В следующем году посёлку
Вохма исполнится 356 лет. Наиболее раннее упоминание о нем (1658 г.) в исторических документах нашел наш земляк, ныне живущий в Москве, краевед Валентин Иванович Попов.
В прошлом наше село носило красивое и звучное название - Вознесенье - по
главной белокаменной церкви Вознесения Господня, остатки которой и сегодня напоминают нам о былом величии. Кроме центральной церкви в селе была Сретенская кладбищенская церковь, а в 1915 г. начато было строительство собора, но до революционных событий успели заложить только фундамент (теперь на этом месте районный центр досуга).
Возникновению села Вознесенье-Вохма немало способствовало пересечение старинных гужевых торговых путей, по которым ещё в допетровские времена доставлялся русскими купцами свой товар в Москву и к побережью Белого моря, через которое Россия держала связь с Европой.
В обозах везли топлёное масло и сало, хлеб, лен, мясо, щетину, дичь.
После реформ Петра I, когда основная торговля с зарубежными странами велась через Балтику - «окно», прорубленное в Европу, - развитие северных торговых путей стало затухать. Но Вознесенье продолжало оставаться большим торговым селом. До XX века в селе проводились крупные (некоторые были двухнедельными) ярмарки: Алексеевская, Благовещенская, Вознесенская и Семеновская. На ярмарки съезжались торговцы и закупщики из городов Великий Устюг, Вятка, Котельнич, Ветлуга, Кологрив и т.д. На Семеновскую конную ярмарку приезжали даже казанские татары. Рогатый скот гуртами направлялся из Вохмы на Ветлугу и Котельнич.
К концу XIX века в селе Вознесенье имелись конторы костромских, архангельских и устюжских купцов и фабрикантов по заготовке сырья: чабаевская, грибановская, контора Линденга и другие. Закупку кожевенного сырья и сала производило в Вознесенье отделение торгового дома братьев Каликиных из города Галича, которые снабжали Вохомский край кожевенными и бакалейными товарами. Они имели в селе свечной и салотопенный заводы, крендельное и пряничное производство. В селе было два спиртоводочных завода. Их владельцы Ногин и Казаков содержали в селе тринадцать кабаков. Купец Казаков владел также самыми крупными мельницами на реке Вохма.
Вохма в то время была невелика - всего несколько улиц, 2 каменных дома – волостное правление (теперь в этом здании РОВД), дом того же купца Михея Казакова (библиотека) и здание церковно-приходской школы (музей). Каменные одноэтажные лавки (где сейчас магазины) принадлежали церкви; они сдавались в аренду торговцам и купцам. В.И. Попов указывает, что Вознесенской церкви принадлежало 30 торговых лавок.
С 1915 г. на главной улице села разрешалось строить только двухэтажные дома. В селе было почтовое отделение, почта поступала и отправлялась три раза в неделю, причем доставка производилась только по селу Вознесенье.
Учебные заведения были представлены церковно-приходской школой, открытой в 1867 г., одноклассным министерским училищем и городским четырехклассным училищем
смешанного типа (т.е. здесь могли обучаться и мальчики, и девочки). Вот что докладывал в
1911 г в Никольскую уездную земскую управу о состоянии вверенного ему Вознесенского училища учитель-инспектор М. Русиновский-Пуцято:
«...Педагогический персонал училища состоит из 8 лиц: почетный смотритель училища Никольский купец Александр Иванович Исупов - утвержден в должности господином попечителем Санкт-Петербургского учебного округа на трехлетие с 1 января 1909 г. Учитель-инспектор М.М. Русиновский-Пуцято состоит в этой должности с 1 июля 1908 г. Законоучитель, священник Александр Александрович Одинцов, занимает должность с 1 августа 1908 г.
Учитель Никандр Иванович Грачев служит с 1 июля 1910 г. Учитель Артур Иванович Попов в службе по городскому училищу с 1 марта 1908 г.
Врач Александр Федорович Капустин на службе по училищу числится с 19 августа 1909 г.
Мастер-руководитель ремесленного отделения Александр Макарович Соколов,
окончивший ремесленное училище цесаревича Николая, на службе с 1 октября 1910 г., преподает ремесло кузнечное, слесарное и токарное, а также ведет работы по черчению и рисованию.
