•  Информационно-новостной портал
  •  
 
10.12.2013 18:12
Из всех районов Костромской области Вохомский район - самый большой. Вохомская земля воспитала много талантливых самородков. В 1928 году первый в мире киномеханик Н.Р. Шмидт на самодельный радиоприемник поймал сигнал бедствия дирижабля "Италия". В Вохме родился один из первых драматургов Советской России П.С. Козлов. В 1920 году им был основан в Вохме второй в республике рабоче-крестьянский театр им. Луначарского. За период Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза были удостоены несколько вохмичей. 

Сейчас повсюду можно встретить наших земляков: от Прибалтики до Чукотки, от Крайнего Севера до Юга. Все вохмичи любят свой вохомский родной край и, конечно, его историю, природу, а также, седую древнюю старину. Река Ветлуга пользуется особой любовью. К ней неравнодушны и взрослые, и дети. О ней рассказывают легенды земли вохомской, она воспевается в стихах. Об этой реке и о Заветлужье и пойдет рассказ в предложенном ниже очерке. 

Дикие таежные леса теснили реку. Вековые вязы, словно огромные великаны, протянув свои корявые мощные ветви - руки к небу, охраняли её покой. Шорох листвы убаюкивал её в ложе. То был Энер. Угрюм и суров, нёс он тёмные холодные воды свои. Несколько тысячелетий тому назад не было реки Волги. Ещё в период второго великого оледенения при отходе ледника, истоки нынешней Оки и Волги впадали в Дон, но за многие столетия сантиметр за сантиметром левобережье будущей Волги опускалось.

Вохма. Ветлуга

Уклон земли в сторону Энера и Праунжи становился всё сильнее и сильнее. Наконец, настал такой момент, когда один из притоков Праунжи принял в себя истоки Волги, породив начало великой русской реки.
Седая Волга - река! Матерью тебе приходится Унжа, Энер твой дед. 

На левобережье Энера под защитой сосен и елей раскинулось черемисское (черемисы - древнее название марийского народа, подразумеваются луговые черемисы, охотники.) селение Якшан. Якшан - сейчас село Кажирово Заветлужской администрации Вохомского района. 

Раньше они жили между двумя реками (Сурой и Окой), на земле обильной рыбой и зверем. Были сильны. Имелся у них свой кугуз, то есть князь - правитель, и часто ходили воевать либо сами по себе, либо за определённую плату, выдаваемую им соседями. Черемисам жилось там привольно, но недолго продолжалась спокойная жизнь: новгородние (Великого Новгорода) дружины разорили их селения, порушили город Кошкаров, переименовали его в Котельнич. 

Не сумели черемисы дать должного отпора, не смогли преодолеть своих разногласий князья. Ощутив запах добычи, хлыновские воины осмелели. (Центр Хлыновской земли - город Хлынов. Основан как укрепленный военный пункт новгородцами в конце двенадцатого века. В наше время город Киров.)
Все чаще и чаще они нападали на и без этого уже опустошенные поселения. В один из таких набегов в плен взяли жену великого черемисского князя Ералтема Коджи красавицу Лугу. 

Не выдержал великий князь горя. Собравшись, с остатками верных ему черемисов, направился с родной реки Юмы (приток Пижмы, впадающий в реку Вятку) в места глухие и дикие. Непуганые олени, соболь, многочисленные хатки бобров и прочая разная живность попадались на пути. Утрами от всплесков рыбы вскипала поверхность реки. Понемногу светлели лица черемисов. Благодатным был здешний край. 
 
В 1240 году на левом берегу Энера основал Коджа Ералтем город Якшан, а чтобы своих соплеменников оградить от дальнейших набегов недружелюбных племен, позвал Коджа священников из Великого Новгорода, и была в Якшанге поставлена церковь во славу строителя и чудотворца Николая. 

И Коджа сам с некоторыми своими приближёнными решил принять христианство. С той поры к великому князю, наречённому при крещении Елеазаром, предстал наплыв черемисского народа из Галичской и Вятской земель, который выходил оттуда, не имея в спокойствия своих местах от иноплеменных и междоусобных войн. Великий князь переселенцев принимал гостеприимно, устраивая новые поселения по Энеру: Булаксы, Шангу и другие. Укреплялось черемисское племя. Шли годы... 

Однажды черемисское селение пришло в движение. Плач и рыдания женщин заглушался временами воинственными криками мужчин. Глухой ропот черемисского народа подхватывало и разносило многоголосое эхо. На берегу реки Коджа Ералтем стоял перед трупом женщины. Это была Луга, его жена. Она сбежала из хлыновского плена, но переплыть своенравного Энера не смогла... С тех пор зовётся Ветлугой Энер. От черемисских слов женщина - "вет" и Луга - имя жены князя.

Вохма. Ветлуга

В прошлом осталось мрачное название Энер. Сейчас уже Ветлуга величаво несёт свои воды, вобрав в себя всю прелесть и женственность красавицы Луги. Туманы, поднимающиеся над рекой, жемчуг ранних утренних рос напоминают о слезах княгини, пролитых в плену. Рано, чуть только заалеет на востоке, подойди к реке - и ты ощутишь, как река дышит, наполняя силой, той самой гордой силой, которой владела черемисская княжна Луга в борьбе за счастье и любовь. 

Миновали века... Как и встарь чудесна Ветлуга. Одеты белым ожерельем кувшинок края омутов. На кручах пламенеет кипрей. Медовый запах разносит окрест таволга. А как прекрасны её пойменные луга! Растает снег, весенним светлым золотом купальниц и одуванчиков отливают они на солнце, укрывают землю белым ковром тысячелистника и ползучего клевера. Знойным летом запестрят синими колокольчиками и геранями, белыми ромашками, желтыми головками пижмы, красными - клеверов, шелковой зеленью злаковых трав. 

Историю эту хотелось закончить благодушной концовкой, призывом - беречь природу. Но не будем лукавить. Гибнет река потихоньку. От сплава, которому не видно конца, замываются ямы. Падающая на дно кора деревьев, разлагаясь, выделяет сероводород - смертельный смердящий яд. Водометные катера рушат берега. В нерестилищах круглогодично стоят сети. Наши крестьяне не знали заморской рыбы кроме селёдки. Предки торговали осетрами и стерлядью. Прочую рыбу ловили в осеннее время, солили в бочках, используя во время постов. Не время ли и нам опомниться, а где надо можно и власть употребить.