•  Информационно-новостной портал
  •  
 
Вохма – золотое дно.
15.11.2013 09:43

…Вниз по реке, воспроизводя её прихотливые изгибы, не спеша плыл караван. На плотах и лодках, кроме вооружённых людей, лежали грудами награбленные в деревнях и сёлах сокровища – церковная утварь, золотые оклады с икон, меха и ткани, монеты, украшения. Атаман, опытный в ратном деле послал вперёд дозор. Десять конных воинов в доспехах пробирались берегом реки впереди судов, плывущих руслом. В случае опасности они бы предупредили своих товарищей. Вот скрылся за поворотом реки дозор. «Место здесь очень нехорошее,- разбойничье…» - усмехнулся вражеский воевода, осматривая крутые берега и высокий дремучий лес, частоколом своим загородивший половину небосвода.

Уже и передняя часть каравана исчезла за поворотом. В этот миг неожиданно на берегу раздался свист. Кряжистые, огромные, сосны и ели полетели в реку. Сначала медленно, потом все быстрее, стволы деревьев кренились вниз. В конце своего падения со страшной силой обрушивались они в реку, на своем пути круша всё – плоты, лодки, людей и драгоценный груз. Лесные исполины, упавшие в русло, перегородили путь впереди каравана и позади его. Тут не стало у атамана и его людей возможности спасти своё богатство. Оно с разбитых лодок и плотов шло на дно, но некогда было о золоте жалеть, ибо пришло время свои шкуры спасать. А кроме деревьев, в орущих, растерявшихся, плавающих в воде разбойников летели меткие стрелы. Долго ли ты повоюешь, барахтаясь в реке, если одет на тебе доспех, вошла стрела в руку или в ногу, а товарищ твой хватается за тебя, плавать не умея? Уйти из засады удалось немногим ворам. На дне реки похоронили они не только товарищей своих, но и все сокровища.

Будь Вохма – золотое дно!

Красивую легенду сочинили о Вохомском крае. Что же стоит за ней? Может быть, это просто сказка? Но такой же сказкой до недавнего времени – до девятнадцатого века - была и легендарная Троя.

Существует множество вариантов предания - «Вохма - золотое дно». Где-то рассказывается о шайках Стеньки Разина, где-то – о польских панах. Все они сходны в одном. Главным во всех вариантах легенды является то, что на Вохме-реке была разбита разбойничья шайка, ценный груз утонул. Кто же входил в состав этой ватаги? Когда это произошло?

На территории нынешнего Вохомского района имеется несколько названий местности, относящихся к преданию «Вохма – золотое дно». Это – Разбойница, Тихон, Застава, Воробьёвица, Спас, Казаково. Географически объекты с данными названиями расположены по направлению с севера на юг. Подтверждение этому есть и в легенде – разбойники плыли вниз по реке Вохме. И если смысл слов «Разбойница» или «Застава» понятен, то слово «Воробьевица» образовано не от обилия воробьев в данной местности. В этом месте разбили «воров»! « Ворами» называли раньше государственных изменников, в отличии их от простых разбойников.

« … Польские и литовские люди были сосланы с Москвы в города для береженья: в Галич, да к Соли Галицкой, да на Унжу, да на Чухлому, и пришли изгоном к тем городам воры, опять ваши же черкесы, и тех литовских и польских людей немногих побили эти же черкасишки, а по прочим городам все целы». Соловьев С. М. Российская история с древнейших времен. Глава 1,том 9.

1608 г. Против тушинского вора восстали Галич, Кострома, Вологда, Устюжна, Белоозеро, Бежецкий верх, Городец. Тотьмичи и устюжане заодно были с вычегодцами. Вычегодцы написали пермичам – «…вы словом к нам пишете, что стоять с нами рады во всём единомысленно, а делом ничего не делаете с нами, а богоотступники литовские люди и вместе с ними русские воры (выделено мною) волости и деревни, и сёла воюют, разоряют церкви Божие, образа колупают, снимают оклад и кузнь, православную веру попирают, секут крестьян, детей и жён их в Литву ведут, грабят их имение, и хвалятся, хотят к Вологде и на Сухону идти и в наши места воевать…» Российская история с древнейших времен. Соловьев С. М. Глава 1, том 9.

