•  Информационно-новостной портал
  •  
 
05.07.2019 19:11
ЗИЛ. Из истории автозавода. Мызников В. Ф.

В начале 1987 года, работая директором Вохомского межхозяйственного лесхоза, я решил немного обновить тракторный парк. Мне предложили купить в Москве новый ТДТ-55 после демонтажа с него тензометрической лаборатории. Два месяца переговоров и обещаний ничего не дали, и я выехал в Москву, чтобы встретившись с представителем фирмы лично, принять на месте решение. Встреча была назначена возле станции метро «Автозаводская» рядом с ДК ЗИЛ. Когда он в назначенное время не явился, я позвонил с телефона-автомата, и узнал, что он появится только в 5 часов вечера. Перейдя на другую сторону аллеи – к пивному киоску, я спросил у соседа по столику: «Где тут поближе можно провести 6 часов свободного времени»? Он показав на здание за раскрытыми зелёными воротами, сказал: «Во дворце культуры ЗИЛ. На первом этаже – музей, выставка, кафе, на втором – 4 кинозала, а на третьем этаже – разные секции».
И я пошёл «коротать время» во дворец культуры, но как только я переступил линию ворот, духовой оркестр грянул марш. Меня встречали с духовым оркестром первый раз в жизни, и я машинально обернулся – но сзади никого не было. Поскольку за время службы я был участником трёх парадов, то у меня автоматически появилась парадная осанка и ноги зашагали в такт музыке. Однако, увидев по углам фасада дворца рядом с флагами СССР финские флаги, а на уровне второго этажа огромный баннер со словами о советско-финской дружбе на двух языках, я засомневался – наверно не меня встречают.
Войдя в здание, я посмотрел из фойе на улицу и увидел как в ворота въехали автомашины ЗИЛ-114 и ЗИЛ- 118. Стоявшие на крыльце мужчины вышли встречать финских гостей. Я стал разглядывать находящуюся в фойе выставку о сотрудничестве нашего автозавода ЗИЛ с финским автоконцерном СИСУ. На выставке хорошо отражена история автозавода ЗИЛ, отдельно создан раздел об автоконцерне СИСУ и отдел о сотрудничестве ЗИЛ – СИСУ. 

История автозавода конечно впечатляет, особенно с пуском конвейера в 1933 году, на котором стали выпускать ЗИС-5. Сами сделали конвейер. У американской машины, которая ездила на высокооктановом бензине, переделали двигатель – который теперь мог работать на всех марках бензина, керосине и даже берёзовой чурке. Сделали свою коробку передач, в которой так удачно подобрали передаточные числа по двигателю и редуктору заднего моста, что ЗИС-5 по бездорожью соперничал по проходимости даже с европейскими вездеходами. ЗИС-5, выпускавшийся с 1933 г. по 1948 г. очень помог нашей стране выиграть Отечественную войну, да и лес возили на берёзовой чурке до появления в 1957 году ЗИЛ- 164. Ну и большое достижение автозавода – это ЗИЛ-157, выпускавшийся с 1958 г. по 1992 год.
С продукцией завода СИСУ я впервые познакомился в экспоцентре на Красной Пресне, где проходила выставка Лесдревмаш – 84. Правда из всего ряда продукции этого завода мне знакомы две модели. Один автомобиль очень похож на наш ГАЗ-66. Так же кабина над двигателем, односкатный – но при этом самосвал грузоподъёмностью 6 тонн. А о другой модели СИСУ, которая является основным сортиментовозом в Финляндии, мы посмотрели документальный фильм о сравнительных испытаниях в Тюменской области. В фильме показано как УРАЛ-375 и СИСУ с прицепами- роспусками состязаются в перевозке труб по снежной целине. Причём они выступали на равных, хотя УРАЛ-375 и создавался для езды по бездорожью, а СИСУ, внешне похожая на наш КРАЗ-256, предназначена для перевозки груза по дорогам. 

О международном сотрудничестве и изоляции, и отсталости России от запада много разговоров. В 2006 году я занимался обеспечением ремонта лесовозов МАЗ и выяснил, что на задний мост МАЗ ставились по желанию покупателя и минские редуктора и финские (СИСУ с блокировкой). То есть мы сотрудничали с иностранцами и в 1984, и в 1987, и в 2006 годах. Так что никакой изоляции не было.
Злую шутку с заводом сыграло создание в 1976 году конструкторами автозавода ЗИЛ нового автомобиля ЗИЛ-170. Для выпуска этого автомобиля, был построен новый завод в Набережных Челнах, где этот автомобиль стали через два года выпускать под маркой КАМАЗ. Ещё более неожиданное решение приняли власти после народных протестов в Москве из-за фальсификации выборов в 2011 и 2012 годах. Они ликвидировали все предприятия в городе (в том числе и ЗИЛ), а с ликвидацией предприятий был ликвидирован и рабочий класс. Теперь в столице остался только офисный планктон, который как известно ничего не производит, кроме твёрдых бытовых отходов и того, что сливается в канализацию. Так, созданный в 1916 году автозавод АМО-ЗИЛ, через 100 лет был уничтожен. Зато теперь никто не выйдет протестовать.
Вохма. Мызников В. Ф.

Апрель 2019.