•  Информационно-новостной портал
  •  
 
21.01.2014 18:58

Вохма.

Краткая история о становлении, расцвете и упадке Заставского. В 80-е годы XIX века приехали (пришли) три брата Кокоулиных - Андриан, Абрам и Сергей из Вятской губернии на починок Заставский (см. Столыпинский указ о заселении хуторов). Но основателями починка были Кузнецовы: Арсон, Ефим и Степан, которые приехали сюда из деревни Застава ... Место для жизни и работы было удачное. Во- первых две реки: Малый Парюг и Беленькая, и ручьи: Федюнин лог, Крутой лог, Холодный лог. Во-вторых, леса ... сплошные леса, ради которых и пришли сюда Кузнецовы и Кокоулины. 

Если к концу XIX века было в Заставском 6 хозяйств, то к началу 30-40-х годов XX веха стало уже 21 хозяйство. Хозяин, живя единой большой семьёй вместе со взрослыми сыновьями, снохами и внуками ... постепенно строил хоромы для каждого сына ...» Так, у Андриана Раховича, моего прадеда семья насчитывала 20 человек. На сенокос выходило до 11 человек... 

В 1917 году в один вечер "отошли" от отца три сына и стали жить и хозяйство вести в заранее построенных домах. Младший сын Игнатий остался в родительском доме. Между Кузнецовыми и Кокоулиными сначала не было согласия из-за пожен, выпасов, пахотной земли. Но путем браков постепенно устанавливались добрые соседские отношения. Так, Кокоулин Андрей Абрамович женился на Кузнецовой Варваре Степановне. 

В двух километрах от Заставского возник починок Беленький - название починку дала речка. В трёх километрах на восток появилась деревня Чащёвая, название которой дала тоже речка ... А ещё дальше от Чащёвой через 3 километра на берегу реки Малый Парюг стал строиться починок Галышёвский (первые жители Галышевы). 

Для пашни подсекали лес, корчевали пни, т.е. делали всё что нужно, чтобы на месте лесной глухомани стали полосы пригодные для посева ... Расчистить от леса, распахать, заборонить, засеять, дождаться урожая, убрать его вот чем были постоянно заняты наши родители, деды и прадеды. Конечно, работали все по-разному и полосы одного хозяина отличались от полос другого...
Забегая вперёд повторю мамины слова : “Андриановские полосы ещё и в колхозе лучше родили “. Раз под боком реки, лес, то и рыбу ловили, и охотились, и грибы, ягоды собирали. Но основным было земледелие и разведение скота. По пашне, по сенокосным угодьям, по скотине во дворе судили о крестьянине. Поговорка того времени "Не держись за лесни, а держись за если(кормушку)". Всё, что нужно было для жизни - производили крестьяне сами... 

Тот небольшой перечень товаров, который не производили покупали в селе Спас (Семёновское), что в 20 км от деревни или в селе Вознесенье (Вохма), что в 56 км, куда ездили в ярмарочные дни. В эти сёла товар привозили на лошадях люди купца Чичерина из Великого Устюга ... 

В Великий Устюг везли на продажу хлеб, лён, пушнину, кожи. До 1930 года магазина в Заставском не было. В начале 1900 года была построена водяная мельница, на р. Парюг жителями починка Заставский и деревни Чащёвой... (Действовала меленка до 1958 года, в 1958 году взорвали из-за того, что мешала сплаву леса). Позднее в починке Заставском был построен маслозавод, где “ “били" льняное масло из льносемян (маслозавод работал до 1931 года). Конечно, все работы проводились вручную.. В деревне избы не знали запоров, вот амбары и житницы, где хранился хлеб, закрывали на замок. Хлеб берегли. В домах были глинобитные печи, а кожух и труба клались из кирпича (кирпич делали сами). 

В престольные праздники жители починка Заставский ходили или ездили в церковь села Спас. Посещение церкви было большим событием в жизни каждой семьи... Престольные праздники, свадьбы, проводы в армию гуляли сообща с удалью. Запрягали лучших лошадей в выездную упряжь, одевались в лучшие наряды... Пива варили на 10 - 20 пудов, т. е. по 40-60 вёдер... До
1925 года наша деревня относилась к Северо-Двинской губернии Никольского уезда. С 1925 по 1936 годы деревня относилась к Северному краю (сюда входили Архангельская и Коми губернии). С 1936 по август 1944 года к Вологодской губернии. А с августа 1944 года к Костромской области. 

