•  Информационно-новостной портал
  •  
 
13.11.2017 18:48
Маркетинговое исследование
«Организация обслуживания в библиотеке пожилых людей».

Маркетинговое исследование «Организация обслуживания в библиотеке пожилых людей» было организовано информационно-методическим отделом ЦБ им. Л.Н. Попова. Основным методом исследования было выбрано анкетирование, в котором приняли участие центральная библилтека поселок Вохма и 12 поселенческих библиотек.
Предметом исследования стало определение уровня обслуживания, изучение интересов, информационных потребностей пожилых читателей в библиотеках района. Основная цель исследования – получение информации о библиотечной среде в том виде, в каком она отражается в сознании пожилых читателей; изучение мнения об эффективности предоставляемых услуг, о совершенствовании их дальнейшего развития; об участии самих читателей в деятельности учреждения.  

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Выявить место библиотеки в жизни пожилого населения.
• Проанализировать степень удовлетворенности читателей организацией работы библиотеки, качеством библиотечного обслуживания.
• Определить приоритеты деятельности библиотеки на перспективу. Необходимо отметить, что данный анализ - это обобщенный анализ результатов анкетирования, проведенного в библиотеках района. Каждая же библиотека, принявшая участие в исследовании, получила свои результаты, которые помогли представить объективную оценку деятельности, сделать свои конкретные выводы по дальнейшему совершенствованию деятельности.
В исследовании приняли участие в основном респонденты женского пола.
95% составляют женщины, 5% - мужчины. Пенсионеры 55-60 составили 54,7%, 60-70 - 41,3%, свыше 70 - 4%. Большая часть опрошенных до выхода на пенсию трудились рабочими и служащими на благо района. 30% опрошенных имеют супругов, подавляющее большинство – детей и внуков.
Преимущественное большинство респондентов - 85 % активно посещают библиотеку, и все испытывают потребность в её посещении. Распределение свободного времени, кроме того распределилось следующим образом:
практически все опрошенные смотрят телевизор и занимаются огородом, 25% принимают участие в воспитании внуков, 20% занимаются рукоделием, мастерят, в работе клубов по интересам принимают участие 24% респондентов.
Подавляющее большинство опрошенных оценили уровень работы библиотеки как высокий по оценочной шкале, в то же время указали и на недостатки в работе. 

На вопрос, что Вас не устраивает в работе библиотеки, указали следующее:
Режим работы 1чел.
Библиотека расположена далеко от дома 12 чел.
Комфортность обстановки 1 чел.
Отсутствие необходимой литературы 38 чел.
Уровень проведения мероприятий 2 чел.
Мероприятия не для Вашего возраста -
Некомпетентность библиотечного работника 1чел.
Мешают возраст, нездоровье 29 чел.
Большинство опрошенных - 88% предпочитают смешанную форму организации аудитории, 10 % групповую, и лишь 2% настаивают на индивидуальной. Наши пожилые пользователи чаще видят себя при проведении мероприятий слушателями 61%, готовы выступить в роли участника 32%, а 7% даже стать организаторами. За тематические часы высказались 18% опрошенных, 34 % респондентов ближе посиделки, 29% предпочитают клубы по интересам, 19% - литературные вечера 

Ответы на вопрос «Каких условий не хватает библиотеке Вашего населенного пункта» распределились следующим образом:
Комфортности помещения 2,6%
Соответствующего оборудования, Интернета 18,6%
Периодики 56%
Новых книг 48,6%
Специальной литературы для слабовидящих 1,3%
Что еще (напишите) 12% 

Большинство респондентов отметило, что не стало неожиданностью, неудовлетворенность книжным фондом – «много устаревшей литературы», «не хватает современной художественной литературы, отраслевой литературы, справочных и энциклопедических изданий»; репертуаром периодических изданий, технической оснащенностью библиотек. Недовольными остались пользователи неполным рабочим днём библиотек (в 4 поселенческих библиотеках специалисты работают на полставки). Распределение ответов превышает 100%, т.к. респонденты отмечали не одну, а несколько позиций.
Исследование показало, что часть наших пожилых пользователей придерживаются активной жизненной позиции и готовы принимать участие в деятельности библиотеки в качестве ведущих и даже организаторов мероприятий.
В результате проведенного анкетирования были выявлены проблемы, волнующие пожилых читателей, их интересы, информационные потребности. Предложения заслуживают внимания, многое из того, что предлагают респонденты, несомненно, будет способствовать улучшению деятельности библиотек. 

Подводя общий итог исследования «Организация обслуживания в библиотеке пожилых людей», следует констатировать следующее.
У пожилого населения района сложился положительный образ библиотек, читатели неравнодушны к проблемам библиотеки, для большинства респондентов библиотеки играют важную роль и как источник информации, и как центр общения. Читатели, отмечая недостатки в работе, все-таки с теплым чувством отзываются об атмосфере, царящей в библиотеке, о доброжелательном отношении библиотекарей к читателям, о профессионализме библиотекарей.
Исследование показало, что без обновления фонда, использования в библиотеке новых технологий не может идти речь об оперативном, полном и качественном удовлетворении информационных потребностей населения. Библиотека должна постоянно развиваться и совершенствоваться.
Полученные данные об ожиданиях пользователей помогут библиотекам гораздо продуктивнее выстраивать взаимоотношения с пожилыми читателями, определить, куда двигаться дальше на пути внедрения новых информационных технологий и услуг. 

Итоги исследования подтверждают, что библиотекам района необходимо заострить внимание на решении следующих задач:
• необходимость улучшения финансирования библиотек, где будут учтены и предложения респондентов;
• комплектование фондов; обновление книжного фонда и периодики;
• улучшение материально-технической базы библиотек;
• обновление интерьера и оборудования;
• внедрение новых технологий во все сферы деятельности;
• обратить внимание на более широкую качественную работу клубов по интересам, массовых мероприятий, справочного аппарата библиотек.