...К 1 сентября сего 1911 г. учащихся состоит всего 129 учеников и 12 учениц... По сословиям учащиеся делились следующим образом: крестьянских детей -121, мещан и духовного звания - 4, чиновников - 1.
Вознесенское городское училище и ремесленное при нем отделение содержатся на соединенные средства казны и Никольского земства. В текущем году на содержание училища следующие суммы: 1) правительственного пособия на содержание состава служащих училища - 3075 руб.; 2) на хозяйственные расходы от казны - 200 руб.; 3) на то же от Никольского уездного земства – 975 руб.; 4) специальные средства училища составляются из ежегодных взносов почетного смотрителя (100 руб.) и сбора (платы за учение по два рубля в год на каждого ученика).
На содержание ремесленного отделения поступила следующая сумма: 1) правительственное пособие - 900 руб.; 2) от Никольского земства – 500 руб.; 3) от Вознесенской волости - 100 руб.
...В отчетном году беднейшим ученикам оказывалась материальная помощь из пособия, ежегодно отпускаемого земством в количестве 150 руб. на нужды учащихся.
Пособия были выдаваемы в виде платы за квартиру, отпуска хлеба и пищевых продуктов, заведения одежды и обуви, кроме того, за 8 учеников была внесена плата за обучение".
Заметный вклад в развитие образования в вохомском крае внес Пансофий Ильич Федоровский, проработавший в школах более 35 лет. В начале XX века он работал заведующим Вознесенским одноклассным министерским училищем.
За труды по народному образованию П.И. Федоровский 6 апреля 1903 г. пожалован званием почетного гражданина селе Вознесенье. Он заведовал бесплатно народной библиотекой, устраивал народные чтения с «волшебным» фонарем, вел воскресные занятия со взрослым населением и т.д.
Впоследствии сын П.И. Федоровского Владимир с женою Софьей Александровной (в девичестве Азловой) также посвятили себя делу народного образования в Вохме. Их имена занимают достойное место в огромной плеяде замечательных вохомских учителей.
Первое медицинское учреждение в Вознесенье - лечебница - была открыта вскоре после 1870 года. Причем в ней не было «постоянных кроватей», и приходящие больные получали только совет фельдшеров, имеющих в своем распоряжении небольшую аптечку, кровососные банки, «карманный набор и вообще все принадлежности для производства малой хирургии». Для помощи роженицам в селе имелась повивальная бабка.
В 1883 г. было построено каменное здание для Вознесенской лечебницы. Внизу была амбулатория, а вверху жили фельдшера. Зав. Вознесенской лечебницей в это время был Михаил Автономович Перов.
Шли годы. Здравоохранение постепенно развивается, и уже к 1900 г. Вознесенская
больница имела операционную, перевязочную, 6 палат для общих больных с 43 кроватями, комнату для родов с 2 кроватями. Врач получал 1500 рублей в год, из которых 100 руб. вычиталось за квартиру и отопление. Заведовал лечебницей в эти годы А.Ф. Капустин.
В 1917 году в селе Вознесенье было создано культурно-просветительное общество, объединившее всю местную интеллигенцию. Число членов общества насчитывало сто тридцать пять человек, в их числе 3 врача, 3 агронома, 9 студентов, 40 учителей. Вохомско-Вознесенское общество обращало на себя внимание современников широкой постановкой своих мероприятий. Главным источником средств были спектакли, которые дали в 1917 г. более 2200 руб.
Обществом было
поставлено 12 спектаклей, 2 концерта,. 12 платных кинематографических сеансов. Все культурно-просветительные учреждения помещались в одном доме, переданном обществу земством. В библиотеке тогда было свыше 1800 книг, 350 человек читателей. Читальню при библиотеке посещали зимой до 70 человек в день, летом - до 40. Общество имело музей с отделами: географическим, естественноисторическим, медицинским, сельскохозяйственным и техническим. Посещаемость музея достигла
зимой 15-20, летом - 5-10 человек. Обществом издавался «Местный еженедельник», в
котором наряду с политическими статьями публиковались статьи по кооперации,
медицине и сельскому хозяйству.
В то же время обществом была организована и метеорологическая станция
второго разряда. Вот таким было наше село в прошлом.
О последующих в XX веке переменах и
изменениях в истории села мы надеемся рассказать в ближайшем будущем.