В 1929 году была организована Заставская лесхимартель, которая вырабатывала паровой дёготь, колёсную мазь, смолу, скипидар. Изготовляли также столы, табуретки, кадки, лыки, бочки, колёса, сани.
В 1931 году дёгтекуренной завод получил переходящее Краснов знамя, с которым 1 мая 1931 года мужчины и молодёжь ходили на демонстрацию. Да! Проходили 2 раза строем вдоль деревни и пели ... Интернационал. 

Летом 1931 года прошла коллективизация. Создание колхозов - процесс очень трудный для крестьян. Дед по отцовской линии, Андрей Абрамович в колхоз не вступил. Другой дед, Митрофан Андрианович сначала вошёл в колхоз, потом видя уравниловку при распределении среди работящих и лодырей вышел из колхоза. Советская власть свою силу проявляла к "непокорным" т. е. стали давать им неплодородные земли. Только облагородят выделенный участок, только землица начнёт родить отберут, и так было несколько раз. В конце концов и наши вынуждены были войти в колхоз. 

Кстати, сначала он назывался "Лесохимик". Первым председателем колхоза был Кузнецов Иван Арсентьевич, который до этого был председателем комитета бедноты. Рассказывают, что у председателя созданного колхоза был портфель, а в портфеле том был кисет с табаком, спички и бумага для закручивания самокруток. Грамоту "знал" - расписывался только. 

Колхоз купил 2 молотилки, несколько плугов (пятирядки), жнейку и лобогрейку. Вся эта "техника" приводилась в движение лошадьми. Без лошади немыслима была никакая работа, будь - то пахота, боронование, вывозка леса, навоза. Как при единоличном хозяйстве, так и в колхозе работали все: от малого до старого К 1935 году в Заставском было 29 дворов с числом жителей 140 человек, в т. ч. трудоспособных было 100 человек (Заставское население пополнилось жителями починка Беленький, откуда к 1935 году выехало 8 семей. Несколько семей из Беленькой уехало на Кубань).
Всё трудоспособное население было разделено на три бригады. До войны закреплено было за колхозом земли 509 га, в т. ч. больше половины занимали леса, остальное луга и пашня. Пашенных земель было около 125 га. В колхозе, перед войной было 30 лошадей, 60 коров, 100 овец, 20 ульев с пчёлами. За хорошие показатели в пчеловодстве Кокоулин Михаил Игнатьевич должен был ехать на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.
Колхоз "Лесохимик" сдавал государству зерна 36 тонн, мяса 12 тонн, масла 5 тонн. Кроме этого, каждый колхозный двор обязан был сдать в виде налога государству 56 кг мяса, 12 кг масла, 80 кг картофеля, шерстью и деньгами нужно было ещё дополнительно расплачиваться. В 1935 году в починке Заставском стало действовать ещё одно Государственное предприятие Средне-Вохомский лесопункт. Действовал лесопункт до 1958 года.
Таким образом, в одной деревне Вохомского района было два государственных предприятия (лесохимия, лесопункт) и колхоз. Три деревни, особенно починок Заставский пострадали в 1936- 39 годах в период репрессий. Так,1 января 1936 года были арестованы Кокоулин Тихон Андреевич, 1890 г. р. на 10 лет, Кокоулин Александр Андрианович, 1875 г. р., Кокоулин Игнатий Андрианович, 1878 г. р. на 2 года, Кокоулин Евгений Петрович , 1911 г. р. на 4 года, Кокоулин Фёдор Антонович 1908 г. Р. на 10 лет. 

