•  Информационно-новостной портал
  •  
 
05.05.2014 18:36
Вохма
Вохма. Вохмичи - Герои Советского Союза.
Жители Вохомского района по праву гордятся земляками, удостоенными высшей награды Родины - звания Героя Советского Союза.

Вохма. Герои земляки

И мужество, как знамя, пронесли…

К семидесятилетию Победы в Великой Отечественной войне.

За героические подвиги в Великой Отечественной войне звания Героя Советского Союза удостоены более 11 600 человек, из них – 48-дважды и 3-трижды. 
 
Более 160 воинов-костромичей были удостоены высокого звания Героев Советского Союза.
Жители Вохомского района по праву гордятся земляками, удостоенными высшей награды Родины - звания Героя Советского Союза:

Брагин Василий Ефимович
Дудин Николай Максимович
Едомин Михаил Михайлович
Елькин Леонид Ильич
Кобелев Аркадий Васильевич
Кузнецов Кирилл Павлович
Перминов Иван Александрович
Шеломцев Николай Григорьевич
Криницын Василий Андреевич, удостоен звания кавалера ордена Славы всех трёх степеней.


Отважный сын России.

Вохма. Брагин Василий Ефимович.


Брагин Василий Ефимович.
( 1920 – 1969 гг. )

Василий Ефимович родился в дер. Большая Речка Тихоновского сельсовета в простой крестьянской семье. Семья была многодетной - 9 детей. Василий был шестым ребенком. С 14 лет, до призыва в Армию, он работал в колхозе.
За 2 года до ухода в армию колхозники доверили 17-летнему пареньку руководство бригадой. В сентябре 1940г. Василия призвали в Красную Армию. По окончании полковой школы он заслужил звание младшего сержанта и был назначен командиром отделения. В боях под Витебском в июле 1941 года Брагин Василий Ефимович получил ранение и был отправлен в госпиталь. 
 
В 1943 году, после лечения окончил фронтовые курсы младших лейтенантов, и ему дали должность командира пулеметного взвода, а затем пулеметной роты. Командир пулеметной роты Брагин, в сражениях с немецкими захватчиками проявил отвагу и героизм.
Особенно отличился лейтенант Брагин в летних боях в 1944 году на территории Белоруссии, во время освобождения от вражеских войск Витебской области. Это случилось 23 июня 1944 г., при прорыве оборонительных укреплений врага, юго-восточнее Витебска. Брагин огнем танковых пулемётов роты вывел из строя огневую систему фашистов.
Этим был обеспечена удача прорыва немецкой обороны.
В этом бою Брагин применил умелую тактику, результатом чего, было уничтожение пулеметным огнём свыше сотни солдат и офицеров противника. 

А в конце июня 1944 года в исключительно тяжёлых условиях, по непролазным болотным топям его рота выдвинулась к реке Березина, и первая начала её форсирование. На противоположном берегу рота сходу вступила в бой, отразила контратаки, и пулемётным огнём подавила точки противника. Действия бойцов обеспечили успешное форсирование реки Березины всем батальоном.
Подлинный героизм проявил лейтенант Брагин 9 июля 1944 года в боях под городом Вильнюс. Немецкие танки с пехотой контратаковали наши боевые порядки, Брагин сам вёл огонь из станкового пулемёта, с каждой минутой росла угроза быть раздавленным танком, но он не дрогнул, со всей яростью продолжал поливать свинцовым огнем ряды немецкой пехоты. Пехота была в результате отсечена от танков. В этом бою Брагин лично истребил свыше 70-ти гитлеровцев. 

При форсировании реки Вилия у деревни Туршоны Брагин первым перешел на противоположный берег, где уничтожил фланкирующий пулемет противника. Этим обеспечив переправу наступающему стрелковому пехотному батальону. Не менее яркий подвиг совершил лейтенант Брагин при форсировании реки Невежи. Под ураганным огнём противника он сумел переправиться на противоположный берег и из пулемета в упор расстрелял до 30 наседавших немцев, пытавшихся сбросить в реку группу наших бойцов. Раненый в этой схватке, истекая кровью, огонь по врагу он не прекратил. В результате противнику пришлось откатиться на исходные позиции, оставив на поле более 25 трупов своих офицеров и солдат.

24 марта 1945 года Президиумом Верховного совета СССР присвоено Василию Ефимовичу звание Героя Советского Союза.
После войны зимой, в 1946 году Василий Ефимович вернулся на Родину, в Вохомский район. Снова трудился в своём родном хозяйстве «Красная Горка» начав рядовым, а позднее и председателем колхоза. Но давала о себе знать война, постоянно приходилось лежать в госпитале. Работал позднее животноводом (младший зоотехник), а больше рядовым колхозником. С 1949 года на пенсии. В конце 50-х с семьей переехал под Вохму в деревню Дор. Будучи на пенсии, работал в колхозе «Правда». К сожалению, Василий Ефимович рано ушел из жизни. В 49 лет, в 1969 году инсульт оборвал его жизнь. Но жива память о нём. В посёлке Вохма одна из улиц названа его именем.

Таран – оружие смелых.

Вохма. Дудин Николай Максимович

Дудин Николай Максимович.
(1917 – 1968 гг.)

