•  Информационно-новостной портал
  •  
 
12.10.2016 19:25

Вохма.

До 1932 года братщины в деревнях Вохомского района устраивали на Масленицу, а в некоторых местах после молебна. К Масленице все люди, кто будет гулять в братщине, складывались солодом. «В Масленицу и на зятевей сыпали», т. к. в определенный день молодожёны приезжали в гости к родителям невесты.
Складывалась почти вся деревня, конечно, те, кто мог материально, «кто вступит в братщину, тот отмечает». "Бедняки-ти были раньше, дак ни на што вступать. Ведь надо-ка вступить, дак хлеб внести по 5 кг, или как. Надо-ка кормить, тебе назначают - 2 хозяйства отведите стол - суп, каши, шаньги, яишницы, селянки. 2 человека весь день кормят. На другой день опять 2 человека. У бедняков не на что было шепериться".
«На братщину пивовары были нарошные. Они ходили по всем деревням варили. У богатых людей штаны были налажены. Бедный не купит, не сделает. У дедушки моего был куплен котел медный 60 вёдер, его и возили по всему приходу». (М. Ф. Попова). 
 
«Складываются примерно по 5 фунтов с человека солоду, насобирают, может, 10 пудов. Раньше самогонку-то не курили. Вина брать - дорого. А пива наварят, дак пейте». «В масленичную неделю в понедельник работали - кто сена навозит, кто дров навозит, чтобы хватило на всю неделю.
Со вторника с вечера начинали гулять. Баню истопят, в баню сходят, все снарядятся и пошли. Собирались у того, у кого 2 избы. Гуляли до воскресенья. В понедельник еще опохмеляться придут».
В братщинах, как и в других застольях, плясали, пели и играли. Пели и длинные беседные песни. Мужчины пели «Ермака» и «С гитарой под полою».
Пели в Масленицу и такую песню:

Спородила меня мати,
спородя, невзлюбила.
Отдала меня мати
девяти годов замуж.
Не велела мне мати
9 лет побывати.
Через 3 стосковалась,
я домой собиралась.
Батько пир-от заводит.
Всю родню созывает,
а меня забывает.
Пойду, выйду младенька
Я во чистое поле,
во широко раздолье,
Попрошу я, младенька,
Я у ласточки перья,
у касаточки крылья,
У кукушки-горюшки
я тонка голосочка.
Закукую кукушкой,
загорюю горюшкой:
Ку-ку-, ку-ку.
Полечу я, младенька,
на родную сторонку,
Прилечу я, младенька,
на родную сторонку,
Уж я сяду, младенька,
к воротам на верейку,
Закукую кукушкой,
загорюю горюшкой:
Ку-ку, ку-ку.
Что старшой-от брат
ходит,
Он ружье в руках носит.
А второй-от брат ходит,
он ружье заряжает.
А третий-от брат ходит,
застрелить младу хочет.
А родная-то мати
по новым сеням ходит,
Она голосочком воет:
«Вы не бейте кукушку,
вы не бейте горюшку,
Это вам не кукушка,
это вам не горюшка,
А родная сестрица,
из-за горки девица».

В братщину были такие же игры, как и в других застольях. И веником парили, на лавку клали, и снаряжалися нищим и цыганкам. Цыганки ворожили. Девок в братщины не брали. В Масленицу могли из одной братщины поехать в другую, в соседнюю деревню.
«Зятевья пару дней посидят в братщине и едут кататься на лошадях, посадив в корзинку двух девушек. Приезжали в другие деревни, останавливались там, где были знакомые в других братщинах. Им могли вынести пива».
«Еще в чистый понедельник дядя веников навяжет к дуге, посадит бабы две, как цыганок, и поедет в другую деревню в другую братщину» - «провожать Масленицу». Летом, в назначенные дни, ежегодно в каждой деревне была мольба. Молилась на улице со священником вся деревня перед иконами, принесенными из церкви. В некоторых деревнях после мольбы также были братщины, игрища.
В колхозное время с 1932 года мольбы уже не было, церкви закрыли. Масленицу в складчину еще отмечали, но уже не всю неделю, а 2-3 дня. После уборки урожая на 7 ноября были колхозные братщины. Были они и на 1 мая, и в некоторых колхозах на Новый год.
На всех членов колхоза и на подростков колхоз давал по сыпи (пай), из которой выходило пива ведра по 2 на человека. За подростков его выпивали взрослые. В колхозе им. Сталина, куда входили до войны деревни Масленниково, Мухино, Скородумово, Блиново, варили пиво к братщине из 25 пудов солода. (Из одного пуда получалось 5-6 ведер хорошего пива).

