•  Информационно-новостной портал
  •  
 
13.12.2020 18:57
ХЛЕБ ВТОРОЙ.

Это о картофеле. Но не всегда так было. В Северной Руси главной продовольственной культурой было жито - рожь. А второй и основным корнеплодом являлась репа, как в свежем виде, так и после обработок. Да и древняя сказка «Про репку» не просто так появилась. Культура неприхотливая, холодостойкая, дающая приличный урожай на суглинках и хранящаяся хорошо, и весьма питательная. В репе много сахара, витамина С и каротина. Раньше сеяли репу в частных огородах всегда. Соседнюю деревню Мартьяновцы даже прозвали - «репники». Там в каждом хозяйстве были целые репные плантации. Как и все в округе деревни и починки, её организовали вятские переселенцы, но позднее, в самом начале ХХ века, в ходе «столыпинских» реформ. У них дольше других сохранились ремесленные производства и более патриархальные порядки. Во времена нынешние в личных хозяйствах репу возделывают мало и редко, в основном для пробы и лакомства ради. Неконкурентоспособной оказалась репа перед заморским клубнеплодом - картошкой.

И зубы не тупит, и брюхо накрутит.

Все виды картофеля, в том числе и распространённый Solanum tuberosum относятся к семейству паслёновых.
Его близкие родственники из овощей: томат, баклажан, перец, а из лекарственных растений: паслён, дурман, белладонна. Генеративное размножение семенами из ягод (бульбочек), по технологии как и помидоры. В первый год получаются мелкие, но ничем не заражённые клубеньки, но хранить их труднее. Такой способ используется и в селекции, для выведения гибридных сортов. Картофель – самоопыляющееся растение. Поэтому учёные используют для искусственного осеменения и другие его культурные и дикие виды, отличающиеся повышенным содержанием белка, устойчивостью к заморозкам, грибным заболеваниям, поражению колорадским жуком. В практике общепринято и целесообразно вегетативное размножение - клубнями или частью их.
Завезён картофель в Европу из Южной Америки, появился в середине ХVI века в Испании. В России известен с Петровских времён, в начале ХVIII века. Но недаром о нас первый канцлер Германии Бисмарк говорил: «Медленно запрягать, но быстро ездить – в характере этого народа». По-настоящему культивировать картофель стали только в ХIX веке. И стал он для нас продуктом незаменимым. Даже при ежедневном употреблении никогда не надоедает. Приготовить из него можно сотни кулинарных блюд. Используется варёный, жареный, хрустящий, как чипсы. Из него делают крахмал, крупу. Он незаменим и как корм скоту, в промышленности. Выведены в мире тысячи сортов различного назначения: столовые, чипсовые, кормовые, технические; множества оттенков цветов кожуры и мякоти; разного срока созревания. Растёт картофель по зрелости клубней от 60 до 130 дней. по этому подразделяют сорта на суперранние, ранние, среднеранние, среднеспелые, среднепоздние и поздние.
В голодные послевоенные годы за счёт дикоросов, огородных культур и особенно картофеля люди и выживали. Что же в нём такое есть?
В клубнях содержится, в зависимости от сорта, 25 % сухого вещества, до 20 % крахмала, 0,5 % сахара, 2 % белка, 1 % минеральных солей, витамины С, группы В, РР, К, каротин (провитамин А). В нём есть калий, натрий, кальций, магний, фосфор, железо. По калорийности картофель превосходит томаты в 2, капусту в 3 и морковь в 4 раза. Белок картофеля наиболее усвояем человеческим организмом, а витамины мы получаем только с растительной пищей.250-300 граммов варёного картофеля содержат до половины суточной потребности человека в витамине С (аскорбиновая кислота). Особо богаты им молодые клубни. Белка больше содержится в сортах с жёлтой мякотью и поздних. Способен картофель ускорять процесс лечения от многих болезней.

Пионеров идеал.

Чипсы, картофель фри и попкорны прочно вошли в современную жизнь. Какие ингредиенты туда добавляют для вкуса и привыкания – большой вопрос? Но дети чуть не с пелёнок употребляют их как постоянный перекус. В нашем же детстве преобладала картошка натуральная, чаще печёная. И сколько песен о ней было: «Гимн картошке», «Царевна картошка», «Про Антошку и картошку», «Ах, картошка». На школьных сборах у пионерских костров мы распевали:
Ах, картошка – объеденье,

Пионеров идеал!

