•  Информационно-новостной портал
  •  
 
20.08.2016 20:24
Поскольку все развитие лесной промышленности в Вохомском районе происходило на моих глазах, а затем и с моим участием, хотелось бы поведать немного истории. При создании в 1949 году механизированных лесопунктов на замену подневольным колхозникам с лошадью и двуручной пилой при заготовке и вывозке древесины пришла техника. Лес начали валить при помощи электропил К-5, трелевать стали газогенераторными тракторами Кировского завода КТ-12, вывозка сортиментами осуществлялась газогенераторными автомобилями ЗИС-21 (г. Миасс, завод «УралЗИС»), паровозами по УЖД. 

В 1960 году ведущими специалистами деревообрабатывающей и лесной отраслей, а также конструкторами ведущих производителей оборудования и техники для лесозаготовки и лесопереработки из СССР, США, Канады, Финляндии и Швеции был организован международный симпозиум в городе Свердловске, для выработки на ближайшие десятилетия основных направлений развития и модернизации деревообработки и лесозаготовки в мире.
На этом симпозиуме была принята за основу следующая технологическая цепь: заготовка древесины и последующая вывозка осуществляются в хлыстах; разделку хлыстов производят на нижних складах; в деревообрабатывающих цехах распиловка на пиломатериалы; отходы деревообработки сжигаются на ТЭС в котлах беспрерывной загрузки, вырабатывая при этом для собственных нужд тепло- и электроэнергию. В СССР по результатам этого симпозиума были созданы: ЦНИИМЭ (город Химки), ЦНИИ лесосплава (город Ленинград) и его Вятско-Кагский филиал (ВКФ в городе Пермь), ЦНИИдрев (город Свердловск).

Вохма.


Общими усилиями участников данного симпозиума для валки леса была создана бензиномоторная пила мощностью три с половиной лошадиной силы. Она получила название «Дружба-60» именно в честь этого симпозиума. 

К 1968 году в СССР был введен в строй Минский тракторный завод, на котором стали производить ТДТ-40, на Алтайском тракторном заводе - трактор ТДТ-60. Для хлыстовой вывозки леса поступили ЗИЛ-157, но к ним пока не было прицепов. Поэтому в Хорошевском лесопункте например, первую зиму хлысты возили на деревянных самодельных прицепах на манер конных лесовозных саней с двумя подполозками и центральным полозом. Где-то просто грузили комли на машину и тросом привязывали к коникам (вершины тащились волоком). Примерно через полгода Тавдинский машиностроительный завод начал выпускать новые прицепы марки ТМЗ-802.
К 1964 году появились первые трактора ТДТ-40 (с гидравликой), производимые на Онежском тракторном заводе, а Минский тракторный завод стал выпускать сельскохозяйственные трактора МТЗ-2. В канун нового года впервые поступили грузовые МАЗ-500 (двигатель ЯАЗ-204) выпускавшиеся Минским автозаводом. На узкоколейке стали применять тепловозы ТУ-4 и мотовозы ДМ-54. На нижнем складе установили цепные бревнотаски марки Б-22, а начиная с февраля месяца 1964 года появилась зимняя формировка с борткомплектом, с последующей доставкой пучков в плоты трактором С-80 на деревянных санях.

Вохма.

Начиная с шестидесятых и в восьмидесятые годы шло постоянное совершенствование и обновление технологии и техники. ТДТ-40 заменились постепенно на ТДТ-55, на смену ТДТ-60 пришли ТТ-4. На погрузочных работах стали применять челюстные погрузчики, что способствовало значительному технологическому прорыву. Появились валочные машины, сучкорезки, безчокерники. На вывозке - КрАЗы, Уралы, МАЗы.
В начале шестидесятых годов были построены Шарьинский деревообрабатывающий комбинат, лесобаза, Шарьинская сплавконтора.
На лесобазе было проведено расширение озера Ершово, в нижнем конце построили деревянную плотину. По окончанию заполнения нижнего конца озера Ершово плотами (а в него входила вся павинская и вохомская грузовая древесина - в пределах 150 тысяч кубометров), по завершении паводка устанавливалась плотина, затем двумя катерами ПС-5 в течении недели по трубам это озеро закачивали водой из реки. После чего один катер оставляли на подкачку воды в озеро до начала осени, а два продолжали работать в озере на расформировании плотов и последующей подаче пучков древесины под краны для дальнейшей переработки и загрузки в вагоны. 

В Шарьинской сплавконторе в 1977 году был построен цех «Юбилейный», для производства щепы, финской кампанией в Шарьядрев пущен завод ДСП-220 по производству древесно-стружечных плит.
На самом лесосплаве маломощные тихоходные катера ПС-1 и ВБК-30 с 1963 года стали заменять катерами ПС-5 Костромского судомеханического завода со скоростью больше 16 км в час и тягой на чаке 750 кг. Но настоящий перелом в технологии сплава леса начался с 1969 года при появлении катеров КС-100А.
Удмуртская технология (хлысты трелюются за вершинную часть) на заготовке леса используется и сейчас, а по экономическому эффекту она ничуть не хуже сегодняшних технологий, используемых на западе. На этих ТДТ и ТТ такими трактористами как И. Сидоровым, А. Беловым, В. Молодцовым, Л. Холмовым, И. Голышевым, Ф. Филипенковым, Л. Останиным трелевалось до полумиллиона кубометров каждым. То есть в отрасли лесозаготовки мы никогда не были отсталыми. При заготовке и вывозке древесины у нас применялась американская технология, а в лесопилении использовались шведская. Все мировые новинки оборудования и техники раз в пятилетие демонстрировались на выставках, организуемых «Лесдревмашем»: техника Советского Союза и стран СЭВ - на выставке в парке «Сокольники», а технологии и техника капиталистических стран - на Красной Пресне. Участником одной из них - «Лесдревмаш-84» был и я.

Вохма.



Основой успешной работы предприятий в СССР была финансово-кредитная политика государства, причем независимо от форм собственности.
Кредитором для Вохомского ЛПХ являлась Шарьинская сплавконтора (госпредприятие). Для этого ей выделялся «сплавной» бонус. Механизм был следующий: древесина, произведенная за отчетный период и принятая приемщиками сплавконторы, оформлялась актом. Эта древесина становилась собственностью сплавконторы, а леспромхоз отвечал за ее сохранность (т.к. она до следующего сплава находилась на нижних складах ЛПХ).
Акт приемки древесины представителями сплавконторы являлся финансовым документом. Таким образом осуществлялось кредитование ЛПХ в течение 11 месяцев в году. В случае необходимости предприятие могло взять кредит в Госбанке под 3 процента годовых.
В начале девяностых в связи со сложившейся непростой ситуацией с налогами и отсутствием банковской кредитной системы, народное хозяйство погрузилось в неплатежи. Леспромхоз отправил древесину в Шарьядрев, а у тех нечем платить. Деньги за реализованную из вохомской древесины продукцию уходили в налоги, а те деньги, что доходили до ЛПХ, уже здесь перечислялись на бюджетные платежи. Когда за отгруженную продукцию никто не платил, начались проблемы с выплатой зарплаты, приобретением ГСМ, запчастей. Таким образом, уже к осени 1993 года все производство стало останавливаться.

В. Ф. Мызников.
©