•  Информационно-новостной портал
  •  
 
30.12.2014 20:50
Вохомское дорожно-эксплуатационное предприятие № 29.

1945 год - дороги района находятся в ведении Вохомского районного дорожного отдела.
1 марта 1957 года — образован Вохомский дорожно-эксплуатационный участок №217 (ДЭУч-217).
1964 год - создан Вохомский дорожно-эксплуатационный участок №782 (ДЭУч-782).

Вохма.


1980 год - на базе Вохомского дорожно-строительного управления № 6 и ДЭУч-782 образовано дорожное ремонтно-строительное управление (ДРСУ).
1994 год - ДРСУ переименовано в дорожно-эксплуатационное предприятие №29 (ДЭП-29).
История ДЭП-29 - это не только история предприятия или дорожного строительства, это - история района. 

С 1945 по 1959 год контроль за состоянием и строительством дорог в районе осуществлял дорожный отдел райсовета. О том, в каком состоянии находились дороги и как велось их строительство в этот период, дают представление газетные публикации тех лет:
«В районном центре тротуары разрушены, словно здесь проходили бои, - читаем в газете «Вохомский колхозник» №22 от 24 мая 1945 года. - Даже в самом центре села, у садика, мостики строятся второй год, и трудящиеся, дойдя до конца настила, «балансируют» по одному дереву».

Вохма.


А строить и ремонтировать в те годы было что:
«Особенно в плохом состоянии находятся участки дорог между деревнями Бельково и Соседково (на территории Бельковского сельсовета), на тракте село Вохма – село Хорошая (на участках между деревнями Марково-Подволочье, около речки Кривой, от речки Леком и до колхоза имени Кирова). Такое же положение с дорогами на трактах сёл Вохма - Павино (участки деревень Шабашиха - Пономарево, Громово – Кулебаново - Коурово и Пресновский волок), село Вохма - село Тихон (участки село Вохма - Некрасиха, Громовская гора, д. Орловица - д. Почивище, у речки Нюрюг, д. Разбойница - село Тихон) и других». 

Новый этап дорожного строительства начался в районе с 1959 года. В этом году важнейшей задачей всего района было строительство шоссейной дороги от села Вохма до посёлка Малое Раменье на реке Ветлуга, которая должна была связать район с железной дорогой.
Но состояние дорог в районе в то время зависело от дорожников в меньшей степени. И даже в июне 1965 года на исполкоме райсовета отмечалось: «В нашем районе вся дорожная сеть состоит из дорог грунтовых улучшенных или грунтово-профилированных, которые после дождей становятся непроезжими. Это не может не тревожить население района, колхозы, совхозы и организации».

Вохма.


Следующий, 1966 год, особо выделяется в истории дорожного строительства в районе:
«Большие задачи предстоит решить в новом году строителям дорожно-эксплуатационного участка по дальнейшему благоустройству дорог в районе. Кроме текущего ремонта и капитального ремонта мостов и дорог районного значения будет построено 10 километров дорог с твердым покрытием. В том числе 5 километров по трассе Малое Раменье и 5 километров в райцентре». 

Не менее важные задачи решались и в 1967 году:
«В прошлом году, - отмечалось на сессии райсовета, - район неплохо вел дорожное строительство. Сделано 4 километра дорог с твердым покрытием в поселке Вохма и на трассе Вохма - Малое Раменье. На строительство дорог и мостов израсходовано 200,6 тысячи рублей при плане 161 тысяча рублей. В текущем году в районе предстоит построить 10 километров дороги с твердым покрытием и провести текущий ремонт дорог и мостов». 

Но не все шло гладко:

Вохма.


«В первый день двухмесячника по дорожному строительству, - пишет в газете главный инженер участка №782 В. Попов, - не было заметно оживления на дорогах района. На вывозке песка в этот день работало 5 автомашин дорожного участка, две автомашины автохозяйства и одна автомашина сплавной конторы. За день вывезено 240 кубометров песка. Работало также три грейдера на дорогах Вохма - Конница, Вохма - Павино и Вохма - Малое Раменье. Сгрейдировали за день около 30 километров дорог».
Программа дорожного строительства в районе решалась за счет долевого участия предприятий. Райисполком постановлял: 

«Руководителям организаций, колхозов, совхозов на период двухмесячника направить на строительство дороги Вохма - Малое Раменье 35 автомашин, 5 бульдозеров, 4 трактора ДТ-54 согласно решения райисполкома».
К 1970 году было завершено строительство автодороги Вохма - Малое Раменье.
Новые задачи были поставлены перед дорожниками в 1970 - 1975 годы:
«За пятилетие нам предстоит — писал в газете главный инженер ДУч-782 В. Шутов, - отремонтировать 500 погонных метров мостов, 150 километров грунтово-профилированных дорог, 20 километров грунтово-улучшенных дорог. Уже поднято 50 километров земляного полотна. Добыча песка к 1976 году будет доведена до 55000 кубометров. Запланировано строительство базы для дорожного участка. Силами и техникой межрайонной передвижной механизированной колонны будут строиться внутрихозяйственные дороги». 

