•  Информационно-новостной портал
  •  
 
18.05.2010 14:03

 

В 1864 году, т.е. через три года после освобождения крестьян от крепостной зависимости, императором Александром II было утверждено Положение о земских учреждениях. По этому положению на земство, наряду с другими обязанностями, возлагалось попечительство над заведением начальных сельских школ, призванных приобщить крестьянское население России к грамоте.

Земствам было предложено такие школы создать при церквах, поскольку в то время в сельской местности в основном только церковнослужители, окончившие духовные семинарии и училища, имели приличное образование. К тому же они были ближе к крестьянину, нежели приезжие городские учителя. А в тех населенных местностях, которые не имели церквей, было решено возводить новые храмы.

Так в 1883 году на восточном берегу реки Согра, среди деревень: с одной стороны – Кузьминская и Котомино, а с другой – Голая (Голята) и Коурово была построена новая церковь и образован новый приход. Об этом событии в одном из архивных документов сказано: «В Воскресенском приходе на Согре одноэтажная теплая в связи с колокольнею церковь строена и освящена в 1883 г. Престолов два – Воскресенья Христова (1883 г.) и преподобной мученицы Анастасии (1892 г.)… От Вологды 540 верст».

Священником к церкви был определен сын дьякона из-под Тотьмы, выпускник Вологодской духовной семинарии 1879 г. Павел Арсентьевич Фреллель, который до назначения на священническую должность был псаломщиком Преображенской церкви у Спаса, а затем учителем и законоучителем в местной земской школе. О назначении Павла Арсентьевича священником в другом документе говорится: «6 августа 1883 г. рукоположен в сан священника и определен к новоустрояемой Согорской церкви Павел Фреллель…».

С прибытием к месту службы забот у молодого священника оказалось предостаточно, поскольку храм еще не был достроен, а «…утвари церковной никакой: ни сосудов, ни риз, ни книг, ни подсвечников, ни даже лампад». Между тем церковь была обременена долгами до 300 руб. серебром. Сам отец Павел временно поселился в домике мастера, изготовлявшего иконостас. Но, несмотря на все трудности, в конце 1884 г. при Воскресенской церкви была открыта одноклассная двухгодичная церковно-приходская школа. Первыми учащимися Согорской школы были 23 мальчика в возрасте 7-15 лет из окрестных деревень. Занятия вначале проводились в церковной сторожке, а затем в доме самого священника.

Видимо, не скоро появилось в селе Воскресенском добротное школьное здание, поскольку только в 1890 г. церковно-приходское попечительство Никольского уезда выделило Согорской школе 569 рублей. Но в 1896 г. и дома для всех церковнослужителей в Согре были построены. Это видно из анкеты Всероссийской переписи населения 1897 года, которая хранится в архиве Санкт- Петербурга. В ней говорится: «Село Воскресенское Согорское, при р. Согре, погост… находится в Лапшинской волости. Домов 5, жителей мужского пола 14, женского пола 11. Имеется церковь и церковно-приходская школа. Ответы составил священник Павел Фреллель».

Заведующим и законоучителем школы был утвержден сам отец Павел. Помогал ему дьякон Павел Прахов. В то время по программе обучения в одноклассной школе изучались: закон божий, письмо, чтение, начальная арифметика и церковное пение.

К открытию школы в ней имелось 129 экземпляров учебных пособий, в том числе Евангелие, Учебный часослов, Учебный псалтырь, Букварь, издание Св. Синода, «Прописи» Горбача, «Сборник задач» Гольденберга, «Повторительный курс арифметики» Арефьева, «Приходская школа» Ермина и Золотова, «Солнышко Радонежского» и др.

Дисциплинарные меры, применявшиеся в то время в заведениях России, были строги. Провинившиеся учащиеся кроме выговора наказывались «оставлением» в классе после уроков от 30 мин. до 1 часа с лишением обеда, «стоянием» за партой или в углу и «стоянием» на коленях.

Со временем в Согорской церковно-приходской школе наряду со священником и дьяконом стали вести занятия и штатные учителя: выпускник духовного училища Николай Добряков и Лидия Кулекина, окончившая, возможно, епархиальное женское училище или гимназию. Дела в школе, по-видимому, шли успешно. Так как в 1904 г. священник Павел Фреллель епископом Вологодским и Тотемским был награжден набердником, а вскоре Св. Синодом удостоен наперстного креста: учитель Николай Добряков получил повышение, стал псаломщиком; а Лидия Кулекина была отмечена государственной наградой. В сохранившемся документе имеется такая запись: «6 декабря 1907 года серебряными медалями с надписью «За усердие», на Александровской ленте пожалованы учителя Никольского уезда… при Вохомской Введенской церкви Александра Сумарокова и Согорской Воскресенской церкви Лидия Кулекина». Не остался без поощрения и староста церкви. В документе, изданном в 1905 году, сказано: «Награждены похвальными листами старосты церквей: … Согорской Воскресенской крестьянин Александр Чичерин за трехлетнюю полезную службу, приобретение домов для причта и устройство здания для церковно-приходской школы».