Как увидим из дальнейшего отрывка, свое намерение «воры» все же осуществили - «… С тою же дивною быстротой на отдалённом севере действовали козаки малороссийские: подобной войны, говорит летописец, не бывало от начала мира; не понимали люди русские, как и куда черкасы пробирались. Из Вологодского уезда они пошли в поморские города, воевали тотемские места и устюжские, и Вагу, потом в Двинскую землю пошли к морю, шли непроходимыми местами, бог знает, где только не были они, и вышли к Сумскому острогу в Новгородском уезде. Нигде не могли их остановить: только в Заонежских погостах много их побили, а олончане и последних добили; воевали они проходом всю Московскую землю, говорит летописец, по волостям и под городами нигде не стояли, много запустошили земли, но и пропали сами все» - Соловьев С. М. Российская история с древнейших времен. Глава 1, том 9

1609 г. Вятичи, вычегодцы, устюжане и Строгановы писали пермичам, выставили чтобы они своих ратных людей супротив воров, козаков, черемис и стрельцов, засевших в Котельниче. Отвечали пермичи, что смущают их разноречивые вести из Вятки: им пишут, что очистили изменники Котельнич, убежали в Яренск,… что было изменников всего 1400 человек.

Вот что пишет польский историк Валишевский Казимир в своём труде «Смутное время» «… В преданиях, устно передающихся среди жителей Вологодской губернии осталась память о польских панах, безжалостных, ненасытных и жестоких, и остались вещественные следы их деяний; тут прикрывает груду трупов курган; там клад их добычу хранит, зарытую ими в то время за ними погоня была, «несметное сокровище», его, не удалось однако с тех пор на свет Божий извлечь. Страна доведена была до ужасного состояния. Были опустошены города и деревни; люди и звери сменялись жилищами: на пустынных площадях и улицах находили приют себе лисицы и волки, а люди забирались в глухую лесную чащу, питаясь корнями растений и травой и выжидая с тоской спасительного мрака; тогда занимали люди покинутые берлоги зверей.

Но не всегда надежны были эти убежища: по уходе жителей из городов и сел жилища пылали, и при зареве пожаров гонялись охотники с гончими по лесам за человеческой дичью! В этом деле разрушения отличались особенно казаки. Если дом сжечь им не удавалось, они старались непременно выломать в нём двери и окна, по крайней мере, чтобы его сделать негодным для жилья. Они бросали в навоз, топили и разбивали копытами своих коней съестные припасы, которые сами не могли увезти с собой или съесть на месте. Резню сопровождали разгул и разврат. Какой-то Наливайко во Владимирской области … ужасными оргиями отметил свой путь, сажая мужчин на кол и насилуя женщин; по показанию Сапеги, - который покровительствовал ему! – он собственноручно зарезал девяносто три жертвы обеих полов.

… Тысячи были таких Наливаек, и только после этого, как слишком долго они испытывали народное терпение и все его пределы перешли, неотложная нужда, в конце концов, побудила народ приняться с отчаянной решимостью за расправу над своими мучителями.

Посреди этих горестных испытаний, данный Троицкой лаврой пример, особенно убедительно показал, что казакам и полякам можно дать отпор и поступать так выгодно. Жители Устюжны Железнопольской, объединившись с Белозерцами, решили запереть перед чиновниками всякого рода и сборщиками податей ворота. «Косимые как трава», рассказывается в летописи, в открытом поле в одной стычке с войсками самозванца, они закрылись в своём городе и смотрели бестрепетно, как «огромная рать – казаки, поляки, москвитяне и татары – ринулась, словно дождь на стены их деревянных укреплений». Три приступа отразили они, и с тех пор и по сей день празднует доблестный городок годовщину позорного отступления напавших.

