•  Информационно-новостной портал
  •  
 
27.10.2015 20:19

Вохма.


Сёла нашего района необыкновенно красивы. Бывая в них, чувствуешь умиротворение и спокойствие, особенно там, где еще сохранились, пусть и полуразрушенные, церкви. Более трех с половиной веков живет село Троица, названное в честь храма, построенного на берегу реки Вохма. В монографии В. И. Попова, А. В. Попова «История Вохомского края» читаем: «...По состоянию к 1658 году в Вохомской волости произошел значительный рост населения. Это произошло в силу естественного прироста и прибытия переселенцев из других волостей и уездов. 
 
С постоянно возрастающей численностью населения волостному правлению и церковным служителям Преображенского погоста становилось все труднее исполнять свои обязанности. Это привело к тому, что в волости в середине XVII века были построены три новые церкви: Троицкая, Вознесенская и Георгиевская, которые вместе с прилегающими деревнями образовали три новых прихода того же названия...».
«Троицкий приход в 1682 году состоял из 31 селения 138 дворов, в которых насчитывался 271 житель мужского пола. Больше всех дворов имелось в деревне Юрьевское Плёсо - двенадцать, в которых проживал 21 житель мужского пола. Из них 6 были в семье Никулки Ильина Кузнецова. Восемь дворов имели деревни Маслениково (17 мужчин), Максимово Раменье (20 мужчин) и Филатово (12 мужчин). В Доровой и Захребетной было по семь дворов. В деревне Масленниково почти все жители имели фамилию Масленниковы, в деревне Филатово - Адеевы, половину жителей близлежащей деревни Максимово Раменье составляли жители с той же фамилией...».
Троицкая церковь из-за своей ветхости перестала удовлетворять прихожан. Поэтому они решили построить новый храм. Это видно из челобитной, с которой староста церкви в 1689 году обратился к архиепископу Великоустюжской епархии. Третьего мая того же года «преосвященный архиепископ, сего челобитья слушав, пожаловал и указал лес ронить и с того лесу новую церковь строить, и о том дана благословенная грамота. Видимо, года через два новая церковь была открыта для верующих, тем более, что образы икон и антимий планировалось взять из ветхавой церкви...». 
 
В 1738 году в селе Троица появилась вторая деревянная церковь во имя св. Апостола Евангелиста Иоанна Богослова.
В 1744 году в Троицком стане стало 47 селений, где насчитывалось 816 ревизских душ. А с учетом половников и церковнослужителей «приписанных во крестьянство» - 885 черносошных и владельческих крестьян, проживавших в 198 дворах. Кроме крестьян при церкви в богадельне обитались 22 нищих.
Причт Троицкой церкви и «приходские люди» постоянно стремились совершенствовать и облагораживать свой храм и с этой целью несколько раз обращались к епископу.
«В 1780 году на прошение священно-церковнослужителей и прихожан заготовить материал на постройку вместо обветшалой деревянной Троицкой церкви каменной церкви дан указ из Велико-Устюжской Духовной Консистории и соборная книга на сей предмет, а в 1786 году от Иона Епископа Велико-Устюжского и Тотемского выдана грамота на создание каменной двухэтажной церкви. Постройка производилась с 1788 по 1804 год». 
 
С 1868 по 1918 год при церкви существовала церковно-приходская школа. В 1894 году здесь обучались 35 учеников, имелось 430 экземпляров книг. В 1909 году в Троицком церковном приходе имеется не только церковно-приходская школа, но и земское училище. В них работают: «законоучителем и заведующим Св. Прокопий Сергиевский; учителем пения псаломщик Петр Федоровский; учительницей священническая дочь Софья Николаевна Шамахова, окончившая Устюжское епархиальное женское училище; вторая учительница купеческая дочь Мария Васильевна Попова, окончившая Никольскую женскую прогимназию. В земской одноклассной школе учительницей крестьянская дочь, девица Параскева Козмина Большакова, окончившая Никольскую прогимназию».
После закрытия церкви в советские времена там также располагалась школа.
С 1918 по 1932 годы это была трудовая школа I ступени, по всесоюзной школьной переписи в 1927 году здесь обучались 98 учеников и работали два учителя. Далее в селе Троица были начальная 1932 - 61 гг. и восьмилетняя 1961 - 89 гг. школы имени М. Горького. 
 
Сегодня существует основная общеобразовательная школа с интернатом и дошкольной группой, где обучаются 26 учеников и четверо дошколят. Здесь работает замечательный коллектив учителей. Школа богата традициями, одной из которых является сохранение исторического наследия родного края. В школе не забывают ремесла предков и обучают им учеников. Это лепка из глины, изготовление поделок из бересты и льна.
В 2007 году по инициативе девятиклассников Троицкой школы и их классного руководителя Людмилы Ивановны Бурцевой было установлено шесть памятных знаков там, где прежде находились деревни. Благое дело поддержали земляки. Задумка краеведов - установить собственноручно изготовленные аншлаги с названиями всех покинутых деревень. Кроме того, ученики Троицкой школы постарались узнать как можно больше о людях, некогда проживавших в этих деревнях, и даже составили схему каждой деревни подворью с фамилиями жильцов. Например, деревня Блиново получила название от расположения домов, напоминающих блин.
Что послужило причиной исчезновения деревень и сокращения численности населения? Остались существовать те деревни, которые ближе к районному центру и большой дороге. Люди переезжали из деревни в деревню, перевозили дома или строили новые. Одна из причин - укрупнение колхозов. Повлиял и отток молодого поколения в города.
- Возникает необъяснимое чувство волнения, стирается промежуток времени, представляются живые люди, конкретные события, - говорит Людмила Ивановна Бурцева. - Приходит осознание того, что наше поколение может внести вклад в историю, написав летопись деревень. Краеведческая работа укрепляет связь между поколениями, воспитывает любовь к родному краю, памятникам старины. 
 