В 1907 году происходят значительные кадровые изменения в Согорской церкви. Дьяконом был назначен 10 марта Владимир Попов, а на место Николая Добрякова прибыл «…бывший воспитанник третьего класса Вологодской духовной семинарии Михаил Ермолин 21 июня…». Но настоятелем церкви и заведующим церковно-приходской школы по-прежнему оставался Павел Фреллель. Он не только заботился о воспитании молодого поколения, но и организовывал занятия со взрослыми, пожелавшими научиться читать и писать. При нем были уплачены все церковные долги и даже собирались средства на строительство каменного храма.

Но планам его не суждено было сбыться. В сентябре 1911 года у него умерла жена, а через пять месяцев скончался и сам Павел Фреллель. На похороны Павла Арсентьевича прибыли не только прихожане, но и священники церквей: Вохомской вознесенской Павел Сибирцев, Вохомской Троицкой Николай Шамахов, Лапшинской Покровской Перфирий Соколов и Березовской Петропавловской Иоанн Сабуров, а также несколько дьяконов и псаломщиков.

Настоятелем Согорской церкви был назначен священник Шубрюгской Крестовоздвиженской церкви Михаил Правдин, а на дьяконское место вскоре прибыл Александр Фреллель, сын покойного. Не известна их дальнейшая судьба и судьба псаломщика Ивана Попова. Но известно, что служба в Согорской Воскресенской церкви продолжалась и в 1935 году, а деревянное здание храма, обшитое почерневшим от времени тесом, стояло еще и в 1952 году. Затем церковь была переоборудована в детский дом, куда во время Великой Отечественной войны привозили детей сирот.

Жаль, что здание снесено. Настоящее и будущее поколения согорцев уже никогда не увидят деревянный храм, положивший начало селу Согра. Ведь с этой церковью не только связано появление села, в ней во время крещения получали имена прадедушки и прабабушки современных жителей Согры, здесь многие из них научились читать и писать, здесь в торжественной обстановке при горящих свечах, у сияющего позолотой иконостаса они венчались, вступая в новую жизнь, и здесь, у стен храма, они нашли свой вечный покой.

До 1948 года в состав Согорского сельсовета входило 44 деревни, в которых было 741 домов. В годы коллективизации было создано 16 колхозов. В 1951 г. произошло объединение в 2 колхоза, а в 1956 г. образован колхоз «Рассвет», где первым председателем был Скрябин Анатолий Семенович.

Когда началась война из Согры на фронт ушли более 100 человек. Остались женщины и дети. Награду «Труженик тыла» имеют 45 человек. В селе Согра стоит обелиск погибшим воинам и ежегодно на 9 мая здесь собираются, чтобы вспомнить и почтить память тех, кто защищал Родину и не вернулись с поля боя.

Представителем советской власти на селе был Сельский Совет народных депутатов, который принимал активное участие в улучшении жизни людей. Председателем сельсовета после войны был выбран фронтовик Ивков Арсений Петрович. Всего проработало на этом посту 7 человек: Скрябин Анатолий Семенович, Устюжанин Леонид Максимович, Второв Михаил Петрович, Чичерина Полина Васильевна, Скрябин Григорий Степанович, Худынцев Николай Михайлович и Кубасова Юлия Ивановна.

Много было экспериментов над сельским хозяйством. В принудительном порядке заставляли сеять кукурузу, частные подворья за увеличение поголовья скота облагались налогами. Колхозы сдавали по 2-3 плана зерна государству. Неизменным оставалось одно – честный добросовестный труд людей, а труд был действительно тяжел. В животноводстве было 100% ручного труда. Начерпать и нагреть воду, напоить скот, раздача кормов, дойка коров. Работали почти одни женщины. Но, несмотря на трудности, телятницы получали килограммовые привесы, доярки получали надой по 3000 кг и более молока от коровы.

На территории колхоза «Рассвет» было около 60 голов лошадей. Постепенно с появлением мощной техники, лошадей стали сокращать. Почетным человеком на селе стал механизатор. Первые машины – полуторки «ЗИЛ», первые трактора – «НАТИ».

Трудно сейчас представить, что не было электричества. Колхозная дизель-электростанция давала ток в ограниченном количеств и в ограниченное время. Только в 1966 году началась государственная электрофикация колхоза, что значительно улучшило жизнь людей. Наилучших показателей колхоз «Рассвет» добился в период работы председателем Лаптева Валентина Прокопьевича с 1972 по 1979гг. Колхоз жил без дотаций, за счет реализации сельхозпродукции. Затем началось сокращение деревень, которое продолжается и поныне.

С 1984 года государство стало выделять средства для строительства жилья, производственных объектов, дорог в отдаленные хозяйства, оснащение техникой. С 1985 по 1989гг было построено 37 квартир.

В настоящее время сельское хозяйство поставлено на естественное и медленное угасание. Продукция сельского хозяйства не приносит выгоды и не окупается из-за не соответствия цен. Затраты в несколько раз превышают стоимость. Налоги, энергоносители, техника изношена до предела, здания и сооружения требуют капитального ремонта.

В 2004 году руководителем СПК избрали Ванееву Оксану Сергеевну – это молодая энергичная женщина. Из этих мест вышло немало талантливых людей. Такие как, например, военные летчики – Кубасов Василий Максимович, Шадрин Геннадий Витальевич.