В 1973 году произошло событие, сыгравшее важную роль в жизни района: «Давняя мечта вохомцев иметь постоянный автодорожный мост через реку Ветлугу становится действительностью. Бригада 5-го мостостроительного участка приступила 27 августа к работам по возведению моста». 

В 1975 году началось строительство межрайонной автодороги Вохма - Павино. Но, тем не менее, строительство внутренних районных дорог оставляло желать лучшего. В районной газете отмечалось:
«За годы девятой пятилетки дорожному строительству в районе не уделялось должного внимания - и вот результаты: построено дорог с твердым покрытием всего 17,1 км или по 3,4 километра в год. Правда, исполком райсовета ежегодно принимал решения о проведении ударных месячников и двухмесячников по ремонту и строительству дорог районного и местного значения, давались задания, но они не выполнялись... 

Общая протяженность дорог района составляет более 450 километров, из них с твердым покрытием 43 километра, что составляет 10 процентов от всех дорог района...
На 1976 - 1980 годы предусматривается освоить на строительстве внутрихозяйственных дорог в колхозах района 1670 тысяч рублей».
С 1981 года началось строительство автодороги Павино - Вохма, одного из главных объектов дорожной отрасли области.
Кроме того, в это время начинается работа и на местных дорогах:
«Строительством, ремонтом и содержанием дорог областного и районного значения в районе занимается единственная дорожная организация - ДРСУ управления «Костромаавтодор», за которой закреплена сеть автодорог протяженностью 241 километр. За последние годы были построены дороги с твердым покрытием Вохма - Малое Раменье, Вохма - Маяк, Вохма - Лапшино (участок Вохма - Ерусалим). В прошлом году закончено строительство автодороги Вохма - Павино на участке Вохма - Большое Зорино». 

28 мая 1982 года был введен в эксплуатацию асфальтобетонный завод. А 28 октября 1982 года в поселке Малое Раменье открылось движение по новому автомосту, соединившему берега Ветлуги.
С 1985 по 1990 годы в Вохомском районе было построено 131,31 километра автодорог с твердым покрытием. Капитально отремонтировано 25,8 км дорог. В 1991 году перед дорожниками была поставлена задача - соединить все центральные усадьбы колхозов и совхозов с райцентром дорогами с твердым покрытием.
Но дорога к самому отдаленному сельсовету Вохомского района была построена только в 2000 году. Вот что рассказывала об этом местная газета. «Двадцать пятое июля войдет теперь в историю села Тихон. В этот день состоялась сдача в эксплуатацию подъезда к населенному пункту. 

Село Тихон в районе самое, самое: самое отдаленное от поселка Вохма и самое древнее - его основанием считается 1470 год. До последнего времени было у этого населенного пункта и еще одно отличие, которое его совсем не красило. Имя ему бездорожье. Впрочем, дорога, если ее можно назвать таковой, была, но такая, что в иных ямах на ней можно было вполне «спрятать» машину.
Первый раз строители из ДЭП-29 приехали на этот объект 9 ноября 1999 года. Однако основные работы развернулись на нем в декабре 1999 - январе 2000 года. Единственной трудностью, с которой столкнулись, была слишком узкая улица в селе Тихон. Работающей технике мешали электроопоры, низко висящие провода.
От большака до первых домов дорога шириной 8 метров, по улице - 5,5 метра. Высота насыпи - от 30 сантиметров до 2,5 метра, в зависимости от рельефа местности. Перед селом есть лог, называемый местными жителями «скитом». Здесь проложили железобетонную трубу.
Коллектив ДЭП-29 постарался выполнить работу качественно и сдать объект в срок. Несмотря на то, что основная часть техники была занята на строительстве дороги в Пыщугском районе, и людям ежедневно приходилось рано выезжать и поздно возвращаться - до Тихона путь неблизкий.
Хорошо трудились бульдозеристы Д. А. Второв, А. А. Дудырин, машинист погрузчика М. В. Голышев, водители В. Е. Второв, В. В. Шадрин, В. А. Арбузов, рабочий А. В. Селезнев... 