Николай Максимович родился в деревне Слепино Петрецовского сельского совета в 1917 году. Пятеро детей было в семье. Отец вёл обычное середняцкое хозяйство. Бойким и смышлёным подрастал Николай, мечтал о небе.
В 1936 году после окончания 9 классов по спецнабору ЦК ВЛКСМ Николай был принят в военно-авиационное училище ВВС СА. С большой любовью он изучал летное дело и очень гордился профессией летчика. В 1938 году он освоил самолет – истребитель «И-16» («ЦКБ-12) конструкции Николая Николаевича Поликарпова. 

После окончания училища был направлен в 29-й ордена Ленина Красно-Знаменный истребительный авиационный полк – гордость истребительной авиации. Ещё в период гражданской войны он бил немцев на Украине и получил высшую тогда в республике награду за боевые заслуги – Орден Красного Знамени. В том полку служил Валерий Чкалов: в полку хранились чкаловские традиции. В марте 1941 года Николай был утвержден в должности зам. командира по политчасти и военного комиссара эскадрильи. 

В первые же дни после начала войны эскадрилья бала переброшена на Западный фронт. Военный комиссар эскадрильи лейтенант Дудин отличился 28 июля грозного 1941-го года. На Витебщине, в районе Севастьяново капитану Тормозову и лейтенанту Дудину поручили прикрывать переправу через Днепр, а также провести разведку переднего края противника.
Советские «ястребки» прошли над переправой, взяли курс на северо-восток, сделали разворот и сразу заметили вражеские самолеты. Дудин бросился на встречу. 

Воздушный бой требует большой отваги мужества, высокого летного мастерства, а этих боевых качеств Николаю Максимовичу было не занимать.
Короткая пулеметная очередь, последний МЕ-109 резко спикировал, пошел вниз. Но загорелся самолет Тормозова. Тут же Дудин начал бой с двумя другими «Мессершмиттами». И Тормозов не растерялся. Резким скольжением на крыле он сбил пламя и продолжил схватку. И как раз своевременно – на Дудина насело три немецких истребителя. Вскоре к ним еще присоединился ещё один. Воздушная схватка была жестокой. Два советских истребителя смело атаковали фашистских лётчиков, но те, обладая большей скоростью, умело выходили из-под удара, а затем пытались зайти в хвост нашим «И-16». 
 
Наши пилоты отлично использовали преимущество собственных самолётов, особенно, в горизонтальном маневрировании. Они выскальзывали из вражеского кольца и вновь бросались в стремительную атаку. Машина Тормозова получила ещё одно повреждение и вынуждена была из боя выйти и совершить посадку среди наших войск. В то же время Дудин продолжил сражаться с врагом, загнанный со всех сторон, он благополучно выскочил из кольца и начал догонять сзади один из «Мессеров». И тут заметил: два других спикировали на него с разных направлений, сверху. Моментально развернувшись, командир направляет свой самолёт в лобовую атаку. Машины стремительно несутся навстречу: «Нервы в узду! Точно на врага!». 
 
Первый фашистский лётчик не выдерживает, с расстояния тысяча метров открывает бесцельную стрельбу и, получив в ответ пулемётную очередь, уходит вертикально вверх. Но его тут же заменяет второй «мессершмитт», который также идёт прямо в лоб. Молниеносный, страшный поединок. Кто не выдержит, струсит, отвернёт первый? До вражеского самолёта оставалось шестьсот метров. Николай жмёт на гашетки – пулемёт молчит. Вышел весь боекомплект. Решать надо молниеносно, и он решает: «Иду на таран!». И у второго вражеского пилота нервы оказываются слабыми. Стремительно сокращается дистанция между ними. Двести метров, сто метров… немец пытается уйти от удара, но уже поздно. Дудин покидает неуправляемый самолёт и благополучно приземлятся на парашюте.

22 октября 1941 года лейтенант Дудин Николай Максимович, комиссар эскадрильи, за подвиг, совершенный у переправы через Днепр в последние дни июля, Указом президиума Верховного Совета СССР удостаивается высшей степени воинского отличия – звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотой Звезды.

После войны был награжден Николай Максимович орденом Боевого Красного Знамени. В звании подполковника, в 1958 году уволился в запас. А через 10 лет, 27 января 1968 года Николая Максимовича не стало.

Гроза немецких танков.

Вохма. Едомин Михаил Михайлович

Едомин Михаил Михайлович.

Родился Михаил Михайлович в 1911 году, 18 сентября в деревне Замошниково Хорошевского сельского совета. Работал в колхозе «Новый путь». С 1931 года проживал в Свердловской области. В 1938 году, перед уходом в армию работал в совхозе «Хромушово». В начале 40-х годов ушел на финскую войну. Первое боевое крещение Михаил получил при Халхин-Голе. После демобилизации работал чекистом в Свердловской области. Здесь и застала его война. С немцами сражался с июля месяца 1942 года, в качестве наводчика и командира орудия 338-го истребительно - противотанкового артполка. Принимал участие в сражении на Курской Дуге. 

В феврале 1943 года случилось так, что их полк оказался в окружении. Многие орудия из строя были выведены, все снаряды выпущены по противнику. Отбиваясь от, окруживших батарею вражеских автоматчиков, Едомин вдруг увидел: невдалеке от него упал командир артбригады подполковник Белецкий. К нему приближались гитлеровцы. Едомин пробился к раненому и, взвалив на себя Белецкого, отстреливаясь, побежал к лесу. Жизнь командира бригады была спасена. Выйдя из окружения, гвардии младший сержант Едомин сдал раненого в медпункт. 