Как варили пиво на братщину в Вохомском районе.


«Сыпь делают так. Всхожая рожь замачивается на двое суток. На примосток настилается солома, постилаки, на них сверху кладут намокшую рожь, вода из которой сливается через решето. Рожь раскладывают толщиною до десяти сантиметров, сверху укрывали, для того, чтобы она была теплой. Рожь прорастала приблизительно через двое суток. Затем она сгребается в кучу, укрывается примерно на полсуток, для того, чтобы она еще посолодила. Потом ее раздают по домам, сушат на печах, перемешивая время от времени. Мелют на мельнице также как крупу, в результате получается солод. Его взвешивают. Обычно на человека приходилось от 2-х до 3-х фунтов. Раньше солод был у всех. А если у кого-то он кончился, можно было взять взаймы у соседей, а потом такое же количество вернуть. Сухой солод можно было хранить годами, размолотый не больше года. 
 
Чанное (тшанное) пиво варили в поварне, на улице или в сарае. Собирали деревянные чаны, как кадки, на двенадцать пудов солода, медные котлы, ведер по сорок. В котлах кипятится вода. Чаны пропариваются с вересом. У чана в середине дыра, она затыкается штырем. На штырь одевается метла сплетенная из сухих еловых веток, выполняющая роль фильтра, затем валят солод, чан заливают кипятком почти полностью. Докрасна накаливают чистые камни, которые привозятся с реки, это называется пожог. Камни (пожог) опускаются в чан, в первую очередь на метлу, затем специальными вилами они распределяются по кругу. Чан укрывают тулупами, одеялами, солод упревает, остывая постепенно до теплого состояния. Солодовая масса при этом становится густой и плотной. Штырь понемногу открывают и сусло начинает сливаться в корыто-лоханку. Лоханки большие, выдолблены из цельного дерева.

Вохма.


Деревянным ковшом с ручкой, за которую его вешают на край лоханки, готовое сусло вычерпывают из лоханки и разливают в освободившиеся котлы. Последний, самый густой слив из чана, так называемый мел, вычерпывают в отдельную емкость - лагун. Этот мел и использовался после выдержки для изготовления мастера, который требовался для начала хода брожения пива. Кроме того мел в домашнем хозяйстве заменял дрожжи в процессе выпечки. В котлы с суслом добавляется хмель.
Оставшийся в чане использованный солод - дробины раздают людям по всем сыпям. Дробины использовались для приготовления кваса.
Под котлами поддерживают огонь, чтобы жидкость почти кипела и так парят всю ночь.
В освободившийся чан переливают из котлов, при этом жидкость охлаждается до теплого состояния. Требуемая температура определяется пивоваром, который достав хмель из чана подносит его к губам. Температура считается оптимальной, если губы не обжигает, тогда в чан заливается мастер.
Мастер изготавливают из мела. Мел был в каждом доме. Для приготовления мастера в сусло, налитое в посудину, примерно ведра на три, добавляют мел, и может с бидончик сахара, чтобы быстрее и лучше ходило.
Если мел хороший, мастер тогда пойдет примерно через час. После того, как он поднимется, его выливают в чан. Взрослые заставляют присутствующих здесь детей плясать и петь, чтобы пиво веселее было. Говорили: «Как пляшут ребята, так пляши и пиво».
В чане пиво должно ходить сутки или дольше, в зависимости от того, какая в помещении температура. Когда выходится, осядет. Пиво сливается через решето в ведра, в пропаренные лагуны. Лагуны затыкают пробками и ставят в подполье. 
 
