•  Информационно-новостной портал
  •  
 
18.05.2010 14:03

Лапшинская волость занимала верхнее и среднее течение реки Вохмы, наиболее густо населенные места. Лапшино находилось на большом торговом тракте, эта дорога называлась «Старой Орловской». В 1881г в Лапшинской волости насчитывалось 337 поселений. А в 1924г она разделилась на 5 сельсоветов: Лапшинский, Обуховский, Согорский, Семеновский, Тихоновский. Часть деревень отошла к Боговаровскому району, Забегаевскому сельсовету. Лапшинский сельсовет объединил деревни расположенные в бассейне речек Большой и Малый Половец.

Лапшинская волость просуществовала с 1837 по 1924гг – 87 лет. Волость была Никольского уезда Вологодской губернии. (До 1944г Вохомский район входил в Вологодскую область.) Первыми поселениями были: Тихон, Спас, Троица, Ратчина (Октябрьского района). Первые дома на месте существующих теперь деревень появились в 1670-1755гг (Комарово – 1670г, Рай – 1680г, Лапшино – 1690г, Громово – 1700г, Ерусалим – 1710г, Половец – 1755г).

Толчком для быстрого роста этих деревень послужила проходящая через эти места торговая дорога. В деревне Рай была ямская станция, а в деревне Лапшино ночлежный дом.

В 1959г происходит укрупнение колхозов, из 8 образуется один колхоз «Победа». Численность населенных пунктов на 1 мая 1943г – 21, 455 хозяйств. Сейчас 8 населенных пунктов (1 необитаемый), 154 хозяйства.

За последние 15 лет на территории колхоза закрылись следующие организации: пекарня, маслозавод, интернат, детский сад, КБО, 2 магазина.

Площадь земельных угодий СПК 6706 га, из них 2300 га пашня, поголовье крупнорогатого скота – 820, из них 310 коров. Имеют 4 фермы, 2 телятника, 1 свинарник. За 2003г родилось 4 ребенка. Всего дошкольников на 1 сентября 2004 г 28 человек, учащихся школ: 56 человек. К сожалению население в СПК «Победа» убывает. Так за 5 лет убыло на 38 человек. В целом по администрации на 100 человек.

СПК «Победа» является базовым хозяйством и имеет стабильные экономические показатели, благодаря труженикам СПК и его руководителю Паранич Ивану Васильевичу.

Наряду с 80-летием Вохомского района, юбилей и Лапшинского сельсовета – 80 лет.


Святая Русь… Так наши предки именовали наше Отечество. Ни в одной стране нет такого количества святынь: чудотворных икон, храмов, монастырей, животворных источников.

Становление крепкой России невозможно без духовных основ – залог будущего – возрождение православных святынь.

На нашей вохомской земле сохранились храмы, часовни и источники, хотя немало их было разрушено в 30-е годы.

В своей работе я хочу рассказать о храме, который был в нашем селе Лапшино и о праздновании престольного праздника Казанская. Храм назывался в честь иконы Казанской Божией Матери.

Задолго до строительства каменного здания в 1744 году в село Лапшино была перенесена из села Ратчины деревянная церковь. В 1868 году по разрешению епархиального начальства эта церковь стала называться «Во имя всех святых». Храмовый праздник этой церкви приходился на 22 октября. В этот день в селе Лапшино правительством был разрешен торжок, куда приезжали купцы из разных приходов. Кроме того здесь организовывался базар без особого на то разрешения правительства.

Согласно запискам краеведа Герасимова С. С., храм в селе Лапшино был построен усердием прихожан. Закладной камень заложен и освящен в честь иконы Казанской Божией Матери 6 ноября 1860 года. Церковь была задумана с приделами. Второй придел был заложен 21 октября 1870 года в честь священномученика Власия епископа Севастийского. В холодной церкви предполагалось освятить престол во имя Вознесения Христова. Кладка холодной церкви окончена в 1879 году.