В своем полку Едомин считался метким артиллеристом, грозой немецких танков. Только за время наступательных, осенних боев 1943 года он уничтожил из своего орудия семь фашистских танков. 

Особенно отличился в боях за правый берег Днепра. После того, как стрелковые части Первого Украинского фронта форсировали Днепр и захватили на его правом берегу плацдарм, туда были и переброшены артиллеристы гвардейского артполка. 2 октября советские части, находившиеся на плацдарме атаковало 100 танков противника. Нужно было обладать огромным мужеством и стойкостью, чтобы не сделать ни шагу назад. На орудие Едомина двигалось 14 танков. Он хладнокровно стоял у прицела и уверенными меткими выстрелами поражал одну цель за другой. Едомин подбил три средних танка и один «Тигр», остальные повернули назад. Атака была отбита. 

Через несколько дней немцы повторили танковую атаку. Теперь на орудие младшего сержанта Едомина двигалось 8 танков, однако отразить эту атаку было гораздо труднее, чем первую. Как только Едомин подбил один танк, противотанковое орудие было засечено на немецкой минометной батарее. Мины стали рваться очень близко. Одна из них ударила в ящик со снарядами, ящики загорелись. Едомин бросился тушить их. После того, как снаряды были спасены от огня, Едомин вновь стал к орудию и первым выстрелом один танк подбил ещё. А всего на правом брегу Днепра наводчик Едомин подбил пять танков, из которых было три «Тигра». 

Вот за этот подвиг Михаилу Михайловичу 24 декабря 1943 года и дали высокое звание Героя Советского Союза.
В Москве 24 июня 1945 года состоялся парад Победы. Среди его участников был и Михаил Михайлович. Гвардии старшину Едомина наградили орденом Отечественной войны I и II степени и несколькими медалями.

После войны жил Михаил Михайлович в Нижнем Тагиле, ул. Циолковского, д.18, кв.15.

Морской разведчик.

Вохма. Елькин Леонид Ильич

Елькин Леонид Ильич.
(1916 – 1944 гг.)
Родился Леонид Ильич 19 марта 1916 года в деревне Малый Завраг бывшего Вохомского (ныне Павинского) района в учительской семье. Его родители учили крестьянских детей в Израилихинской школе. В 1926 году семья Елькиных переезжает в Москву. Отец Леонида, Илья Алексеевич, становится директором столичного авиационного техникума. 
 
У Леонида, еще в детстве, когда впервые увидел высоко пролетавшие самолеты, зародилась мечта о полете. Не желавший себе иной судьбы, настойчивый в стремлении к своей цели, поступает в Московский авиационный техникум. Успешно окончив авиационный техникум, в 1935 году Леонид поступает в Ейскую школу военно-морских летчиков. Окончив летную школу, в 1937 году, Леонид изъявляет желание служить в самом суровом северном морском крае. И командование дало ему направление на Север. Там Леонид был зачислен младшим летчиком в составе 45-й авиаэскадрильи. 
 
Трудностей в непривычном крае встретилось немало, но молодой летчик сумел породниться с ним. Всего лишь несколько месяцев потребовалось ему, чтобы досконально изучить места, получить навыки самолетовождения в сложных метеорологических условиях. Довольно быстро освоил он технику пилотирования и боевого применения боевых машин трёх типов. 
 
Боевое крещение получил в 1939 – 1940 годах во время советско-финской войны в составе 118-го разведполка. В трудных зимних условиях он сделал 85 боевых вылетов на разведку военно-морских баз коммуникаций противника.
Перед падением фашистской Германии Елькин был уже зрелым, всесторонне подготовленным, имеющим боевой опыт летчиком. К этому времени Елькин был назначен командиром звена. 
 
С первых дней войны североморской сокол – в интенсивных полетах. В сумеречные часы полярного дня наносил бомбовые удары по вражеским войскам на линии фронта, днем вылетает на дальнюю и ближнюю разведку коммуникаций, военно-морских баз и аэродромов. Приходилось еще заниматься перевозкой раненых, доставкой боеприпасов и продовольствия. И не случалось, чтобы он на аэродром возвратился не выполнив задание. Летная книжка Леонида Ильича заполнялась записями о его боевых делах. Прежде всего они характеризовали бесстрашного летчика, непревзойденного мастера ближней и дальней разведки. Он и считался лучшим разведчиком в полку. Маршруты его поисковых полетов пролегал к Нарвику, Тромсё, Киркенесу, Меннахмори и другим базам аэродрома врага. 
 
Помимо регулярных полетов на разведку Елькин в 1941г. уничтожил зенитную батарею, повредил переправу через реку Титовка, разбомбил штаб егерского корпуса. В следующем году в районе Большой Западной Лицы взорвал склад боеприпасов, подавил зенитную батарею, причинил большие разрушения объектам на прифронтовом аэродроме. 
 