«Огромная армия», видимо, была небольшим отрядом польского малоизвестного наездника Козаковского, который в этих краях разбойничал …. С Устюжны и Белоозера, где это противодействие уже восторжествовало; из Вычегды и Устюга, жители которых обменивались между собой грамотами, друг друга ободряя к сопротивлению; из Нижнего Новгорода, в котором в том же духе начал деятельно вести проповеди игумен Иоиль, - движение стремительно сообщилось большим соседним городам. Велико было замешательство и изумление польских и казацких воровских шаек, когда всюду им теперь встречались другие отряды вооруженных людей и оказывали упорное сопротивление!»

Любая легенда, основанная на реальных событиях, оставляет после себя материальные следы. Какие следы оставило после себя предание «Вохма – золотое дно»? Стволы деревьев в речном русле унесло половодьем, золото покоится на дне реки, а вот трупы врагов местное население достало из реки и похоронило на берегу, соблюдая церковные обряды. Местные жители не сразу после схватки на реке пришли на место сражения, чтобы приступить к поиску сокровищ, очистке речного русла от убиенных. Они преследовали остатки разбойничьей ватаги, которая к тому же разделилась – часть шла на юг, другая вернулась на север.

Среди уничтоженных русских «воров» - сторонников Лжедмитрия, украинских казаков и литовских людей могли быть и католики – поляки и литовцы. Поэтому их не повезли на погост, а похоронили поблизости от места схватки. Если удастся отыскать эти захоронения, сказание «Вохма – золотое дно» получит неоспоримое доказательство. После чудесного разгрома «воров» на реке окрестное население пыталось поднять и поднимало утонувшее золото со дна реки. Однако поднять клад полностью им не удалось. Отчасти потому, что реки в то время были глубже, полноводнее. А так же из-за отсутствия специального оборудования. Это трудная задача даже для современных кладоискателей. Окончательную точку в красивой легенде могут поставить только найденные на дне реки сокровища.

Тихон.

Во всех вариантах предания «Вохма – золотое дно» говорится о разграблении Тихона. Тихоновская церковь построена в1470 году. Крестогорский монастырь в селе Тихон был основан в 1679 году Тихоном Вологодским Чудотворцем. В первые годы своего существования Тихон вряд ли был богатым. Грабить в нем в это время было нечего. За несколько столетий своего существования церковь в селе Тихон стала богатой. Вокруг села возникли деревни. Ко времени нападения врагов в церкви, селе и окружающих деревнях накопилось богатство. Именно его стали грабить пришедшие с севера «воры», казаки, литовские люди. Они потратили на это несколько дней. Этого времени хватило, чтобы подготовить для грабителей засаду на реке.

Разбойница.

Название Разбойница имеет деревня, расположенная на левом берегу реки Вохма. Географически Разбойница расположена на противоположном от Тихона берегу реки, ниже по течению. Дата основания деревни неизвестна. Деревня получила свое название от речки Разбойницы. Разбойница протекает возле деревни и впадает в реку Вохма. По преданию, враги остановились на месте, названном потом Разбойница. Опытные в ратном деле казаки, русские «воры» - сторонники Лжедмитрия, расположились в защищенном от внезапного нападения месте – на мысе реки Вохма. Им нужно было какое-то время, чтобы отдохнуть. Делили добычу – «дуван», починили лодки и плоты. Впереди - большой сплав по реке Вохма.

Воробьёвица.

Поселок Воробьёвица основан в 1949 году. Свое название он получил от речки Воробьёвицы, правого притока реки Вохма. Слово – «Воробьёвица» - образовано оттого, что в этом месте когда-то разбили «воров» - государственных изменников. В 1969 году на берегу реки Вохма около пос. Воробьёвица найден железный наконечник стрелы. Это еще один факт, подтверждающий, что легенда «Вохма – золотое дно» основана на реальных исторических событиях. Речка Воробьёвица впадает в реку Вохма в месте, которое несколько столетий назад было руслом реки Вохма, изогнутым «s» - образно. В настоящее время это старицы. В таком месте очень удобно сделать засаду на плывущего по реке врага. Для этого нужно выбрать место, в котором сочетаются крутые берега и густой, высокий лес. Далее все зависит от умения маскироваться, выбрать удобное время для удара и согласованности действий воинов в засаде.

