•  Информационно-новостной портал
  •  
 
Жизнь ты отдал, солдат…
15.11.2013 08:53

 Вохма. Памятник Данилову

В посёлке Вохма, у здания РОВД, стоит скромный обелиск. И сейчас уже немногие жители поселка знают, что под этим скромным обелиском покоится прах Ивана Георгиевича Данилова, начальника районной милиции, погибшего от пули бандитов.

…Тридцатые годы. Коллективизация. Каждая деревня, что растревоженный улей. Не так-то легко разом сломать давно сложившийся уклад крестьянской жизни. Крепко держится за старое и крестьянин-середняк, побаиваются нового и бедняки. А особенно не по душе колхозы богатеям-кулакам. Разом, с маху рубанул: вроде есть колхоз. А чуть спустя, поверив нашептываниям кулаков, бедняк крестьянин ведет с общественного двора свою тощую лошаденку.
Но новое брало верх. Росли и укреплялись колхозы. От скрытой войны кулацкие элементы начали переходить к открытой войне (диверсиям). Поползли по деревням тревожные слухи. Там порезали общественный скот, в другом месте неожиданно вспыхнул пожар. А слухи растут. В Хорошей кулачьё ушло в леса. Стреляют из-за кустов в активистов. Ранили коммуниста И. Ф. Зверева, стреляли еще в нескольких активистов.

В это тревожное время и прибыл в Вохму новый начальник милиции – Данилов Иван Георгиевич. Рослая, ладно скроенная фигура нового двадцатидевятилетнего начальника, его живой интерес к обстановке в районе, к работе милиции сразу завоевали симпатии и уважение милицейского коллектива.

Быстро и как-то незаметно вошел Иван Георгиевич в круг трудной милицейской жизни, разобрался в сложной обстановке. Дел хватало. Обстановка накалялась с каждым днем. Укреплялись колхозы – еще больше озлоблялись кулаки. Нужны были решительные меры. В одну тихую июльскую ночь в комнату дежурного милиции зашел высокий деревенский парень.

-Мне бы Данилова, - быстро попросил он.

Через несколько минут Александр Федотович Зверев (ему поручили хорошевские коммунисты рассказать об обстановке в сельсовете) уже сидел в кабинете Данилова.

- Значит, бандиты затевают что-то серьезное? – подвел итог рассказа Зверева начальник милиции:
- Точно, товарищ Данилов. Ведь 9 июля у нас религиозный праздник «Тихвинская». Видимо, в этот день.
- Да, дела, - задумчиво проговорил Иван Георгиевич, отходя к окну. И, резко повернувшись, добавил: - попробуем определить. Сколько, думаешь, человек в банде у Рычихина?
- 12-15, все больше местные, наши соседи.

Уточнив еще кое-какие детали, Данилов отпустил Хорошевского гонца. Давно затих в ночи топот копыт его лошади, а начальник милиции все еще задумчиво сидел за столом. Потом решительно встал и вызвал дежурного: - Пригласите ко мне Магденбурга и Уварова. Через полчаса начальник ОГПУ и старший оперуполномоченный угрозыска уже сидели за столом начальника милиции. Тот молча курил у окна.

- Ну, не тяни душу, Георгиевич, выкладывай, что там? – заторопил нетерпеливый Магденбург.

Данилов обернулся.

- Банда Рычихина активизируется, надо кончать, - и он рассказал о гонце из Хорошей.
- Похоже, пахнет порохом, - проговорил Магденбург.
- Меня прихватите, - поддержал Уваров.
- Думаю, надо взять еще хотя бы двоих – Мухина и Огаркова, - добавил Данилов.

Ночью конный отряд милиции прибыл в Хорошую. Сельские активисты для нелегальной работы оперативной группы заранее подготовили избу-читальню. Уточнив еще раз обстановку, побеседовав с коммунистами, прибывшие попросили привести к ним делопроизводителя сельсовета Алексея Зверева. Было ясно, что он связан с бандитами. Увидев незнакомых людей, Зверев смутился

- Вызывали?
- Да, - подойдя вплотную, тихо сказал Данилов. – Давно с Рычихиным виделся?
- Не видел. Они же в банде, - растерялся Зверев.
- Знаем, что не в гостях, - перебил Магденбург.
- Что они затевают, когда?

Зверев молчал, растерянно озирался по сторонам. Но после неопровержимых улик сознался, что связан с бандой и рассказал. Что в «Тихвинскую» они соберутся на лесной поляне и после попойки хотят перебить сельских активистов и коммунистов, поджечь сельсовет, контору колхоза и другие постройки.

- Вот что, проговоришься бандитам об этом разговоре, отправим на тот свет вместе с ними, - коротко подытожил разговор Магденбург.

За оставшуюся ночь прибывшие детально разработали план разгрома банды. Вместе с ними решили участвовать в операции местные активисты Александр Федотович Зверев и недавно вернувшийся из армии его сосед Андрей Алексеевич Козлов.

Наутро в деревню Зауполовница потянулась празднично одетая молодежь. А в полдень, скрыто выбравшись из избы-читальни, под прикрытием высокой ржи, незаметно ушел на операцию отряд милиции во главе с Даниловым.

…Лесная поляна примыкает к небольшому болотцу. На берегу озерка вокруг разостланной брезентовой палатки расположились полтора десятка бандитов Рычихина. Видно, щедро снабдили их родственники и тайные пособники: на палатке горой лежала закуска, стояли бутылки с водкой и самогоном. Но, видимо, не сдержал слово, предупредил бандитов об опасности их связной Зверев Алексей. Рядом с каждым лежало наготове оружие: винтовки, револьверы, ружья.

Подвыпившие бандиты, кажется, ничего не подозревают. До слуха незаметно подобравшегося к поляне отряда доносится голос главаря банды Николая Рычихина:

- Ну, ребята, много не пить, задумали – надо сделать.
- Пора, - решает Данилов, - главное – внезапность».

Выхватив из кармана гранату, он бросил ее в бандитов. Но граната, глухо стукнувшись о землю, откатилась в сторону, как пустая бутылка. То же случилось с гранатой, которую бросил Уваров.
Паники, на которую рассчитывал Данилов, не произошло. Бандиты вскочили. В ответ на громогласное: «Руки вверх, сдавайтесь!» грохнули выстрелы. Первый выскочивший навстречу бандитам Данилов как-то нехотя остановился, покачнулся и, закинув руку с револьвером назад, тихо сказал подоспевшему товарищу: - Возьми, вам пригодится. И, словно подкошенный, упал на траву, лицом навстречу грохотавшим выстрелам.

Не растерялись после гибели своего командира его товарищи. На поляне завязалась ожесточенная перестрелка. Была перебита большая часть бандитов, а оставшиеся несколько человек разбежались по лесам и были впоследствии пойманы. С тех пор та поляна в народе называется «Бандитской».

…А через 2 дня жители Вохмы провожали в последний путь погибшего на боевом посту верного сына партии, бывшего бойца Первой Конной Армии Ивана Георгиевича Данилова, уроженца города Великий Устюг. Здесь, на митинге, его товарищи по работе в милиции поклялись отмстить за его гибель. А через некоторое время были разгромлены кулацкие банды Меньшенина в Тихоне, банды в Соловецком и Черновском.
©