Особый след в боевой биографии летчика оставило выполнение им специального задания командующего Северным флотом адмирала А. Г. Головко. Ему было поручено на гидросамолете изыскать в районе Новой Земли места для дополнительных посадочных площадок.
27 июля 1942 года начался этот необычный полет. Самолет шел над штормовым полем, ветер все более усиливался, видимость ухудшалась. Однако это не помешало опытному летчику достигнуть намеченного района, и совершить посадку в губе Белушьей. Закрепив машину, экипаж на шлюпке высадился на берег. В то же время к острову подошла фашистская подводная лодка и пулеметными очередями изрешетила гидросамолет. Елькин с товарищами добрался к машине и открыл ответный огонь. В перестрелке его тяжело ранили в лицо и голову. Теряя сознание, успел все же отдать указание об исправлении повреждений. Неисправности удалось устранить. Изыскания были продолжены и результаты члены экипажа доложили штабу флота. 
 
Раненый Елькин был вылечен усилиями флотских и московских врачей, но его признали негодным к летной службе. Такое заключение врачебной комиссии летчик воспринял как тяжелый удар, хотя ранение еще давало о себе знать – неизвлеченные осколки вызывали порой острую боль. Но, будучи не в силах расстаться с авиацией, он стал добиваться возвращения в строй. И врачи не устояли перед настойчивостью летчика. 12 марта 1943 года Елькин прибыл в свой 118-й разведывательный авиаполк командиром вновь сформировавшейся эскадрильи.
Новая грань командирского таланта Леонида Ильича проявилась в сколачивании подразделения, в подготовке его к активной боевой деятельности. 
 
Приняв эскадрилью самолетов разведывательного авиаполка, капитан Елькин с еще большим усердием выполняет боевые задания.
12 сентября 1943 года, выйдя в очередной разведывательный полет, он в Альта-Ориорде обнаружил среди других кораблей два линкора. Один из них был «Адмирал Тирпиц» - первоклассный немецкий линкор, спущенный на воду с началом второй мировой войны. Производя аэрофотосъемку, Елькин доставил разведданные в штаб ВВС Северного флота. Советское командование о полученных разведданных информировало англичан. Узнав, где стоит «Тирпиц» англичане доставили туда 4 подводных лодки – малютки. Им-то 22 сентября и удалось подойти вплотную к «Тирпицу» и подорвать его. 
 
За мужество и отвагу, проявленные при авиаразведке в Северной Норвегии капитан Елькин был награжден английским командованием орденом Британской империи.
Как один из воздушных асов флота он вызывал глубокое уважение у молодых летчиков. Впечатлял весь его облик: он был выше среднего роста, строен, энергичен, всегда подтянут, привлекали внимание его высокий лоб, прямой открытый взгляд карих глаз, шрамы на левом виске и под глазом – следы тяжелого ранения. 
 
С таким командиром эскадрилья уверенно набирала боеспособность, быстро включилась в выполнение боевых заданий. Ее летчики стремились быть подстать своему выдающемуся командиру. Он же по-прежнему блистал боевой хваткой, бесстрашием, умением найти выход из самого трудного и опасного положения. Обычно о результатах разведки он докладывал командованию четко и спокойно, что бы ни случилось в полете, и мало кто знал, с каким трудом и риском добывались им ценные сведения о противнике. 
 
Всего отважный североморец произвёл 254 боевых вылета, из которых 129 для бомбёжки вражеских войск и объектов, 125 – в дальнюю и ближнюю разведку. Столь высокий багаж его славных боевых свершений был отмечен 2 мая 1943 года орденом Боевого Красного Знамени, а также орденом Красной Звезды и присвоением 22 января 1944 года высокого звания Героя Советского Союза.
М. И. Калинин 19 февраля 1944 года в Кремле вручил ему золотую звезду Героя и орден Ленина.

Однако недолго довелось повоевать славному сыну Отчизны, 254-й его полет стал трагическим.
29 февраля 1944г. при выполнении боевого задания он погиб, оставив, о себе, светлую память.
Его память чтят в Заполярье. В мурманском пароходстве БМРТ-0008 присвоено имя «Леонид Елькин». 4 апреля 1980г. официальный день рождения корабля. 

С целью увековечивания памяти Елькина исполком Вохомского райсовета принял решение переименовать в поселке Вохма улицу Механизации 6 мая 1965 года, назвав её именем героя.

Неунывающий русский солдат.

Вохма. Кобелев Аркадий Васильевич


Кобелев Аркадий Васильевич. 

Родился Аркадий Васильевич в 1915 году в глухой деревушке Вторая Чернушенская Вохомского (ныне Октябрьского) района в семье бедняка-крестьянина. После окончания школы семилетки работал в колхозе счетоводом. В 1933 году семья переехала в Сибирь. Аркадий Кобелев и там работал в колхозе: был бригадиром полеводческой бригады, бухгалтером, потом председателем сельского совета. В армию призван в 1942 году, в июле, когда враг рвался к Волге и Кавказу. 

Но не сразу на фронт попал Кобелев. К решающим боям с фашистом в тылу готовились крепкие резервы. В составе воздушно-десантной дивизии проходил подготовку и он.
Лишь в конце 1943 года часть была включена в состав действующей армии, в январе 1944 г. командир отделения 26-го Гвардейского десантно-воздушного полка младший сержант Кобелев принял боевое крещение. 

В 1944 г. гвардии сержант Кобелев, со своим отделением первым форсировал крупный водный рубеж – реку Вислу. Тринадцать раз в тот день контратаковали гитлеровцы закрепившихся на плацдарме гвардейцев, но так ничего и не смогли добиться. Сандомирский плацдарм остался в руках советских войск. 

