•  Информационно-новостной портал
  •  
 
12.02.2015 21:35

Вохма.

Недалеко от посёлка Вохма, километрах в пятнадцати, стоит дорожный знак «Рай – Ерусалим». Приезжие стараются обязательно сделать здесь фото на память. Какие тайны хранит деревня, чем живёт? 

Едем по деревне. Погода выдалась не совсем благоприятная для прогулки. Метет. Жители чистят дорожки от снега, заготовляют дрова. Зимой, как и в любом другом селе, затишье.
Зимой всей красоты нашего Рая не видно, - говорят жители, - летом действительно как в раю. Природа благоухает, а какой аромат спелой земляники и свежей травы! В начале 19 века деревня представляла собой большую улицу порядка тридцати домов протяженностью с километр. В таком виде она сохранилась до сих пор. Коренных райчан осталось мало. Один из них Анатолий Петрович Большаков:
Почему название такое, так присказка есть, - улыбается мужчина, - про купцов, которым очень понравилось в деревне. Уезжая, восхищались, как в раю побывали. С тех пор так и повелось. 

Живет Анатолий Петрович сейчас один. Про ранешную жизнь рассказывает охотно:
Колхоз здесь был «Прожектор». Домов много, в каждом по пять - шесть детишек. Жили дружно. Работали в колхозе. Пахать начал рано, с десяти лет. Отец прошел всю войну, вернулся. А вот мать умерла рано. Жили с отцом. Вот и научился всей тяжелой работе в детстве. Когда исполнилось семнадцать лет, трудился в лесу. Работали много и с желанием. Вечерами бегали на игрища, к пиву.

Вохма.

В свои семьдесят четыре года он крепок и бодр. В доме жарко натоплена печь, чисто, уютно по-деревенски. Дом рубил и строил сам, продолжаем беседу, - здесь с женой детей вырастили. В этом доме вся жизнь прошла. Дочери и сын не забывают, навещают. 

Покидая дом, спрашиваю про яблони.
«Райских» яблок у нас нет, а вот посаженных и выращенных своими руками полно, - говорит Анатолий Петрович. Ещё одна из старейших жительниц этого края Нина Селиверстовна Евсевьева встретила приветливо.
-Живу давно у дочери, - рассказывает она, - уже подводит здоровье, сказывается непосильная работа в поле и на ферме. Женщине восемьдесят девять лет. Вся юность прошла неподалеку.
Родом я с деревни Бабья, что в километре от Рая, - вспоминает она, - в то время рядом была еще и деревня Рай - Выселок. Все три деревни существовали как три самостоятельных хозяйства.
После коллективизации было образовано три колхоза.
Рай относился к «Прожектору». 

Колхоз был богатый, - вспоминает женщина, - была ферма, свинарник, своя кузница, мельница. В каждом доме куча детишек. Школа в то время была начальная, до четырех классов. Старшие бегали в Лапшинскую школу. Работали дружно, с огоньком. На игрища обязательно собирались в Раю. Как играли на гармони местные парни! Сейчас в живых уж никого нет.
Когда началась Великая Отечественная война, на фронт ушли все мужики. В колхозе работали женщины, дети и старики.
Было тяжело, пахали на быках, - продолжает Нина Селиверстовна, - от работы болели руки.
После войны перемен произошло много. Маленькие колхозы присоединились к «Прожектору», который затем переименовали в «Победу», а позднее в СПК «Лапшино» Вохомского района. Все вроде бы так же: ферма, телятник, свинарник. Люди работают, где могут: в кооперативе, в районном центре посёлке Вохма, а многие в Лапшино. 

Проходим мимо добротного, сделанного на современный лад дома. Хозяин Николай Алексеевич Кузнецов занимается работой по хозяйству.
Я здесь родился, вырос, - делится он, - жену привез в родную деревню. Дом построил и планирую тут жить.
Жена Юлия Борисовна гостеприимная женщина:
Около десяти лет назад муж говорит: «Поехали, покажу тебе Рай». Первое впечатление было настолько сильным, что расстаться с деревней уже не могла. Красота природы, уклад жизни создавали чувство необыкновенного спокойствия и уюта.
Для семьи Кузнецовых здесь каждый уголок родной, здесь воспитывают четырех детишек.
В обеих деревнях проживают девяносто восемь человек. Детей - шестеро учеников и четверо детсадовского возраста - каждое утро на автобусе отвозят в школу и детский сад. Магазин один на две деревни, где можно купить все необходимое. Хлеб привозят всегда свежий, но кто- то любит свой, ароматный, из русской печи. Почту носит почтальон три раза в неделю. Фельдшер Наталья Николаевна Елькина обход больных делает регулярно. Ходит из села Лапшино пешком. 

Пообщавшись с жителями, можно сделать вывод, что все так или иначе связаны с малой родиной.
Коренной жительнице Ерусалима Любови Михайловне Подобиной 92 года:
Все по дому делаю сама, - делится она, - стараюсь побольше двигаться. Дров принесу, дорожки размету, за работой и время быстро проходит. Выросла женщина в многодетной семье. У родителей был свой дом. Хозяйство большое. Мать трудилась на ферме в колхозе, а отец на лесозаготовках. Война коснулась и их семьи. Отец Михаил Петрович прошел всю войну, был в плену. Любовь Михайловна со сверстниками была на окопах. После войны работала наравне с мужчинами в лесу. Про деревню помнит немного:
Про наше село была присказка: «Не та счастливая, которая в Ерусалиме родится, а та, которая в него придет». А деревня была большая, бывало зимой бежишь с вечерней дойки, в каждой избе горит свет. А как пойдем на сенокос, народу много, песни поем, делаем всю работу весело, с задором! Она, улыбнувшись, на минуту замолчала. А я на мгновение представила картину ее воспоминаний: лето, яркое солнце, стога. Смех не стихает на поле. Трудятся легко, без устали, будто какая-то невидимая сила помогает людям.
Днем наработаешься, устанешь, - продолжаем беседу, - но только стоит услышать вечером звуки любимой гармошки, как забываешь обо всем и бежишь в Рай на игрище. Пляшешь до первых петухов, а утром снова на работу. Столько радости получали, внутреннего удовлетворения! Хотелось жить и трудиться по-настоящему. 

Сейчас в хозяйстве работают доярки, механизаторы, животноводы. Они не меньше, чем раньше переживают за жизнь села.
Нам очень хочется, чтобы наш родной уголок жил, - говорят жители, - здесь у каждого любимые сердцу места. Это наш Рай.

©