Застава.

Деревня Застава была расположена южнее Воробьевицы. Она находилась в поле на левом берегу реки Вохма, ниже устья реки Нюрюг. Дата основания деревни неизвестна. Обороняющимся местным жителям застава нужна была для того, чтобы не пустить разбитых казаков, «воров» сухим путем к селу Спас и прилегающим деревням. Удобнее всего заставу можно расположить в районе устья реки Нюрюг. Почему? Река Нюрюг - наиболее крупная водная преграда перед селом Спас, расположенном на левом берегу реки Вохма. Если позволить противнику перебраться через нее – перед ним оказались бы не защищенные деревни. Именно возле устья реки Нюрюг располагалась деревня под названием Застава. Такие совпадения - не случайность. Для того чтобы не пустить «воров» сухим путем, можно было сделать засеку. Причем вовсе не обязательно засеку делать длинной, хотя в русской истории есть примеры – «Засечная черта» на границе Московского государства была длинной около1000 км.

Справка: Засека представляет собой заграждение из поваленных крест-накрест вершинами в сторону противника деревьев. Засеки располагали на путях, удобных для продвижения противника. При строительстве располагали их таким образом, чтобы своими краями засеки упирались в труднопроходимые болота, реки, старицы. Оборонять ее можно было небольшим количеством людей, вооруженных луками и стрелами. Кроме этого, перед засекой, да и в других местах возможного появления противника можно было использовать «чеснок». Так назывались небольшие металлические ежи, которые при падении на землю становились одним из зубов вверх. Это гарантированно останавливало конницу, да и пехоту противника, так как травмировались ноги животных и людей.

Казаково.

Место под названием «Казаково» расположено на левом берегу реки Вохма, севернее села Спас, неподалеку от территории городка. Название связано с казаками. В этом месте либо были взяты в плен остатки разбитой на реке ватаги, либо похоронены здесь убитые в схватке казаки. В пользу этого варианта говорит то, что в этом месте никогда не было деревни. В настоящее время здесь находится лес.

Спас.

Вохма.

Для русской православной традиции характерно связывать все битвы, победы или поражения с волей Бога. В случае победы, смотря по церковному календарю, возносились благодарственные молебны. Часто ставились церкви, храмы в ознаменование побед. Например, после Куликовской битвы, произошедшей 8 сентября 1380 года в субботу на Рождество св. Богородицы, на месте битвы была поставлена Рождественская церковь, ныне не сохранившаяся, а Русской Православной церковью был узаконен обычай поминать убитых – «Дмитриевская родительская суббота». В 1591 году в честь чудесного избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея был возведен Донской монастырь.

Нынешнее село Спас ранее носило другое название – село Георгиевское. По церкви Страстотерпца великомученика Георгия, расположенной на территории городка. Свое современное название село получило уже после того, как в селе на погосте была построена Спасо-Преображенская церковь. Строительство церкви Спасо-Преображения произошло после какого-то важного события. Причем предки были убеждены, что спаслись от врагов при помощи свыше. Этим событием была победа. Победа над «ворами» - государственными изменниками, казаками. Престольным праздником в селе Спас был праздник Преображение Господне, который приходится на середину августа. Исходя из этого, можно определить примерную дату произошедших в сказании «Вохма – золотое дно» событий – середина августа 1608-1609 гг.

Справка: Село Спас основано в XII веке на левом берегу реки Вохма. Городок имел торговые связи с древнерусскими городами, Золотой Ордой и народами Прикамья. Был ремесленно-торговым поселением. Выполнял функции военно-оборонительного центра. Контролировал связи между Сухоно-Вычегодским и Волжским торговыми путями. 1626 год - «…В Вохомской волости городок на реке Вохме был рублен, а ныне поставлен острог стоячий, шесть пищалей затинных, да шесть пищалей ручных, да сто пятьдесят ядер железных, да три слитка свинцу, да пять фунтов зелья, да двадцать стрел».