Аркадий Кобелев был неунывающий человек, не унывал ни при каких обстоятельствах. И умел приободрить в трудную минуту не только себя, он и своих товарищей. Он имел славу сметливого и храброго солдата, бывалого человека. Во время обороны Сандомирского плацдарма и подготовке к решающим боям на территории Польши и фашистской Германии коммунисты подразделения оказали гвардии сержанту Кобелеву доверие и избрали его парторгом роты. 

12 января 1945 г. Первый Украинский фронт перешёл в решительное наступление. Накануне подразделению, в котором служил Кобелев, была поставлена задача прорыва обороны гитлеровцев в районе польского села Стопница. Несмотря на артиллерийский, ружейно-пулемётный и миномётный огонь противника парторг роты Кобелев первым поднялся в атаку и за собой увлёк своих товарищей. Воины-гвардейцы ворвались в немецкие траншеи и после ожесточенного боя выбили из них фашистов. В этом бою Аркадий Кобелев огнем ручного пулемета уничтожил 75 вражеских солдат и офицеров. 

При сражении за населённый пункт Прусы гвардии сержант Кобелев с отделением скрытно зашел во фланг обороняющемуся противнику, стремительно ворвался в его расположение, создал панику и выбил немцев из села. Враг начал контратаку, стремясь обойти фланг наших подразделений. Кобелев организовал отражение атаки. Стойко и мужественно дрались советские воины. В ходе боя был убит бронебойщик, прикрывающий фланг от атакующих вражеских машин. 

В это время на позиции отважных гвардейцев двинулись 2 немецких бронетранспортера с автоматчиками. Кобелев стремительно бросился к умолкнувшему противотанковому ружью, лег за него, а отделению приказал расстреливать приближающихся автоматчиков. Оба бронетранспортера противника были подбиты меткими выстрелами отважного гвардейца. Занимаемый рубеж был удержан.
Когда в боях за деревню Прусы был убит командир подразделения, старший лейтенант Гаврилов, находившийся рядом парторг Кобелев, принял на себя командование, и с криком: «Ура! Только вперед!», увлек за собой гвардейцев. Своим примером он одушевил воинов, и они заставили бежать врага. Тяжелораненый Кобелев поле боя не покинул, а продолжал управлять подразделением до тех пор, пока фашисты окончательно не были выбиты. 

Лечился в госпитале. Демобилизовался из армии в звании гвардии старшина.
За бой у села Прусы командование представило Аркадия Васильевича к высокому званию Героя Советского Союза.

После войны проживал в поселке Машково под Новосибирском.

Легендарный герой.

Вохма. Криницын  Василий Андреевич


Криницын Василий Андреевич.
(1924-1988 гг.)

Василий Андреевич родился 28 ноября 1924 года в деревне Большое Новоселово Мосинского сельсовета Вохомского (ныне Октябрьского) района, в крестьянской семье. 

Был призван в августе 1942 ггода в армию. Учился в полковой школе на миномётчика. Затем южный фронт и передовая. Боевые товарищи называли Василия «сыном». Невысокий ростом, безусый, и к тому же самый молодой в минометной роте, он и впрямь приходился многим за сына. Вскоре о нем заговорил весь батальон. Отличался он не только меткой стрельбой из 82-мм миномета (с 3-го выстрела он надежно поражал цель), но и беспримерной храбростью. Быстро и смело выдвигался на передовые позиции, вёл прицельный огонь по противнику, а по его результатам корректировала стрельбу уже вся батарея. 

Трудными фронтовыми дорогами прошел Криницын. Был ранен в ногу и грудь. Лежал в госпитале. Попал в другую часть после выздоровления, вновь был ранен. Был направлен в 47-ю стрелковую дивизию, которая стояла тогда на Висле.
За отвагу и мужество, проявленные в боях при прорыве обороны на Висле сержанта Криницына наградили первым орденом Славы. Путь от Вислы до Одера был нелегким. 

За участие в разгроме обороны врага на немецкой границе, в прорыве Бранденбургского укрепрайона он был награжден орденом Славы 2-й степени, а за сражение под Берлином – орденом Славы 1-й степени и орденом Кутузова. 

Вот так вспоминал минометчик о своем боевом пути: «Со своим минометом я много дорог протопал. Тащил с южного фронта до Берлина. Правда, 2 миномета разбили, а вот 3-й дотащил. Ствол 21 кг., прицел, да лопатка, да 2 диска, да патроны 100 штук – не оставишь, хлеба нет, а патроны пуще хлеба бережем. Большой вес словом. А сам весил 45 кг. Так вот. Как это? А тащил». 

Служил Василий Андреевич в группе оккупационных войск в Германии. Закончил войну старшиной. В марте 1947 года он вернулся домой.
После демобилизации переехал жить в Вохомский район. Сначала работал в колхозе «Дружба» до 1963г., а затем, переехав в Вохму, стал работать механизатором в МПМК-251 до выхода на пенсию. Как он вспоминал: «35 лет в грязь и бездорожье отъездил».

Орден Славы

Василий Андреевич с женой был приглашен в Кремль на празднование 30-летия Победы. 22 февраля 1975 года редакция газеты «Сельская жизнь» собрала за своим «Круглым столом» представителей самой легендарной когорты воинов-героев, удостоенных высшей солдатской награды – ордена Славы всех 3-х степеней и о каждом в статье «солдатское слово» было сказано доброе слово: «Василий Андреевич – писала газета – сейчас работает в передвижной механизированной колонне Вохомского района Костромской области. Вся его жизнь – это, как бы, сплошные зигзаги и ленты дорог. Но самые памятные их них – фронтовые. Те, по которым он шел, освобождая от фашистских захватчиков разные города и села, и оставляя позади могилы боевых друзей. 
 
