•  Информационно-новостной портал
  •  
 
21.09.2015 20:23
В середине шестидесятых в нашей области стали говорить о самобытном фольклоре. Именно в то время собирались по крупицам материалы, ездили по деревням, записывались обряды, песни, припевки.
После этого вохомский коллектив начал пробовать свои силы. Самый первый хоровод «Сашенька-Машенька» дал ансамблю «путевку в жизнь». На него собирались зрители в Костроме, Москве. Первые результаты вдохновляли и окрыляли. Хотелось создавать ещё новые и новые номера. Пополнялся творческий багаж коллектива. «Светлица», «Метелица», «Верейка», кадрили, дробилки завоевывали победы в региональных и областных конкурсах, а самое главное - зрительскую любовь. Ленинград, Тбилиси, Горький, Польша - гастролировали много. Менялись руководители, менялся состав. Но ансамбль всегда удивлял и радовал зрителя. Сохранить статус народного коллектива в течение многих лет не просто.
- Состав постоянно меняется, - рассказывает нынешний руководитель Алла Александровна Яблокова, - уезжает учиться молодежь, уходят в армию юноши. Но мы «лицо» стараемся не терять и подтверждаем это своими представлениями. В 2012 году коллективом подтверждено звание народного. В нынешнем тоже предстоит подтверждение. Но репертуар у нас разнообразен и богат, думаю, коллективу это по силам. 

Алла Александровна руководит с 2009 года. С семидесятых годов она неизменная участница, ей знаком весь репертуар ансамбля. Разговор с руководителем начался с вопроса о наименовании коллектива.
- «Вохомские узоры» - это соединение бережного отношения к нашему культурному наследию, традициям и обычаям вохомского края, к разнообразию и богатству старинной песни и пляски, к народному костюму с искусными узорами танцевальных движений, - сообщает Алла Александровна. Прошу поделиться тайнами создания номеров, рассказать о самых трудных моментах.
- Начнём с самого сложного - изменения состава коллектива. Для того чтобы танец был «отточенным», необходим колоссальный труд, старание и терпение. На постановку только одного номера можно потратить от месяца до года. Каждому участнику в первую очередь необходимо знать способы исполнения фольклорного материала - уметь тянуть носочек, держать спину, правильно поворачивать голову, тело. Все это сыграет важную роль при создании номера. Помимо этого, танцор должен обязательно любить то, что им делается. А чувства уметь выражать мимикой - блеском глаз, улыбкой, открытостью, простотой и в то же время загадочностью. Это работа сложная, но учатся ребята всему легко. Потому репетиции проходят в атмосфере удовлетворения от проделанной работы и радости.
Представьте на минуту, что на работе вы устали, а вам еще необходимо быть на репетиции. Надевая сценический костюм, услыхав звуки понравившейся старинной, неповторимой и такой родной мелодии, забываешь о проблемах и усталости, полностью погружаешься в танец, который своего рода бальзам, способный согреть, заставить радоваться жизни, посмотреть на неё другими глазами. Все-таки главная награда для артиста это любовь зрителей. Появляясь на сцене, мы не только дарим своё умение и талант, а кроме этого и частичку своей души. Иначе нельзя. 

Вот как говорит участница коллектива Филякина Ирина:
- Каждый раз, одевая сценический костюм, хранящий историю наших предков, вижу себя настоящей русской девушкой, с длинной косою, - улыбается, - на душе становится радостно и светло. Когда танцуешь, прежде всего хочется почувствовать самой атмосферу традиций и уклада жизни нашего Вохомского района и передать эти чувства зрителям. Работники Дома культуры костюмы свои берегут. Они стараются их сохранить в первозданном виде.
- В основном выступаем в праздничных сарафанах, - к беседе присоединяется Ветеркова Ольга Анатольевна, директор Вохомского районного Дома культуры, - на голове шашмура с лентой, поверх неё шаль.
Красивые яркие шали собирались по деревням, каждой более двухсот лет. Этот элемент костюма - единственный натуральный. Все остальное пошито в ателье бытового обслуживания, в то время ещё действовавшего в селе.
- От костюма очень многое зависит, - продолжает в разговоре Ольга Анатольевна, - приятно наблюдать яркое исполнение танцев в не менее ярких костюмах. Репертуар «Вохомских узоров» большой: беседные песни и баллады, припевки с проходами, круговые песни, народные игры и обряды, пляски, кадрили. Вспоминая свадебный обряд, который исполняли лет двадцать назад, Ольга Анатольевна с улыбкой рассказывает:
- Ставили декорации горницы, садили в нее невесту, - пели вытиянку, приходил жених и забирал невесту. Их соединяли свадебным полотенцем, родители благословляли иконой. Отсюда вели молодых в загс, а после в храм - на венчание.
А еще не у одной пары в коллективе сложилась семья.
- Как замечательно, когда у пар общее увлечение, - говорит Ольга Анатольевна, - улыбки, переглядывания, а потом ещё и танцуют в паре. Может это влияние лирической обстановки, когда кажется, что не просто танцуешь, а летаешь. 

В настоящее время коллектив молодежный. Наши девушки и юноши умеют по-настоящему ценить традиции народной культуры. Стремление знать историю своего края, самим участвовать в этом, велико. В летнее время количество участников в ансамбле достигает до восемнадцати, зимою немного поменьше.
- Потребность в новых талантах есть всегда, - говорит Алла Александровна, - мы с радостью примем всех желающих девчонок и ребят.
Подошло время репетиции. Зазвучала мелодия. На сцену выплывают одна за другой пары - пластичные красивые девушки и стройные парни. Никакого лишнего движения, точность поворота, наклона головы, шага. Пары закружились в замысловатом танцевальном переходе, рисуя изящные узоры. Впечатление поразительное! Трогает до глубины души и часами можно любоваться этим произведением искусства - настоящий русский танец, в котором нам передаётся все богатство души нашего вохомского народа. 
 
Отличием вохомских костюмов от жителей других мест была их цветовая гамма – преобладание красного цвета и всех его оттенков. 
 
РУБАХА шилась из двух частей. Верхняя (ВОРОТОК или В0РОТУШКА) - из красной в мелкую клеточку пестряди, с рукавами длиною до кистей рук. Нижняя (ПОДСТАВА) из прямых отрезков ткани - пришивалась к верхней ниже груди.
САРАФАН шился из 4 - 6 полос, чаще 5 равных по длине полос ткани, на лямках, собранный по верхнему краю на обшивке. Шили из красно-белой или красно-сине-белой пестряди в клетку. Праздничные сарафаны шились из малинового, желтого, лилового и прочего шелка.
ШАШМУРА - головной убор, шапочка с твердым донцем, надевавшаяся на теменную часть головы и закрепляющаяся на затылке с помощью завязок. Носили их только замужние женщины. Незамужним женщинам положено было носить платки или ленты.
ЛАПТИ С ОНУЧАМИ (портянки из льняного холста) наматывали до колена. Онучи закреплялись оборами - тонкими кручеными веревочками, сделанными из льняных очёсов.
©

Вохма.

Вохма.

Вохма.

Вохма.

Вохма.

Вохма.