Исторические свидетельства ясно показывают присутствие в 1608 -1609 гг. в нашем регионе сторонников Лжедмитрия (русских «воров»), украинских казаков, литовских людей, как на север от наших краёв – Тотьма, Двинская земля, Устюг, так и на юго-восток – Вятская земля. Видна растерянность населения от особого способа войны, применяемого казаками. Обычно войско шло по дорогам, осаждало города, разоряло в округе местность. Казаки же шли непроходимыми местами, без дорог, не стояли нигде, проходом воевали всю землю. Постоянное движение, внезапность нападения и неожиданность появления обеспечивали им успех. Это же спасало отряды казаков от уничтожения.

Появление в Вохомских краях даже сравнительно небольшого отряда противника численностью до 500 человек создавало серьёзнейшую угрозу для всей территории. Разорение сёл, церквей, деревень, грабеж, убийство мирных жителей. Часто угоняли людей в плен. Всё это считалось в то время обычаем войны. Войска государства использовались в иных, более важных районах и можно было надеяться только на собственные силы. Численность населения Вохомского края в ту пору была меньше, чем сегодня. Для сбора большого ополчения требуется много ресурсов и времени. У местного населения не было ни того, ни другого.

Что могли противопоставить врагу наши предки?

Наиболее крупным военным подразделением в это время были стрельцы из городка села Спас. Снаряжены были они холодным оружием, стрелами и луками, огнестрельное оружие ещё было мало распространено. В городке в более поздний период имелось лишь шесть ручных пищалей, да шесть пищалей затинных, с которыми не побегаешь по лесам. Среди местного населения было много охотников, которые пользовались луками, стрелами, топорами, рогатинами. Их можно было привлекать в засаду. Засыпать дождём стрел противника из засады было вполне реальным делом для охотников. Народное ополчение в открытом бою, пусть и большим количеством, вряд ли устояло бы перед опытными казаками, воевавшими постоянно.

Шанс на победу у вохмичей был единственный – партизанить, не вступая в открытый бой. В легенде это находит своё подтверждение – об открытом бое, сражении в ней не говорится. Вохмичами использовалась засада на реке.

Справка: Засада – тщательно замаскированное и заблаговременное расположение партизан или воинского подразделения на наиболее вероятных направлениях движения противника с целью его разгрома неожиданным ударом и захвата пленных. В русском войске тринадцатого-семнадцатого веков засадой называлась часть боевого порядка.

Кроме успешно выбранного места для удачного проведения засады требовалось создать преграду для судов врага, плывущих по реке. Быстро и эффективно построить преграду можно было из могучих деревьев, растущих по берегам реки Вохма. Данный способ военных действий был известен на Руси еще со времён Казанских походов.

Вот как черемисы устраивали засады на реках – «…В теснинах бо реки тоя, в местах островныя, запрудиша великим камением и древием и доспеши аки браги (вода), и ту загрузившим ладиям и сокрушахуся друга от друга, к тому же спереди и созади черемиса стужаще им, стрелянием, убиванием, не пропущающи их, и подсекаху великое древие, осокорие, дубие, и держаху на ужищах, и пущаху на лодия (стрелы) с высоких берегов и с гор … и погружахуся лодием пять и более с людьми и с запасами и стенобитными снарядами» - Казанский летописец, сказание о царстве Казанском.

При средней высоте ствола дерева около пятнадцати метров, если стволы подсекать по обоим берегам, то будет перекрыто русло реки по ширине около тридцати метров. Создать преграду для головных судов можно и заранее, скрыв за крутым речным поворотом. А чтобы врага лишить маневра, останется заваливать деревьями последние лодки и затем обрушить стволы на среднюю часть каравана. По историческим свидетельствам, при проходе каравана из плотов (судов) по реке или ведении боя они соединялись канатами, представляя из себя что-то вроде цепи. С казаками это тоже сыграло злую шутку, отобрав у них даже возможность сманеврировать.