В 1990 году, в канун 45-летия Победы в Великой Отечественной войне улица Кооперации в посёлке Вохма, где Василий Андреевич прожил без малого 20 лет, была переименована, присвоено ей имя Василия Андреевича Криницына. Умер Василий Андреевич 3 мая 1988 г.
Отважный политработник.

Вохма. Кузнецов Кирилл Павлович

Кузнецов Кирилл Павлович.

Родился Кирилл Павлович в 1910 году в деревне Боровая Воздвиженского сельсовета Пыщугского района в семье крестьянина-бедняка. Детство Кирилла было тяжелым. Отец рано умер. Кирилл с детских лет познал почем фунт лиха. Почти 9 лет, подобно отцу, работал в хозяйстве местного кулака. В 1939 году, когда начали организовываться коллективные хозяйства, комсомольца Кирилл Кузнецова односельчане избрали председателем комитета крестьянства общественной взаимопомощи. Комитет имел в своем распоряжении склад семян, три мельницы, кирпичный завод и обслуживал до тысячи маломощных крестьянских хозяйств. Кирилл поступает учиться в Великий Устюг на кооперативные курсы. После окончания курсов перешел в потребительскую кооперацию, работал председателем сельпо, затем кооперативного бюро, а позднее, до 1938 года, председателем Петропавловского сельсовета. 

И везде был честным, принципиальным работником, чутким и добрым товарищем. Перед войной работал директором Вохомского райпищекомбината. На фронте был политруком роты, комиссаром 1-го учебного батальона, зам. командира полка по политчасти. В своей части Кирилл Павлович пользовался всеобщим уважением. Вместе с бойцами офицер-политработник делил все тяготы фронтовой жизни, отличился в наступательных боях при освобождении городов Павлоград, Синельниково, Запорожье, за что был награжден орденом Красной Звезды в 1943 г. и орденом Красного Знамени в 1944 г.

 Его основной подвиг: осенью 1943 г. гитлеровская армия отступила за Днепр, Кузнецов – зам. командира полка по политчасти. Нужно было форсировать Днепр. С первым батальоном пошел Кузнецов Кирилл Павлович. Старались бесшумно сесть в лодки, погрузиться. Каждое движение рассчитано. Малейшая неосторожность и противник поднимет тревогу. Когда лодки были на середине реки, немцы заметили их, но было поздно. Снаряды пролетали над головой, не причиняя вреда. На берегу препятствия одно за другим: 3 ряда колючей проволоки, 2-х метровая траншея, песчаная гора… Был ранен командир батальона, Кузнецов взял командование на себя. 

С автоматом в руках бросился капитан в гущу боя. «Только не отступать, не дать врагу опомниться». – Эта мысль не покидала Кузнецова. Но поспевал всюду, заряжая бойцов смелостью, вселяя в них уверенность, что бой будет выигран. И он был выигран. Через несколько часов Кузнецов доложил по телефону командованию: «Днепр форсирован. Задание выполнено, захвачен плацдарм в 1 километр. По фронту и в глубину». В ответ прозвучал приказ: «Расширить плацдарм до 2-х километров». И снова поднял своих бойцов в атаку Кузнецов. Это был последний бой в его жизни, вражеская пуля тяжело ранила капитана. 

За мужество и героизм, проявленные при форсировании Днепра 26 солдатам и офицерам полка, в том числе и майору Кузнецову, 22 февраля 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Около двух лет провел Кирилл Павлович в госпиталях. После войны стал жить в Москве. Работал помощником начальника главка Министерства промышленности продовольственных товаров. Последние годы перед пенсией Кирилл Павлович работал в главторге Мосгорисполкома начальником хозяйственного отдела, отсюда он ушел на пенсию по состоянию здоровья. Несмотря на дававшие о себе знать старые раны Кирилл Павлович по-прежнему оставался беспокойным и общительным человеком, никогда не чурающимся общественных дел. Он активно занимался партийной профсоюзной, пропагандисткой деятельностью. И всюду успевал.

Бессмертен подвиг героя.

Вохма. Перминов Иван Александрович


Перминов Иван Александрович.

Родился Иван Александрович в 1920 году в деревне Грехово Соловецкого сельского совета Вохомского (ныне Октябрьского) района. С ранних лет привык Иван к нелегкому крестьянскому труду. Окончил семилетнюю школу. В 1937 году переехал в Ярославль. Здесь получил специальность электромонтера, работал на заводе. Записался в аэроклуб. Изучение самолета, первые учебные полеты в небе над Ярославлем. И, наконец, призыв в армию. В июле 1940 года он становится курсантом Балашовского летного училища. Учеба еще не была завершена, когда началась война. 15 июля 1942 года оканчивает училище, получив звание сержанта. Иван Александрович – летчик-штурмовик получает назначение в 724-й штурмовой авиаполк, который был послан на Северо-Западный фронт. В январе 1943 года Иван Александрович тяжело ранен. После ранения летчик стал более осмотрительным и зорким. Постепенно к молодому летчику приходит мастерство и смекалка, боевой опыт. 