Пекли её на догорающем костре, переворачивали не один раз, чтобы не обугливалась, а получалась с корочкой. Оскребёшь клубень перочинным ножиком или щепочкой и блаженствуешь. Вкусна и сама по себе, а с солью особенно. В домашних условиях тоже постоянно пекли в печках, особенно зимними долгими вечерами, да ещё друзья-товарищи придут. Принесёшь с мороза из кадушки четвертинку кочана солёной капусты, дав ей лишь оттаять. Картошка горячая, капуста холодная – самое то! Сидим ватажкой у чела маленькой печки и рассуждаем на разные темы. Светло, тепло, вкусно и сытно. Изобретали и другие способы печения картошки. Нарезаешь клубень неширокими ломтиками, каждый подсаливаешь, складывая вновь как было, протыкаешь для закрепления лучинкой и в печь. Вкуснятина! Для более быстрого приготовления и пока печка топится применяли другие способы. Нарезанные ломтики насаживали на лучинки по одному и наклонно ставили в чело печки. Дав подрумяниться одному боку, перенасаживали и ставили к жаре другим. Получалась как печёно-жареная, только без масла.
Маленькие печки в деревнях в начале пятидесятых годов были ещё без плит. Дым из них выходил по протянутым по дому жестяным трубам в кожух большой печи. Трубы при топке нагревались, отдавая тепло в комнаты. Ломтики картофеля мы запекали и на них. Позднее, когда стали ложить печки с чугунными плитами, приспособились сразу производить такие картофельные блинчики на них, каждый подсаливая и оборачивая. Не пренебрегали такими нехитрыми угощениями и взрослые члены семьи.

Азы знаний.

Жителю сельскому достаётся картошка трудом да заботой и при выращивании, и при хранении. Даже в специализированных картофелеводческих хозяйствах и при полной механизации без ручного труда не обойтись. Живём в «зоне рискованного земледелия» и погода всегда, особенно в последнее время, вносит свои коррективы: «человек предполагает, а Бог располагает».
Поступив на агрономический факультет сельхозинститута невольно связал себя с этой культурой, хотя научную работу вёл и диплом защитил по другой теме. Квалификация учёного агронома вырабатывается не только в аудиториях и лабораториях, но и в постоянных практиках. А как иначе? Земледельческая страда с весны по осень. После каждого курса были летние практики, по изученным специальным предметам и производственные, а перед пятым курсом - пятимесячная, на должности, непосредственно в хозяйствах, а летние каникулы всегда в сентябре.
Первый курс с картошки и начинался. Весь сентябрь на её уборке в одной из деревень учхоза «Караваево». На втором курсе почти весь октябрь опять на картошке и зернотоках учхоза «Заволжский». Перед третьим курсом на производственную практику на июль-август нас, восьмерых студентов, направили на сортоиспытательный участок по картофелю. Даже на четвёртом курсе иногда снимали с занятий осенью или весной для разборки картофельных буртов или сортировки картофеля в хранилищах учхозов. Каждый студент всегда держал в шифоньере рабочую одежду, фуфайку и сапоги.
Селекция.

Работа на сортоиспытательном участке была не из лёгких, но привила интерес к особенностям роста и развития картофеля, ассортименту и свойствам сортов. Испытывались на делянках десятки столовых, кормовых и технических суперэлитных сортов. Мы занимались полевой апробацией и контрольно-семенным анализом. Это оценка сортовых качеств, пригодности урожая сорта на семенные цели. Каждый картофельный куст обследовали визуально и брали пробы листьев для детального анализа. Анализы делали под микроскопом с реактивами. Цель – выявление бактериальных болезней: чёрная ножка, кольцевая гниль; вирусных – скручивание листьев, полосатая мозаика; грибных - фитофтороз, антракноз, парша. Убирали урожай только ручной копкой. Для этого готовили и ремонтировали сотни ящиков и бирок. Клубни каждого куста (клона) на сорте укладывались в свой ящик. Их отправляли в специальное хранилище. Дальнейшими исследованиями и оценкой занимались учёные.
Естественно, мы из любопытства перепробовали на вкус все сорта. Кормовые не понравились, а технические, используемые в производстве резины, на неё и похожи. Урожайность и устойчивость к болезням столовых сортов оценили прочно и наглядно. Заинтересовавшие несколько сортов, клубней по десять с контрольных полос, увёз домой. Мама следила за их хранением, а весной каждый высадила отдельно на грядках. Следующим сентябрём, будучи на каникулах, выкопал их сам. Не все подошли к нашей почве и условиям, да и характеристики по спелости сменились. Лёжкость при хранении наблюдал уже в зимние каникулы.
Было это полвека назад. С тех пор перепробовал возделывать на своём участке больше полсотни сортов. Пригодность сорта к своей земле и условиям выявляется только и минимум в течение 2-3 лёт выращивания. С отечественными сортами можно работать долго, а «иностранцы» недолговечны, они и по селекции рассчитаны года на четыре; вырождаются, поражаются болезнями. К сожалению, все былые успехи по селекции своих сортов и сортоиспытанию утрачены. Основная беда русской картошки – использование во всех видах хозяйств импортных семян на 90 %. Всё это увлекательно, но и обременительно. В принципе, 3-4 зарекомендовавших по всем параметрам (районированных) сорта для личного подсобного хозяйства вполне достаточно. Оставаться на одном тоже рискованно, в какой-то год может быть сбой. Аннотациям же с прекрасными качествами сортов вполне доверять нельзя.

Смердов А. В. Из книги "Тропинки".