С точки зрения науки о войне замысел сражения у вохмичей был хорошим. Плывущий по реке караван остановить преградой – деревьями. Расстрелять врагов в воде, располагаясь в засаде на берегу. Уцелевших противников уничтожить на суше в бою. Человек, который вохмичами командовал, был опытным, грамотным в воинском ремесле. Кто же мог быть этим воеводой? Кто взял на себя ответственность за судьбу всего Вохомского края? По одной из версий предания «Вохма - золотое дно» это был крестьянин Демьян из деревни Большой Двор. Но вряд ли обычный крестьянин смог бы организовать, спланировать и провести в сжатые сроки военную операцию.

Рассказ о легенде «Вохма – золотое дно!» не будет полным, если не рассказать о самих русских «ворах», казаках, не посмотреть на события их глазами.

Один из отрядов, состоящий из казаков, «воров» - русских сторонников Лжедмитрия, литовских людей, поляков, решил пойти на юг. Из нынешних устюжских земель на Ветлугу, по речной системе Юга и Вохмы. Шли они на судах, плотах, лодках, по пути воюя землю. Дойдя до Ветлуги, ватага могла плыть хоть в Вятскую землю, хоть на Волгу. По пути к цели казаки, русские «воры» совершили роковую ошибку. Дали время местному населению подготовиться к «встрече». Видимо, казаки какое-то время были заняты разграблением окрестностей села Тихон. Им необходимо было время, - отдохнуть, поделить добычу, починить лодки и плоты перед походом по реке Вохма.

Они знали, что впереди по реке находится «жило» - деревни и богатое село (нынешний Спас). Атаман ватаги рассчитывал на силу и опыт своих людей, а не на внезапность нападения. Враги знали - не было у вохмичей крупных военных сил. Не думали, что им окажут ожесточенное сопротивление. Поэтому «воровская» шайка какое-то время оставалась на одном месте. Сколько дней разбойники стояли на одном месте, в легенде не говорится. Может быть, день, может – неделю. Но, скорее всего – один, два дня. С этого места караван, состоящий из лодок и плотов, отплыл утром. Казаки шли с охранением по обоим берегам реки.

На подготовку засады на реке необходимо было время. Надо провести разведку противника, выбрать удобное место для засады, заранее подрубить стволы деревьев, выслать заставу. На все это требуется один, два дня. К началу движения вражеского каравана по реке засада уже готова.

Утреннее солнце освещает речную пойму. По берегу реки идет дозор. Он зорко смотрит – не блеснет ли в кустах на берегу наконечник вражеского копья. Он слушает - не трещит ли где-нибудь сорока, выдавая присутствие человека. Он нюхает носом воздух – не донесет ли ветер запах дыма. У дозора задача – обнаружить возможную засаду врага.

Сзади – по течению реки плывет караван из лодок и плотов. В них – товарищи и награбленное в русских селах и деревнях богатство.

Условный сигнал – голос кряквы – предупредил таящихся в засаде людей о приближении вражеского дозора. Сейчас главное – не выдать своего присутствия врагу. Опытные охотники затаились, приникли к земле, слились с растениями, кустами и стволами деревьев. Теперь они превратились в тени, стали призраками. Лишь бы дозор не заметил, прошел мимо.

Это сначала легко идти заросшим берегом извилистой реки. Ближе к полудню ноги уже не так резвы. Глаза замылились, глядя на однообразную, поросшую лесом речную пойму. Слух привык к крикам многочисленных утиных выводков, других птиц. Руки устали нести оружие. Да и какие тут могут быть засады – в этой глуши Русского Севера? В селе, откуда они идут, им не оказали никакого сопротивления. Там, ниже по течению реки, стоит богатое село, а вокруг него – деревни. Там можно будет отдохнуть, и вволю пограбить.