И вот вековое бездорожье ушло в прошлое. Дорога служит людям. Н. К. Мостов, старейший житель села, высказал общее мнение жителей: «Чудеса, да и только, неужели мы больше не увидим ям и промоин?»
«Рады завершению строительства, сказал глава Тихоновской сельской администрации С. В. Ширяев. - Село меняет свой облик на глазах, меняется и настроение жителей - измучило всех бездорожье. Теперь даже приезжающие в гости говорят: наконец-то в Тихон можно заехать».
За десять лет, с 1990 по 2000 год, Вохомское ДЭП-29 построило 50 километров автодорог.
Работники ДЭП-29 неоднократно отмечались за свой труд.
Медалью «За трудовое отличие» награжден Тюляндин Валентин Егорович, водитель Вохомского ДРСУ. Валентин Александрович Попов награжден орденом Трудового Красного Знамени и знаком «Почетный дорожник». Знаки «Почетный дорожник» имеют Татьяна Тихоновна Чичерина и Александр Александрович Алешков. 

На начало 2001 года ДЭП-29 обслуживало 286,4 километра автодорог:
- 50 км дорог с асфальтовым покрытием;
- 77,3 км дорог с переходным покрытием;
- 157 км грунтовых дорог.
- 2,1 км с цементно-бетонным покрытием. 

Вохомское дорожно-эксплуатационное предприятие № 31.

12 апреля 1976 года - создание Вохомского дорожно-строительного управления №10, (ДСУ-10), в системе треста Спецстроймонтаж.
27 декабря 1976 года - ДСУ-10 переименовано в дорожную передвижную механизированную колонну №10 (ДПМК-10).
1 апреля 1979 года - ДПМК-10 ликвидирована. Создан хозрасчетный мастерский участок (СПМУч-10).
31 августа 1982 года - СПМУч-10 реорганизован в дорожный хозрасчетный участок (ДХРУч).
19 декабря 1983 года - ДХРУч передан в состав Вохомской межколхозной передвижной механизированной колонны (МПМК).
4 октября 1984 года - Вохомская (МПМК) переименована в дорожную передвижную механизированную колонну (ДПМК).
4 декабря 1987 года - ДПМК переименована в хозрасчетный дорожно-строительный участок (ХДСУч).

Вохма.


1 октября 1990 года - реорганизация ХДСУч в малое предприятие дорожно-строительный участок «Вохомский» (МП ДСУ «Вохомский»).
23 марта 1993 года - реорганизация МП ДСУ «Вохомский» в государственное предприятие «Дорожник» (ГП «Дорожник»).
30 декабря 1993 года - ГП «Дорожник» реорганизовано в дорожно-эксплуатационное предприятие №31 (ДЭП-31). 

Начавшее свою производственную деятельность в системе облколхозстройобъединения предприятие в итоге перешло в структуру «Костромаавтодор». Пережив много реструктуризаций, 12 апреля 2001 года ДЭП-31 отметило круглую дату - 25 лет со дня образования. О том, как все начиналось, рассказывает JI. Н. Скрябина, инженер ПТО:
«Была контора - двухквартирный дом, гараж на две единицы техники. Имелось два самосвала ГАЗ-53, трактор ДТ-75, прицепной скрепер, два бульдозера на базе трактора ДТ-75, экскаватор ЮМЗ... Работало на предприятии 43 человека.
В 1976 году предприятие строило дороги Данила - Конница, Малое Раменье - Заветлужье. В июне и июле из 100 тысяч рублей по плану ДСУ-10 освоило на строительстве дорог всего 46 тысяч рублей. 

В первые годы после создания предприятия вводили в год по 0,3 км в щебне. А в 2000 году ввели 5,3 км, из них: 1,1 км - щебень, 4,2 км - асфальт». Появилась техника, оборудование, расширена производственная база.
С 1985 по 1989 годы организацией строились новые дороги в Вохомском районе. Это:
- автодорога Шалдино – Покров - Сенюченки (13,5 километров);
- автодорога Вохма-Троица (8 километров);
- автодорога М. Раменье - Заветлужье (17 километров). 

