•  Информационно-новостной портал
  •  
 
29.04.2013 18:01

Вохма. К Дню Победы

В боях за Мурманск, Киркенес, Петсамо.
Вглядитесь в это лицо и осанку - шолоховский казак Пантелей Прокопьевич, да и только! А повоевать - показаковать старшему сержанту И. М. Скрябину пришлось в Заполярье почти пять лет. 

Призвали в июле 1941 года двадцатилетним, а житейский опыт сельские парни приобретали рано. Четыре класса проучился, а дальше труд наравне со взрослыми. Все работы крестьянские прошёл, плотницкое дело освоил, в лесопунктах лучковой пилой лес пилил и трелевал на лошадке. 

Сначала в сержантскую школу в Грязовце направили, - рассказывает Иван Михайлович. - А осенью, не доучив, расформировали, и всех на фронт, людей не хватало. В Архангельской области часть формировалась. Мы в ботинках с обмотками, холодно. Обмундировали в белые овчинные полушубки и маскхалаты, ватные брюки и валенки, вооружили винтовками и на передовую под Мурманск, в отдельный лыжный батальон. Потом в Карелию перебросили, немецко-финские войска тогда пытались заблокировать Заполярье. Сразу из вагонов вместе с морской пехотой в бой пошли. Тут получил легкое пулевое ранение в ногу. Потом отделением командовал во взводе разведки. Местность там сильно пересечённая: сопки, речки, озёра. Один раз группу диверсантов финских заметили, обезвредили и в плен взяли. Хотели они железнодорожный мост взорвать, при них много взрывчатки было, бикфордов шнур. За это медалью «За отвагу» наградили.

Вохма. К Дню Победы

Перитонит случился при возвращении из одной вылазки, ведь воду-то пили - какую придётся. Вытащили свои, едва выжил, вовремя привезли в медсанбат. В сорок четвертом перебросили снова под Мурманск, в десятке километров от Норвегии. Снова наступление, потери с нашей стороны были большие, я контузию получил. Участвовал во взятии норвежского города Киркенес. За это есть благодарность командования. Потом вручили медаль «За оборону Советского Заполярья». Снова отвели в Карелию, в Петсамо. Был заместителем командира взвода, боевых действий больше не было. Занимались сбором снарядов и оружия на местах боёв, стояли в охране. Тут и Победу встретил.
 
В сорок шестом, весной, домой вернулся. Сорок пять человек нас из деревни Плоской на войну ушло, а вернулось - двадцать два. В колхозе работал финансовым инспектором, а тогда в сельсовете было 980 хозяйств. На тракториста выучился и работал, в лесу, плотничал, а заканчивал лесником. Живёт ветеран в родной деревне, в доме, своими руками выстроенном. Овдовел, стал из-за последствий контузии незрячим, но присутствия духа бывалый воин не теряет: волевой, бодрый, с прекрасной памятью. 
 
Социальный работник М.Н.Павлова за ним ухаживает, да и дети постоянно. Пятеро их, внуков четырнадцать, да и правнуков уже десять. Вот и в этот раз застали у отца Татьяну Ивановну, работавшую бухгалтером в СПК «Дружба»: готовит, прибирается, баню для отца топит. Старшая, Надежда Ивановна, в селе Никола живет, работала агрономом. Сын, Михаил Иванович, в Вохме в лесничестве инженером по лесопользованию работает. Только младшие не здесь: Владимир - офицер, Нина - в Кирове.
 
Заметил на стене низко повешенный пряжкой на гвоздь широкий старинный кожаный ремень. Вспомнилось, что в детстве видел у отца почти такой же, армейский, с войны, он на нем опасную бритву правил. Иван Михайлович с улыбкой пояснил: И этот для той же нужды шестьдесят пять лет служит. Вот после бани бриться буду. Еще и памятен - с пленённого мною финна. Такой вот трофей-раритет хранит. 

В настоящее время Скрябин Иван Михайлович живёт в районном центре. 
                                                                                                                                       А. Смердов. 2010 год.
©