Замыкающий воин вражеского дозора миновал место засады. Дозор не заметил таящегося противника, не подал сигнал об опасности идущему следом каравану. Люди в засаде заняли позиции, приготовили оружие к бою. Опытные охотники делали это деловито и бесшумно. Проверяли оперение стрел, уточняли направление ветра. Теперь меткие стрелы, сбивающие на лету быструю птицу, будут разить врага. Часть воинов приготовила топоры – подрубать деревья на врага.

В это время ничего не подозревающие люди плыли на своих лодках прямо в западню. Кто–то спал, кто-то играл в кости и зернь. На каждой лодке и плоту были свои часовые. Они смотрели вперед и по сторонам, держа наготове оружие. В случае опасности они подняли бы тревогу. Остальные надеялись на своих товарищей и ушедший вперед дозор. Те, у кого были доспехи, не стали их одевать. Жарко, да и не верилось в то, что на них могут напасть.

Длинной змеей, повторяя изгибы реки, лодки с врагом вошли в излучину. По сигналу, поданному свистом, во врага полетели стрелы. Сорвавшись с тугой тетивы, стрелы разили людей. Железный ливень накрыл врага, от него было одно спасение – прыгнуть в воду, добраться до берега, укрыться в кустах. На замыкающие лодки, прямо в русло реки были повалены деревья. Теперь весь караван был обречен.

Положение у людей, попавших в засаду прямо на реке, было плохим. Внезапно, с обоих берегов, в товарищей полетели стрелы. Ход лодок замедлился, они стали сбиваться в кучу. Эффективное сопротивление засаде можно было организовать только на берегу. Но для этого нужно, чтобы хотя бы половина воинов вышла на берег. Притом надо бы укрываться от стрел – либо доспехом, либо щитом, да хоть чем, лишь бы живу быть. Самое плохое, что врага не было видно, он показывался лишь на мгновение, чтобы пустить стрелу.

Люди на обоих берегах реки пускали во врага стрелы. Задача у них была простой – поразить стрелами как можно большее количество воинов, которые находились на лодках в реке. Лучники выцеливали в первую очередь самых опасных врагов. Тех, кто командовал, тех, кто был лучше вооружен, тех, кто пытался выбраться на берег реки, или уже выбрался на него. Чем больше раненых, тем больше крика и суматохи.

Все же не все враги полегли в реке. Часть из них вырвалась на берег, и начала уходить берегом. Кто-то пошел вниз по течению реки, кто-то верх. Не было времени на обсуждение и споры, куда бежать. Бежали в ту сторону, где, казалось, можно найти спасение. За убегающим противником началось преследование. Кто мог лучше охотников вытропить раненного зверя, и добить его? Вскоре все или почти все враги были убиты, ранены или сдались в плен.

Местные жители вряд ли стали добивать раненных врагов. Не по христиански это, не по-людски. Убитых на реке собрали и похоронили, как водится, в одном месте, в стороне. Стали искать груз, который везли разбойники. Почти весь он был утоплен в бою в водах реки Вохма. Не один и не два дня местное население обследовало дно реки в поисках сокровищ. Часть из них была поднята из-под воды. Другую так и не удалось отыскать. Часть найденных сокровищ в виде церковной утвари и окладов, вернули в местные церкви. Другую часть – монеты, ткань, и прочее, - разобрали по рукам. И стала с тех пор ходить по Вохомской земле легенда о несметных сокровищах на дне реки.

По свидетельству историка С. М. Соловьева, украинские казаки с запада на восток шли войной – Вологда, Вага, Устюг, Тотьма. Потом они зачем-то поворачивают на север – в землю Двинскую, в местность с коротким летом, суровым климатом, относительно малозаселённую. Неужели казаки не пытались двинуться от Устюга на юг – на Вятку, Нижний Новгород, Казань? Несомненно, что попытки такие были, о чём и свидетельствует предание «Вохма - золотое дно». При такой попытке, однако, путь к югу одной из разбойничьих ватаг попросту был завален деревьями, пресечён до следующего половодья.