Работа в системе «Костромаавтодор» определила новые возможности в работе. Строились новые автодороги: 1994 г. - 9,83 км, 1995 г. - 4 км, 1996 г. - 9,63 км, 1997 г. - 7,6км, 1998 г. - 4,1 км, 1999 г. - 3,44 км, 2000 г. - 5,3 км.
В 2001 году ДЭП-31 работал на строительстве подходов к мосту через реку Ветлуга, принимало участие в строительстве обхода города Шарьи, ремонте дороги Никола - Плоская.
Работа дорожников нуждается в рационализаторах. На предприятии есть такие рабочие. Это Н. Н. Воронин, он работает сварщиком, машинистом катка и водителем. Он изготовил приспособление для укладки асфальтобетонной смеси. С. Н. Арбузов, водитель, создал на базе автомобиля ЗИЛ-130 установку для ремонта асфальтобетонных покрытий.

Вохма.


С первых дней работы предприятия здесь трудились:
- начальник ДЭП-31 Н. В. Герасимов,
- зам. начальника А. А. Чичерин,
- экскаваторщик А. В. Дворецкий,
- машинист бульдозера Ю. JI. Скрябин,
- мастер Н. А. Герасимов.
Многие рабочие и инженерно-технические работники награждались почетными грамотами. Значок «Почетный дорожник России» вручен Любови Николаевне Скрябиной, инженеру планово-производственного отдела. 

На начало 2001 года ДЭП-31 обслуживало 144,1 километра автодорог:
- 32,7 км дорог с асфальтовым покрытием;
- 72,7 км дорог с переходным покрытием;
- 38,7 км грунтовых дорог. 

Вохомское мосто-эксплуатационное предприятие № 7.

3 сентября 1996 года — организовано Вохомское мосто-эксплуатационное предприятие №7 (МЭП-7).
Районная газета «Вохомская правда» 1996 года сообщала: «Информация о том, что с 1 июня 1996 года ликвидируется ТОО «Монтажник» вовсе не означает полного исчезновения предприятия. Коллектив товарищества принял на общем собрании решение о ходатайстве перед администрацией района и областным антимонопольным комитетом о продаже «Монтажника» предприятию ДЭП-31 (управление «Костромаавтодор») и создании на его базе самостоятельного государственного мосто-эксплуатационного предприятия. Продажа уже состоялась. Новым предприятием проведена приемка и паспортизация мостов на территории Вохомского и Октябрьского районов, ведутся работы по их содержанию. Укрепляется и база МЭП-7. Получены две машины марки УАЗ, до конца года планируется поступление автокрана, самосвала, бетономешалки...».

Вохма.


В то время предприятие уже имело достаточно крепкую материально-техническую базу, и коллективу не потребовалось времени на раскачку. Сваи на строительстве первого в истории предприятия моста через реку Сокеринка-2 на дороге Тихон - Талица были забиты уже через несколько дней. 

В итоге за 1997 год в Вохомском и Октябрьском районах было построено 4 деревянных моста. В том числе мост через реку Вочка и деревянный мост через реку Луптюг в Октябрьском районе. Он не имеет равных себе в области - его длина 96 метров. В 1998 году были сданы в эксплуатацию мосты через реки Вочь на автодороге Лапшино - Макарята, Нюрюг (Вохма - Тихон), Якшанга (Заветлужье - Матвеевское), Калюг (Тимошино - Луптюг). Общая протяженность сданных объектов - 193,7 метра. Кроме того, был отремонтирован железобетонный мост через Ветлугу.

Вохма.


В 2000 году МЭП-7 выполнило строительство железобетонных труб на участке Пыщуг - Слепенкино, подъезде к р. Фердос, устройство водосбросов и барьерных ограждений на площадках отдыха на автодороге Урень – Шарья – Никольск - Котлас. Произвело ремонт железобетонного моста через р. Кустоватка, железобетонных труб (автодорога Гаревая - Носково) в Пыщугском районе и деревянных мостов в Вохомском районе: через реки Шубот, Безымянный, Проскуринка, Сосновка, Шестовица. 

На начало 2001 года МЭП-7 обслуживало 36 мостов в Вохомском и Октябрьском районах общей протяженностью 1533,1 пог. метра:
- 8 железобетонных, протяженностью 359,4 пог. метра;
- 3 металлических, протяженностью 539,7 пог. метра;
- 25 деревянных, протяженностью 634 пог. метра. 

Информация из книги:
Дороги костромского края: история и современность. Гапонюк С.
В 2-х т. Том 2. — Кострома. ДиГраф, 2002 год.

©