе церковный дьячок поп Федор Яковлев, во дворе пономарь Тренка Онкудинов, во дворе проскурница Дарица, да пять келей, а в них живут нищие, питаются от церкви божии. Пашни церковные середние земли пять четей с полуосминою в поле, а в дву потому ж. Сена на речке на Вохме в Боровом наволоке пониже речки Вочи на пожне на Бродовой 12 копен. Лесу пашенного 3 десятины и непашенного 6 десятин. 

На Спасском погосте, в будущем селе, стояла единственная церковь на вохомских землях, да ещё одна церковь в городке. Здесь начиналось основание Вохомской волости, здесь находилось волостное правление. В районе Спаса стояла половина всех деревень Вохомской волости. На месте будущего Никольского погоста в низовьях реки Вохмы стояло только 7 деревень. 

Пять первых деревушек стояли в районе будущего Вознесенского погоста по речке Вочке, которая записана как речка Вотцкая. Столько же деревень стояло в районе будущей Троицы. Все деревни стояли по берегам речек и ручьев, из них крестьяне брали воду для водопоя скоту, для питья и для приготовления пищи. Преимущественно использовалась только вода природных источников. Единственный колодец записан в деревне Молоковская, поэтому при переписи он служил привязкой для характеристики ближайших деревень (Другая Молоковская на колодезе). От Спасского погоста, как центра волости, начиналось заселение реки Вочь, там стояло десяток однодворных или двухдворных деревень. Не исключено, что основу заселения бассейна реки Вохмы положили первые Вочевские починки, откуда до берегов реки Вохмы было «рукой подать». Но первый церковный погост возник на берегах реки Вохмы, на главной водной артерии. Большинство деревень в районе Спаса так же состояли из одного-двух дворов. Самые крупные из них: Власовская 5 дворов, Воеводино, Дроздово, Огапитовская и Крадихинская по 4 двора. Ещё десяток деревень имеют по 3 двора: Ивашевская, Семёновская, Молоковская, Другая Молоковская, Олексеевская, Сакулинская, Киселевская, Ожиганово, Соловьево Раменье, Федорщино. 

Обратим внимание на наличие в городке церкви Страстотерпица Христова Георгия. Церковь холодная деревянная, но в ней есть всё для проведения церковных обрядов. О городке имеется только общая информация:

 

Вохма.

«В Вохомской же волости городок на речке на Вохме рублен, а ныне поставлен острог стоячей, а в городке 6 пищалей заспинных, да 6 пищалей ручных, 150 ядер железных, да 3 сванки свинцу, 5 фунтов зелья, 20 стрел». 

Остальное можно только домыслить, взяв за основу более распространенный вид городков начала 17 века. Археологическими раскопками 2001-2002 гг. установлено, что размеры городища были до 160 метров в длину и до 40 метров в ширину. Городище представляет собой платформу, на которой стояло древнее укрепление - город, для наших местностей городок. В средние века, при слабом развитии в Поморье гужевых путей, главенствовали водные (речные) пути сообщения. Поэтому и крепости строились на речных путях. Место под городок, для лучшей защиты его, выбиралось при впадении притока в основную реку или в речной излучине, невдалеке от впадения притока. В этом случае уменьшался объем земляных работ для формирования городища, так как сухопутная часть городища отделялась от суши валом и рвом, заполняемым водой. При этом ширина рва часто составляла более десятка метров. 

На Спасском городище зафиксированы следы 8 срубных построек. Строительство Спасского городка совпадает с периодом активного освоения Сибири русскими людьми, преимущественно выходцами с европейского Севера, когда городки и остроги служили базой для освоения и закрепления за Московским государством новых земель. Укрепление считалось городом, если оно имело не менее 5 башен и прочные рубленые стены (городни), которые друг с другом и с башнями соединялись срубами прямоугольной формы. 
 