Историю деревень можно проследить по жизни семьи Галины Александровны и Евгения Панкратовича Злобиных.
- Мы переехали в колхоз «Правда» из Тихоновского сельсовета, - рассказывает Галина Александровна. - Поселились в деревне Филатово, оба работали в колхозе. Колхоз был богатый, занимались в основном выращиванием льна. На Филатове прожили 20 лет. Мы были молодыми, любили погулять на игрищах и братщинах. Но самым большим праздником был День урожая, всегда награждали за ударный труд. Да и было чем гордиться, хлеба сдавали по четыре плана. Но пришлось переехать поближе к центральной усадьбе. Поселились в деревне Маслениково, деревня была большая, не менее 40 жилых домов. Работали по-прежнему в колхозе, кормили коров, телят. Сейчас семья Злобиных живет в селе Троица. Переехали год назад, поселились рядом со снохой Надеждой, которая ежедневно приходит к пожилым людям. Галина Алексеевна и Евгений Панкратович и сейчас не сидят без дела. Галина Алексеевна рукодельничает, вяжет половики, а раньше и ткала сама. Евгений Панкратович все больше на реке рыбачит да в лес по грибы - ягоды ходит. А как станет скучно, берет гармошку, и, несмотря на то, что давно с одной рукой, начинает перебирать лады. А тут и Галина Александровна не выдерживает, частушками мужа веселит. Хоть и постеснялась спеть мне, думаю, что на деревенских праздниках не уступит никому, имея в запасе острое словцо на все случаи жизни. 
 
Валентина Ильинична Кубасова, жительница села Троица, в этом году отметила 85-летний юбилей.
- Жила в деревне Выставка, - рассказывает собеседница, - там была ферма, где и отработала 44 года дояркой. Муж умер рано, одна вырастила трех дочек и сына. Все выросли хорошими людьми. Дочки живут в посёлке Вохма, а сын рядом, помогает мне во всем. Валентина Ильинична рассказывает, что трудиться начала в военное время, с 14 лет работала в лесу. Хлеба во время войны не видели, все зерно отправляли на фронт, приходилось собирать клевер да подмешивать в муку куколь.
- Когда закончилась война, жизнь становилась все лучше и лучше, появился в домах свет, - продолжает рассказ женщина.
- Стали держать скот. Колхозных коров доили сначала руками по три раза в день, молоковоз по два раза в день приезжал за молоком. Кроме этого нужно было накосить подкормки, напоить коров. Потом на ферме появились доильные аппараты.
Валентина Ильинична всегда ходила в передовиках, была трехтысячницей. За это награждена медалью «За преобразование Нечерноземья», званием «Ветеран труда». Есть в ее копилке и медали в честь юбилеев Победы в Великой Отечественной войне. 

Сегодня в Троице и окружающих деревнях проживают 263 человека. Двенадцать деревень - жилые. Самые крупные по числу жителей: село Троица - 55, деревни Поспехово - 48, Гора -45, Маслениково - 34. Жители села и деревень держат скот. Так, в Троице 9 коров. Многие держат свиней, в том числе свиноматок, коз, овец, птицу и кроликов. Почти во всех деревнях свои пчеловоды. В селе существует инфраструктура, водопровод. Из учреждений имеются ФАП, отделение связи, два магазина. Почти все социальные учреждения сосредоточены в здании школы. Здесь находится библиотека, работает специалист по социальной работе, проходят культурные мероприятия. Любимый праздник, как и в старые времена, - Троица. В этот день вся округа, в том числе и вохмичи, съезжаются в старинное село. На улице накрывают столы, идет чествование юбиляров, семей, отметивших серебряные и золотые даты, лучших работников и активистов. К празднику готовятся как детишки, начиная с дошкольного возраста, так и ветераны, которые по задору и активности не уступят молодым.
Не менее активны жители Троицы и в делах. Дружно выходят на субботники, будь то уборка села или благоустройство кладбища. Душой школы и села называют Людмилу Ивановну Бурцеву. Она успевает одарить вниманием и учеников, и всех односельчан. В ее стихах и фотографиях звучит тема красоты родного края. Без участия Людмилы Ивановны не проходит ни одно мероприятие.
Надежда Ивановна Злобина много лет отработала экономистом колхоза «Правда», сейчас занимает должность специалиста по социальной работе. Сама активно занимается благоустройством села и ведет за собой односельчан. Председатель первичной ветеранской организации Алевтина Анатольевна Кузнецова взяла на себя заботу о пожилых односельчанах. Все эти женщины составляют ядро активистов села. А самое главное, они ведут за собой молодежь и растят настоящих патриотов вохомской земли.
О. Диденко.
©