Примерно четыреста лет назад для продвижения на юг из богатых устюжских земель мало имелось дорог. Все эти пути - речные системы. Среди них – реки Юг, Вохма, которая в те времена была одной из основных путей на Волгу и в Вятскую землю с Севера. Вокруг реки Вохма расположены глухие, трудно проходимые, местами заболоченные леса. Перед одним из отрядов сторонников Лжедмитрия стояла задача –по этому пути пройти. Кроме людей, имелся в ватаге ценный груз – награбленное в деревнях, сёлах и церквях имущество. Люди с грузом на лодках и плотах плывут по реке вниз. Во время этого спуска речное русло внезапно оказывается перегороженным впереди, затем – сзади. Люди на лодках и плотах атакованы из засады, в реку валятся стволы деревьев.

В такой ситуации не столь важна численность русских «воров», казаков. Главным является то, что дорога в южные, населённые и богатые области перекрыта. Только следующее половодье весной очистит дорогу на юг. В этих условиях награбленное золото становится обузой. Невозможно к тому же развернуть караван с золотом на север, назад, так как и сзади русло завалено. Чтобы местному населению награбленное не досталось, оставшееся на плотах богатство топят казаки в реке.

Уцелевшим в переделке выбор был невелик – либо пробираться на юг через лесные дебри, либо возвращаться в Устюжские земли назад. В разных вариантах предания говорится по-разному. В одних - после схватки на реке разбойники побежали вниз, в других - двинулись вверх по течению реки. Вероятнее всего, они разделились – частично пошли вниз по берегам реки Вохмы и погибли. Другая часть возвратилась в Устюжские земли и в дальнейшем так же сгинула.

Подводя итоги повествования, необходимо сказать, что до настоящего времени нет находок, которые бы прямо подтверждали события сказания «Вохма – золотое дно». Но никто до сих пор не занимался поиском таких следов, а значит, рано ставить точку. Впрочем, существуют факты, которые подтверждают произошедшие в предании события:

1. В названиях местности (Тихон, Разбойница, Застава, Воробьёвица, Казаково, Спас) прослеживается завершенная логическая цепочка. Она не отрицает легенду. Вероятность, что эти названия перекликаются с легендой случайно, ни как не взаимосвязаны друг с другом, приближается к нулю.
2.Топонимика (названия местности) и исторические свидетельства говорят о «ворах» - государственных изменниках, и казаках. Это ясно определяет время события – Смутное время.
3. В описываемый период - XVII век – нынешний Вохомский район входил в Устюжский уезд, вместе с другими 55 волостями. В исторических документах говорится, что украинские казаки воевали устюжские места. В это же время казаки, русские «воры» - сторонники Лжедмитрия, черемисы находились и в Вятской земле – в Котельниче, который находится недалеко от Вохомского района.
4.Из книги Н. Вышеславцева от 1626 года известно, что к этому году в селе Спас было 2 церкви. Со времени Смуты прошло 14 лет. За это время на погосте было завершено строительство церкви Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Село, ранее называвшееся Георгиевским, по церкви Страстотерпца Великомученика Георгия в городке, стало называться Спасом. Строительство церкви на погосте, вне укрепления, произошло после окончания Смуты и в ознаменование какого-то важного события. Это событие местные жители расценивали как чудо, вмешательство и помощь Господа. Без сомнения, это была победа над врагом, угрожавшим всей местности. Врагом этим были русские сторонники Лжедмитрия, украинские казаки, литовские люди и поляки.

На основе изложенного можно сделать вывод о том, что предание «Вохма – золотое дно» основано на реальных исторических событиях, произошедших на реке Вохма в районе речки Воробьевица в середине августа 1608 -1609 года. Событие это не упоминается в исторических документах. Оно дошло до нас в виде красивой легенды, передаваемой из поколения в поколение изустно на протяжении нескольких столетий.

В 2009 году был юбилей – около 400 лет описываемым событиям!

Дворецкий Ф.А.

2009 год