У старожилов села Лапшино еще живы воспоминания о внешнем виде церкви иконы Казанской Божией Матери. Власова К. М. 1921 года рождения рассказывает, что это было компактное кирпичное здание, покрашенное в белый цвет. Архитектурный строй здания был рассчитан на особую торжественность. Здание состояло из летней и зимней половины. Зимняя половина отапливалась печами, а вторая не отапливалась, поэтому служба в ней велась в летние дни. Церковь имела полукруглые окна с витражами. Над церковью возвышалась высокая колокольня, которая заканчивалась куполом. Звон большого колокола был слышен до Вохмы. Долгое время звонарем был Цимляков Иван Поликарпович, который по семейному преданию был паломником и из одного путешествия принес образ Николая Чудотворца. Этот образ стал семейной реликвией.

Здание храма было расположено на небольшом возвышении. Со всех четырех сторон церковь была обнесена железной оградой на каменном фундаменте с большими каменными столбами. Входные ворота были большие, двухстворчатые, они выходили на главную улицу села. Кроме большого входа со стороны поля был еще маленький вход. Внутри ограды не было никаких строений, и церковь была видна издалека со всех сторон. По периметру ограждения были посажены тополя. Голубое небо, белый цвет стен, зеленый лужок придавали церкви особенно торжественный вид.

Храмовой святыней была икона Казанской Божией Матери. Эта икона свято чтится всей Православной Русью, к ней чаще всего обращаются взоры в бедах и болезнях глаз.

Данная святыня православия была обретена в 1579 году в Казани, незадолго до завоевания города войсками царя Ивана Грозного. После пожара, уничтожившего почти всю христианскую часть города, Пресвятая Богородица явилась во сне девя-тилетней Матроне и повелела обрести ее на пепелище. Множество народа, собравшегося к пепелищу, стало свидетелем чудесного обретения иконы на пожарище и чудотворений подаваемых от этого образа.

Многие судьбоносные вехи истории России связаны с иконой Казанской Божией Матери. 1612 году – освобождение Москвы от поляков. В 1812 году святой образ осенял русских солдат, идущих на освобождение России от армии Наполеона, в 1941 году в Богоявленском соборе Москвы, осажденной полчищами фашистских войск, отслужили молебен, и состоялся крестный ход с выносом Казанской иконы Божией Матери, такая же церемония прошла и в Ленинграде.

Так небольшая икона, обретенная девочкой Матроной, стала всенародной святыней, знаменем Небесного Покрова Божией Матери.

Старожилы Лапшинско-Казанского прихода говорят, что обязательным считалось иметь в доме икону того храма, который посещаешь постоянно. Поэтому до сих пор в домах села Лапшино и близлежащих деревень хранят икону Казанской Божией Матери.

Из рассказа Носковой М. И. 1919 года рождения, сейчас проживающей в поселке Вохма, стало известно, что в 30-е годы храм был поруган и закрыт. В храме уже не проводились службы, запрещены были венчания, крещения и другие обряды. Жители прихода были вынуждены совершать обряды в храмах близлежащих сел Троица и Ратчина.

Последним священником храма иконы Казанской Божией Матери был отец Виталий. Это был темноволосый, среднего роста человек с умными глазами. Отец Виталий был человеком трудолюбивым, но по хозяйству ему помогала прислуга. 25 лет прислугой в доме была Попова Александра.

После того, как церковь закрыли, у отца Виталия отобрали дом и все имущество. Бывший священник вынужден был снимать квартиру в деревне Громово. Осталась у него земля между церковью и речкой Паговец. После закрытия церкви он сам пахал поле, сеял и убирал урожай. Его уважали жители деревень.

Когда пришло распоряжение об аресте и отправке отца Виталия в Вохму, отряд НКВД принял решение этапировать отца Виталия не «большой» дорогой, а «малыми» дорогами через деревни Ванюшкино, Мысы, Бутырки, Косогор, Басалаево, Шалдино и дальше, так как боялись, что крестьяне деревень Громово, Ерусалим, объединившись вместе, отобьют отца Виталия.