В нашем городке, вместо рубленых стен, был поставлен острог стоячий. Это говорит о том, что стены городка были из вертикально поставленных бревен, которые могли достигать в больших городах высоты до 6 метров. Наиболее реальная высота в нашем случае не более 4 метров. Стена могла быть «стоячей» и «косой» (с наклоном внутрь укрепления). Стена могла быть врытой в землю или поставленной на грунт с опорой на козлы, что чаще бывало при «косой» стене. Стена могла быть с помостами для верхнего боя или без них. В данном случае фигурирует название не города, а городка, то есть города в миниатюре, небольшого укреплённого пункта. 

В Устюжском уезде на реке Юг стоял Подосиновский городок в устье речки Пушмы на 117 км от устья, а ещё выше Кичменский городок в устье реки Кичменьги. Ныне это районные центры Кировской и Вологодской областей. В любом случае наши городки были более легкими укреплениями по сравнению с крупными сибирскими городами 16 - 17 веков. Кичменский городок, возникший в 15 веке (1468 год) был основан как укрепленный пункт на подступах к Великому Устюгу на одном из основных путей из волжского бассейна в северный. Располагался он в 10 км от Устюга Великого выше по течению, откуда до центра уезда на гребных судах можно было дойти за 2 суток. 

На этой основе он был хорошо укреплён и мог выдержать длительную осаду. Укрепление имело 5 башен, ров, земляной вал, ворота из брусьев на пятах. В 16 веке в Кичменском городке появилась церковь.

Вохма.

Городок на реке Вохме был, несомненно, небольшим укреплением и количество башен у него было не более четырех. Башни в большинстве случаев были четырехугольными или шестиугольными и рубились как обыкновенный сруб. Высота их была такой, чтобы обеспечивать достаточный обзор прилегающей местности. Навряд ли башни в Спасском городке были выше 6-8 метров. В башнях делались проезжие ворота. Чтобы увеличить высоту башен в верхней их части делали смотровую надстройку на столбах на срезе верхней части крыши. Могло быть в Спасском городке две или три башни. За двух или трёхбашенное строение может говорить наличие 6 ручных и 6 заспинных пищалей, по две или по три на каждую башню. 

Однако, и одна башня могла быть с двумя, тремя или четырьмя бойницами (о два, три, или четыре боя). Форма городка была, быстрей всего прямоугольной, которая более рациональна для размещения внутренних построек. Сами башни в городах и городках были не только фортификационными сооружениями, но выполняли хозяйственные и другие функции. Башни использовались под жилые помещения, служили амбарами-хранилищами, тюрьмами и караульными помещениями. В башнях устраивались часовни и церковные звонницы. Вероятно, в башне и располагалась церковь Страстотерпица Христова Георгия. 

Пространства внутри городка было достаточно для размещения в нем десятка стрельцов, а при необходимости и населения соседних деревень. Обычно в городовой стене, или вдоль её, размещалась изба, где жили стрельцы или казаки. В другой избе размещались городовые люди, в третьей избе волостное правление. Была караульня и поварня. В большинстве государевых острогов и городков, кроме жилых домов, значились и «съезжие избы» (канцелярии), так как городки и остроги одновременно были и административными центрами. В данном случае Спасский городок был центром Вохомской волости. В городках располагались и «государевы амбары». 

Таков был общий замысел и назначение городков начала 17 века, в годы большой смуты, когда вооруженные отряды и шайки поляков, шведов и прочего разбойного люда бродили по русскому Северу. Кто же был строителем Спасского городка? Строили его местные крестьяне, которые работали на строительстве в порядке отбытия государевых повинностей. Даже строитительство городовых стен в уездных городах ложилось на плечи уездного крестьянства. При этом уездная повинность распространялась не только на крестьян соседних волостей, а на все волости уезда. Например, по одному человеку о 100 дворов «с лошадью своей и с телеги и с кирками и с заступы и с топоры на год». А община решала вопрос государевых повинностей по своему усмотрению: или меняла своих крестьян через определенное время, или собирала деньги на наем рабочих, взамен натуральной повинности. 