Шесть месяцев шло следствие, а в июне 1936 года их судил ревтрибунал при закрытых дверях, определив разные сроки заключения по 58 ст. (см. выше). В 1937 году судили вторую партий заставских мужиков: Кокоулин Фёдор Александрович, 1908 г. р., Кокоулин Иван Петрович, 1910 г. р., Кокоулин Дмитрий Николаевич, 1910 г. р., Кокоулин Михаил Игнатьевич, 1898 г. р., Кокоулин Павел Андреевич, 1895 г. р., Кузнецов Алексей Васильевич, I9II г.р. Последними были арестованы Кокоулин Алексей Андреевич, Кокоулин Пётр Аверьянович. Кроме Кокоулиных, был арестован Николай Маркович. 

А всего репрессировано было 25 мужиков, из них 5 человек умерли в лагерях ..., ушёл на фронт и не вернулся Кокоулин Фёдор Александрович. Остальные, пройдя лагеря, вернулись в Заставское. Писали доносы, указывали на "врагов народа" два брата Криницыных и учитель Лужин «все трое голь перекатная и трутни. " Ретивость" Криницыных объясняется ещё и тем, что один из братьев, Иван Степанович, был председателем лесхимартели. В 1932 году Кокоулин Фёдор Антонович будучи ревизором, выявил у Криницыных присвоение казенных денег, за что Криницына судили и дали 10 лет. Отсидев 3 года, попал под амнистию, вернувшись он решил мстить, а тут как раз время сталинских репрессий ...
 
В года войны ушли на фронт 34 человека, вернулись в Заставское 17 человек (см. "Книгу Памяти" Вохомского района. Год изд. 1992). После войны произошло слияние колхозов "Лесохимик" и Совет" и стал один колхоз "Совет". Ho! Отсутствие работящих мужиков, которых уничтожили в лагерях или на войне, бегство молодежи из деревни под всякими предлогами, "мудрое" руководство одного из Криницыных, привело к тому, что колхоз, стал слабеть, и в 1958 году колхоз прекратил своё существование. На базе колхоза было создано подсобное хозяйство, принадлежащее Вохомскому леспромхозу. «Лесхимартель» тоже вошла в I960 году в Вохомский леспромхоз. Конец 50-х - начало 60-х годов был коротким периодом нового расцвета Заставского: приезжали новые семьи, строились новые дома, перестраивались старые ... появилась начальная школа и клуб. Было проведено электричество. Начав получать деньги( зарплата, пенсия) пусть и небольшие, жители деревни стали покупать вещи невиданные в тех краях: радиоприёмники на батарейках, кровати, диваны, стулья, часы настенные с боем, мотоциклы, велосипеды и т.д. 
 
Красива была наша малая Родина! Идёшь бывало, а дорожка-матушка сделает очередной поворот и ... перед глазами деревня наша - двумя рядами пошли ... пошли дома от лесохимии к речке Беленькой, а от неё в гору до поворота от поворота до дороги, ведущей в Чащёвское поле ... Дома в деревне стали добротные, благо кругом были леса. У домов росли тополя, черёмухи ...,под окнами почти у каждого дома палисадничек со смородинкой и калинкой ... Распаханные поля расходились от деревня "увалами", подходя к реками и ложкам. 

Но! ...Вновь созданное подсобное хозяйство было неприбыльным, потому что мясо и молоко получаемое от животноводства, овощи выращенные на полях предназначались для рабочих близлежащих лесопунктов Вохомского района, для рабочих ....которые в те годы ещё сами держали много домашнего скота. Раз для продуктов не было сбыта, значит не было и доходов. 

А тут ещё политика государства по ликвидации "неперспективных деревень". И начиная с 1968-69 годов работоспособное население стало постепенно разъезжаться ..., в основном в Воробьевицу и Среднюю Вохму. Как говорится "разъехался народ по белу свету". Пожилые люди тянули с переездом, держались за деревню, пока позволяло здоровье. До 1974 года в Заставском жили : Кокоулин Михаил Игнатьевич с женой Марфидой Аверьяновной, Кокоулина Марина Митрофановна, Анфиса Марковна, Анфиса Чащёвская. В 1974 году выехали из деревни последние жители: сёстры Кузнецовы Наталья и Екатерина Ефимовны. 

Спустя сто лет со дня основания починок Заставский перестал жить. Сто лет ... - Короткий для деревни век, но это не вина её жителей. События века (революция, коллективизация, раскулачивание, война) и кампания по ликвидации "неперспективных деревень" сжили крестьян с земли.
©