Зимой 1943 года шесть самолетов ИЛ-2, ведомые пилотом Бубликовым вылетели на штурмовку железнодорожной станции Тумоля. За ударную штурмовку весь состав группы был представлен к правительственным наградам. На груди Ивана Александровича появился первый орден Красной Звезды. 

Весной 1943 года немцы, державшие оборону возле озера Ильмень, успешно применили для наблюдения за линией фронта и для корректировки артогня аэростат. Особенно досаждали наблюдатели с аэростата нашему аэродрому, расположенному в 12 километрах от линии фронта. Несколько раз делались попытки уничтожить аэростат, но все безуспешно. Четыре раза взлетал со своим звеном и Перминов, но немцы успевали опустить аэростат и хорошо замаскировать его. Оказывается, немцы получали предупреждение о вылете наших войск по поднимающейся при взлете пыли. Летчики догадались, наконец, в чем дело и решили обмануть врага. Взлетную площадку полили водой.
А когда звено взлетело, то сразу пошли не на цель, а в тыл, вглубь своей территории. Вскоре в шлемофоне Ивана Перминова раздался голос командира: «Все в порядке. Аэростат поднимается. Ложитесь на курс». Быстро развернулись штурмовики и на бреющем полёте незаметно подошли к вражескому аэростату. Перминов в упор поразил его. На груди молодого летчика появился второй орден Красной Звезды. 

Летом 1943 года разведка донесла, что на аэродроме Тулебля, расположенном в 10-12 км. от железнодорожной станции Тулебля противник перебазировал до полка бомбардировщиков. Командование отдало приказ – произвести налет на аэродром и уничтожить бомбардировщики на земле. Рано утром штурмовики блестяще выполнили эту задачу.
Командир 33-го гвардейского Воронежского краснознаменного штурмового авиаполка гвардии майор Конюхов так характеризовал Перминова: «У него исключительно высоко развито чувство взаимовыручки в бою. Он всегда в любых условиях выручит товарища, неоднократно он помогал летчикам выйти с поля боя победителями». 

В марте 1944 года штурмовики получили боевую задачу – уничтожить скопление эшелонов на железнодорожной станции Кошоры. За выполнение этого задания Иван Александрович был награжден третьим орденом – орденом Боевого Красного Знамени.
Летом 1944 года 6-я воздушная армия, в составе которой был гвардейский авиаполк, где служил Перминов, была придана 1-му Белорусскому фронту и сосредоточилась на его левом фланге. 18 июля войска левого крыла фронта нанесли удар западнее Ковеля. В эти дни гвардии лейтенант Перминов вместе с напарником лейтенантом А. Кравцовым вылетел на разведку в ближайший тыл противника. Была поставлена задача – разведать железную дорогу, идущую с Запада к городу. Когда летчики пересекли линию фронта, обнаружили бронепоезд, производивший налет по нашим войскам у линии фронта. Вернувшись в часть, на свой аэродром, разведчики доложили командиру о результатах наблюдения. Срочно на уничтожение цели была поднята группа штурмовиков. Бронепоезд был уничтожен. 

Во время освобождения Польши штурмовики, несмотря на плохую погоду, активно помогали наступающим пехотным войскам.
22 марта 1945 года семерка «илов», ведущим в последней четверке которых был Иван Перминов, нанесла бомбово-штурмовой удар по эшелонам на станции Вербих и по артиллерии противника. Несмотря на сильный заградительный огонь зенитной артиллерии, группа произвела 6 заходов и, не имея потерь своих самолетов, уничтожила один паровоз, шесть вагонов, одну зенитную батарею, разрушила восемь зданий. Гвардии лейтенант Перминов лично прямым попаданием реактивного снаряда вывел из строя паровоз, пытавшийся уйти со станции и увести состав с военными грузами. 

Начался заключительный этап войны – Берлинская операция. Перед штурмовой авиацией была поставлена задача – находить танки и артиллерию противника и уничтожать их на направлении главного удара. 33-му гвардейскому штурмовому авиаполку было приказано обеспечить выполнение этой задачи на участке дороги Франкфурт-на-Одере – Берлин и по подходе к городу Фюрстенвальде. Во время одного из налетов штурмовик Перминов вступил в единоборство с немецкими зенитчиками. Пушка била по нему, а он начал прямо пикировать на нее. Когда до земли оставалось четыреста метров, Перминов выпустил по зенитке реактивные снаряды. Пушка замолчала. Но и самолет Перминова оказался малоуправляем – правая сторона хвостового оперения была разбита. С большим трудом летчик привел свой самолет на аэродром. 

20 апреля 1945 года группа «Ильюшиных» бомбардировала и штурмовала действующий аэродром противника Кельберг. Гвардии лейтенант Перминов, ведущий второй пятерки, прямым попаданием бомбы разбил один самолет Ю-88.
Последние боевые вылеты, штурмовик Перминов сделал на один из столичных аэродромов.
За 101 высокоэффективный боевой вылет, за отличное выполнение боевых заданий командования, за проявленное мужество и героизм Ивану Александровичу Перминову 15 мая 1946 года было присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны Герой Советского Союза Иван Александрович Перминов продолжал свою службу в авиации: до 1956 года в Германии, а после учебы в академии ВВС – в Прибалтике и на Сахалине. 

В 1960 году сорокалетний воин-ветеран, грудь которого украшали множество боевых орденов и медалях, демобилизовался и ушел в запас. После демобилизации работал на заводе в городе Минске.