«Колхозное пиво ставили в конторе в подполье. Контора колхоза «Осоавиахим» была в полукаменном бывшем купеческом доме. Там было много места, поэтому в конторе гуляли всем колхозом. В колхоз «Осоавиахим» входило 5 деревень - Стучата, Прохирята, Россохи (Сенькино), Козловка, Вавилята. Иногда, бывало, бригады поделятся солодом и гуляют по отдельности. Деревня Россоха всегда хотела с нашими гулять, там были не очень порядочные жители».
В других колхозах, если не было большой конторы, гуляли в большой избе. В колхозе им. Сталина гуляли «по месту жительства». На Блинове, на Мухине по 1 братщине, а на Масленникове гуляли в 2-х избах: вся деревня в одну не помещалась. В одной из этих братщин гулял и председатель с женой, по месту жительства, но обязательно объезжал всех своих колхозников, смотрел, как гуляют.
Гуляли в братщине 3-4 дня. Колхоз давал мяса, масла, муки. Из всего этого приготовляли закуски в печи: картошку с мясом, суп мясной. Из колхозной муки стряпали мяконькие пшеничные или пироги простые, сверху помазанные овсяной крупой на сметане, пироги рыбники. На октябрьские гулять начинали с 6-го, продолжали 7, 8, 9-го: до обеда сходят на работу и опять продолжают, пока все пиво не выпьют. Хранить его нельзя, оно испортится, жалко. Водки в братщине могло не быть. В некоторых местах ее приносили сами. Когда пойдут на братщину - муж с женой возьмут бутылочку. Одинокая женщина - чекушку. И эту водку растягивают на весь праздник, на несколько дней. Приносили и закуски - грибы, ягоды и другие. На Масленицу тоже была братщина, но колхоз продуктов не давал, складывались сами». 
 
«В 1973 году гуляли братщину в д. Рай в доме Поповой Александры». В больших блюдах, как тазы, на столы расставляли суп из чугунов, холодец, капусту. Хлеба напекут и раскладывали по краям столов».
«Столы ставили и буквой «Г», и буквой «П», стола четыре. Свои 2 да у соседей 2 возьмут. Для сиденья ставили табуретки, на них плахи и покрывали красивыми половиками. Для наблюдения и направления гуляния колхозниками выбиралась комиссия. Комиссия следила, чтобы подавались закуски, ходили с ведрами в подвал за пивом. Начинало братщину выступление члена правления колхоза. Он коротко расскажет об успехах и недоделках, сколько получили прибыли, предложит выпить за успехи. Вначале все выпьют пива, закусят. «Роль тамады» брала на себя какая-нибудь женщина из комиссии. Она предлагала выпить или выйти из-за стола, поплясать. «За вечер выпьют по 1-2 стопочки водки. Комиссия следила, чтобы водку выпили не на раз, а хватило на несколько дней.
За вечер женщина выпьет один-два литра, мужчина около трех литров пива. А кто и полведра на раз выпьет. У нас был силач Журавлев, 148 кг весом и даже на соревнования по борьбе ездил. Выпивал 8-литровую ендову пива на раз и еще, говорит, выпью 6 бутылок водки». Пока гуляли братщину, доярки 3 раза в день ходили управляться на ферму. Потом опять придут. Плясали в основном русского, Семеновну».

Записано В. В. Чичериной в 2001 году у
М. Ф. Поповой, 1908 г. рождения, д.Марково.
Л. А. Арбузовой, 1933 г. р., д. Масленниково.
П. А. Холмовой, 1930 г. р., д.Стучата.
Н. В. Гуровой, 1951 г. р., д. Иванково.
А. В. Омелехиной, 1914 г. р., д. Яросята.

Журнал "ГУБЕРНСКИЙ ДОМЪ",2003 год.