Кто был в стрельцах? Вероятно, что первая команда прибыла из уездного центра Великого Устюга. Позднее в стрельцы могли призываться рекруты из местного населения. Такая практика существовала в те годы в Сибири, когда в её столице Тобольске сотни молодых людей, прибывших из центральных и северных уездов, ежегодно верстались в стрельцы и казаки, после чего отправлялись в дальние городки и остроги. Чем занимались стрельцы? Несли дозорную службу в городке и в его окрестностях, боролись с ворами и разбойниками, несли службу на дальних заставах волости, занимались строительством и ремонтом городских изб и укреплений, выполняли другие поручения уездных чиновников и волостной администрации. 
 
Вохомская волость, как самая удаленная от уездного центра, для борьбы с «ворами и разбойниками» с 1620-х годов была обеспечена государевой военной силой, которая несла службу в волостном центре - Спасском городке. Стрельцы стояли на государевом содержании, но могли иметь свой земельный участок для занятия земледелием. 

Выводы о древности Спасского городка пока ничем не обоснованы. Даже толщина культурного слоя от 80 до 120 см может говорить только о том, что на этом месте когда-то было человеческое поселение и в древности берега реки Вохмы были обитаемы. Испокон веков люди жили на берегах рек, и обитаема была не только территория, прилегающая к устью реки Вочь. Если городки Подосиновец и Кич-Городок, возникшие в 15 веке по реке Юг, защищали подступы к Великому Устюгу, ставшему крупным хозяйственным и торговым центром, то кого даже в 15 веке мог защищать Спасский городок? Только безлюдные и безбрежные лесные дебри. Если и было поблизости малодворное поселение, то в случае появления разбойного люда, жители просто могли укрыться в лесах. За древность городка авторы публикации, вероятно студенты, ратуют по фрагментам расписной посуды, покрытым «прозрачной бирюзовой поливой со следами черной подглазурной росписи, которая производилась в городах Золотой Орды...». Даже присутствие этих древних фрагментов не говорит о древности Спасского городка. Эта посуда могла изготовляться веками и после Золотой Орды. Могли до 17 века сохраниться отдельные элитные экземпляры посуды 13-14 веков. Например, в семьях торговых устюжан, откуда и попали они на берега Вохмы. Пока достоверно известно из переписи 1626 года, что «в Вохомской же волости городок на речке на Вохме рублен, а ныне поставлен острог стоячий...». То есть вертикальные стены из бревен были поставлены в 1626 году, которыми и завершилось строительство городка, ибо без стен нет и укрепления. А рубленые постройки, башни и первые избы были поставлены в предыдущие годы. Другого нам, пока, знать не дано. 

Перепись выявляет редкое явление среди государственных черносошных крестьян первой четверги 17 века. Некоторые из них к переписи 1626 года уже имели свои фамилии. Однако, основная масса нашего крестьянства получила фамилии позднее, в период 1-й подворной переписи 1646 года. В деревне Третьей Средней на вохомском кряжу на проточке на верхове Фефильцова плеса (ныне Загатино) записаны Фочка Семёнов Шадрин и Левка Иванов Клеопин. По соседству в деревне Плоской записаны Васка Андреев Скрябин и Елизарко Фимин Скрябин. В деревне, что было Займище Меньшое Раменье записан Сенка Микитин Дворецкой. В деревне, что было Займище Худобинское, записан Федка Семёнов Худобин, а в Ивановской (Ковалево тож) - Якушко Иванов Ковалев. В Олексеевской записан Ивашко Микифоров Кузнец, а в Чечурино на речке Воче братья Омельянко и Петрушка Матвеевы с фамилией Ушаковы. Не исключено, что фамилии раньше других получили те крестьяне, которые выступали свидетелями или поручателями при составлении грамот на получение льготы по уплате податей, даней и оброка при разработке нового участка. Они выступали посредниками между государем, так как земли были государевы, и крестьянином. Если со временем появлялись спорные вопросы, то без знания фамилии поручителей труднее было найти в общей крестьянской массе. Приведу по этому поводу пару выписок из настоящей переписи. 