Герою двадцать было.

Вохма. Шеломцев Николай Григорьевич


Шеломцев Николай Григорьевич.

Родился Николай Григорьевич в 1922 году в деревне Зауполовнице Хорошевского сельсовета. Позднее с родителями переехал в деревню Мараксино под Леденгском и прожил там до 1937 года. С детства любил Николай столярничать. Поэтому после окончания Леденгской НСШ поступает в Шенкурскую областную профессионально-техническую школу Всекопромлессоюза. Школа готовила столяров-мебельщиков для системы лесной промкооперации. По всем предметам у Николая были только отличные и хорошие оценки. После выпуска в 1940 году поработать по приобретенной рабочей специальности пришлось недолго. Столяра 5-го разряда Николая Шеломцева в ноябре 1941 года призывают в армию и направляют в Великий Устюг в Пуховитское пехотное училище. Окончив его успешно, и получив звание младшего лейтенанта, Шеломцев назначается командиром взвода в 52-ю мотострелковую бригаду 3-й танковой армии на Воронежский фронт. 

В бою за станцию Алексеевка у реки Сосна 18 января 1943 года получил тяжелое ранение. Пролежав в госпитале 3 месяца, Шеломцев попал в 310-й стрелковый полк 8-й Ямпольской дивизии 13 армии.
Летом 1943 года в начале Курской битвы, почти весь офицерский состав роты массированным огнем был выведен из строя. В живых остался один младший лейтенант Шеломцев. Еще не закончилась бомбежка, как немцы пошли в атаку. Они подходили все ближе и ближе. Раздумывать было некогда, и Шеломцев принял командование ротой на себя. 

За стойкость и мужество во время Курской битвы Николай Григорьевич Шеломцев был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени и повышен в звании.
После лечения в медсанбате, он вступил в командование 6-й ротой и повел ее в наступление. Рота Шеломцева первой в дивизии форсировала реку Десна у города Короп и при стремительном продвижении к Днепру все время шла в головной походной заставе. 

На подручных средствах 18 сентября Шеломцев со своими бойцами форсировал Днепр у села Лукоеды, с боем взял его. 22 сентября на рассвете рота уже была за Припятью у села Нагорцы, севернее города Чернобыль.
Успешное форсирование водных препятствий авангардом, ротой Шеломцева, обеспечило быстрое продвижение всего полка, который выполнял боевой приказ о создании плацдарма на правом берегу Припяти для дивизии, а затем и для всей армии. 

К концу 14 октября 1943 года 8-я дивизия оказалась в критическом положении. Более 200 вражеских танков, идущих навстречу, вот-вот готовы были уничтожить изнуренных многодневными боями бойцов и сбросить их в реку. Иссякли боеприпасы. Многие подразделения защищались из последних усилий. Командир дивизии принял решение: «…, чтобы спасти дивизию, прорываться будем не на восток, а на запад. Наступать – в тыл врага, навстречу украинским партизанским соединениям генералов Ковпака и Федорова. 

До 14 октября рота Шеломцева вела ожесточенные бои с гитлеровцами, не сдавая отвоеванных рубежей. Но натиск врага усиливался, боеприпасы кончались. Собрав оставшихся в живых бойцов, Шеломцев повел их по лесам и болотам к партизанам. Проводником шел влившийся в роту боец партизанского отряда сабуровец Илья Филиппович Летунов. На 4-й день 14 заросших сильно исхудавших воинов повстречали в лесу партизанских связных, которые проводили их к партизанскому аэродрому у села Дубницкого Лельчицкого района Полесской области. Все вышедшие из леса бойцы были с оружием и представляли хоть небольшую, но боеспособную воинскую единицу. 

18 ноября 1943 года лейтенант Шеломцев принял на себя командование партизанской ротой. В феврале 1944 года партизаны соединились с частями армии.
За боевую деятельность в тылу врага Николай Григорьевич Шеломцев был награжден медалями «За боевые заслуги» и «Партизану Отечественной войны 1 степени». Он не знал, что еще 28 сентября 1943 года командир 310-стрелкого полка за героизм, проявленный на Припятском направлении, заполнил на него наградной лист о присвоении высокого звания Героя Советского Союза.

А вскоре на его наградном листе уже стояли резолюции командира 15-го стрелкового корпуса гвардии генерал-лейтенанта Пухова и командующего войсками центрального фронта генерала армии Рокоссовского: достоин звания Героя Советского Союза.
Николай Григорьевич долгие годы не расставался с армией. Он прослужил в армии с 17 ноября 1941 года по 17 марта 1973 года – 32 года, из них 4 года войны. Подполковник Шеломцев вышел в отставку в 1973 году. После войны судьба надолго связала его с городом Прокопьевском Кемеровской области. Подполковник Шеломцев был заместителем военкома центрального военкомата Прокопьевска. После выхода на пенсию жил в городе Белгороде (ул. Жданова, д.26, кв.19). 

В 1977 году ЦК ВЛКСМ награждает Николая Григорьевича почетным Знаком ЦК ВЛКСМ за большую патриотическую работу. Также он награжден Советским Комитетом Мира почетной медалью, советским комитетом ветеранов войны - 2 медалями.


Центральная библиотека им Л. Н. Попова МУК «МБО» Вохомского муниципального района.
Составитель: В. П. Чичерина.