В 1935 году здание храма было передано школе. В одной половине был интернат, а в другой - школьные мастерские. Все имущество было описано и конфисковано. Часть церковной утвари и иконы были разнесены и припрятаны местным населением. Только небольшая часть икон после открытия Сретенского храма в поселке Вохма жителями передана туда.

Из рассказа Подобиной Л. М. 1922 года рождения, проживающей в деревне Ерусалим, следует, что главным престольным праздником Лапшинско-Казанского прихода считалась Казанская. Престольный праздник Казанская приходится на 4 ноября по новому стилю. Праздновался он в старину с особым размахом. Уже выпадал первый снег. В деревнях с отхожих промыслов возвращались мужики. «На Казанскую один день престол справляли, на другой опохмель держали, на третий – снова здорово», - вот такая пословица бытовала в народе. К празднику готовились заранее, так как основные работы были позади, люди ждали этого праздника. Наводилась особая чистота и порядок в доме и на дворе, заранее заготовлялись продукты, варили пиво, готовили обильные угощения. Родственники съезжались в гости даже из дальних деревень.

Рано утром одевали праздничную одежду и шли в церковь. В этот день служба начиналась раньше обычного. После Божественной Литургии икону Казанской Божией Матери крестным ходом несли по селу. Перед каждым домом останавливались и соборно молились за тех, кто в нем живет. «Пресвятая Богородица, спаси нас!» - пели прихожане.

После окончания службы прихожане возвращались домой. Помолившись, приступали к трапезе. Вечером после посещения базара приезжали ближние родственники, приходили соседи. Хозяева к приходу гостей накрывали столы: на праздничные скатерти ставили разные закуски. Еда была простая, но вкусная, приготовленная в русской печи: каши, картошка, рыба, мясо, пироги с рыбой, различные соленья, грибы и ягоды.

Чинно рассаживались по местам и начинали застолье. Такой праздник обычно продолжался два дня. К концу второго дня дальние родственники уезжали. Хозяева мыли полы.

Молодых парней и девушек в пир не брали. Молодежь в праздник гуляла по селу, пели песни, плясали, устраивали игрища. Казанская – праздник осенний, поэтому игрища были уже не на улице, а в доме, и не такие многолюдные как летом. Для этого молодежь откупала избу у одиноких старушек или мужчин, у кого изба большая. В селе Лапшино молодежь собиралась в доме Сергеевой В. М. Платили обычно деньгами или хлебом. На игрищах пели песни, водили хороводы, плясали, играли. Здесь происходили знакомства девушек и парней. Игрища были местом общения молодежи.

Обычай варить пиво на Казанскую в 30-е годы трансформировался в братчину, когда гуляла вся деревня. Теперь этот праздник был приурочен к празднику Великой Октябрьской социалистической революции (7 ноября). И это не случайно, во-первых, 7 ноября был большой советский праздник, во-вторых, время позволяло колхозникам отдохнуть, так как не было больших сельскохозяйственных работ. Последняя братчина была в 1973 году.

В 20 веке гуляния молодежи проходили в клубе, который был построен в 1961 году на месте храма. В 1998 году клуб, как бы в наказание за наши грехи, сгорел, и теперь на этом месте осталось одно возвышение, да тополя, как свидетели былых времен.

Нельзя не согласиться со словами иеромонаха Романа (Матюшкина):
«Без Бога нация – толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, - жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу».

Лапшино 2012 год. Исакова Е. А.

Источники

Герасимов С. С. Волость Вохма. Кострома Областная типография им. М. Горького, 2010 г.
1. Герасимов С. С. Из нашей старины. Кострома Областная типография им. М. Горького, 2006 г.
2. Воспоминания Власовой К. М. 1921 года рождения, проживающей в селе Лапшино.
3. Воспоминания Носковой М. И. 1919 года рождения, проживающей в поселке Вохма.
4. Воспоминания Подобиной Л. М. 1922 года рождения, проживающей в деревне Ерусалим.