В Вохомской волости отданы вновь на льготу пустошь Оверинская у деревни Кондратьевские на речке на Воче пониже речки Пызмаса, а в приправочных книгах Юрья Стромилова с товарищи 128 году та пустошь не написана, отдана на льготу Вохомской волости крестьянам Гришке Павлову, да Ворошилку Микитину Злобиным на 4 года от лета 7132 году июня 30 числа до лета 7136 году июня по 30-е ж число. А в ней пашни перелогом середние земли 2 чети без полуосмины в поле, а в дву по тому ж. Сена меж пол и по врагом 5 копен. Лесу пашенного 2 десятины, а непашенного 4 десятины. Во льготе полчети выти. А в те им льготные лета на той пустоши дворы поставить и пашню роспахать, и поля огородить и сенные покосы росчистить. А как льготные лета отойдут, им с тое пустоши всякие государевы подати и мирские розметы платить с волостными людьми вместе с получети выти, а порука по них в том, что им на той пустоши Оверинской дворы поставить и пашню роспахать и поля огородить, и сенные покосы росчистить, и всякие государевы подати и мирские розметы платити с волостными крестьяны вместе. Toe же волости крестьяне: Кондрашка Иванов Огарков, да Кубаско Микитин Злобин, да Гаврилко Семёнов Иванов, да Фомка Павлов Злобин, да Карпик Петров Рыков, да Ортемко Микитин Злобин. (Выступали поручителями или свидетелями). 

Пустое место Черный лес на речке на Березовке против деревни Купршины и против Розсох Березовских отдано на льготу Вохомской волости крестьянину Куприянку Иванову на 3 года от лета 7132 году июня 30 число до лета 7135 году июня 30 число. И в те ему льготные лета на том пустом Березовском месте двор поставить и пашню роспахати, и поля огородить, и сенные покосы росчистиь. А как льготные лета отойдут, и ему, Куприянку, с того пустого места дань и оброк, и всякие государевы подати и мирские розметы платити с волостными людьми вместе ежегод бесперерывно. Тое же волости крестьяне: Гришка Яковлев Будилов, да Бессонко Гуляев Останин, да Кабанко Микитин Злобин, да Третьячко Завьялов. 

Что касается наличия фамилий в низовьях реки Вохмы, то и здесь в предыдущие годы отдавались участки на льготу. Деревня, что была пустошь Круглая, на нижнем конце Фефильцова плеса вышла изо льготы в 132 году, а в приправочных книгах Юрья Стромилова с товарищи в 128 году в тягле и во льготе была не записана. (Это как раз по соседству с деревнями Плоской и Третьей Средней (Загатино). 

Указан и другой повод для получения льгот.
Деревня Займище Естихино на речке на Васкове отдано на льготу тое же деревни Естихина крестьянину Ефтифейку Иванову на 3 года от лета 132 году июня 30 числа да до лета 135 году июня по 30 число для того, что во 132 году в Петров пост ту деревню Естихину и двор ево со всем животы и с хлебом и скотом сожгли разбойники без останка, а в ней место дворовое Ефтифейково. Пашни паханые, середние земли 2 чети без полуосмины, да лесом поросло 2 ж чети без полуосмины в поле, а в дву потому ж. Сена по речке по Воче на росчисти 10 копен. Лесу пашенного 3 десятины, а непашенного 6 десятин. Во льготе полчети выти, а в пусте то же. А в те льготные лета в той деревне двор поставить по прежнему, а как льготные лета отойдут и ему Ефтифейку с тое деревни дань и оброк и всякие государевы подати и мирские розметы платити с волостными крестьяны вместе ежегод беспереводно по прежнему же.