•  Информационно-новостной портал
  •  
 
12.01.2015 19:28

Вохма.

Вохма и столыпинские реформы.

Коротко нужно остановиться на этой теме, так как идеологи ельцинских «реформ» избрали Столыпина своим знаменем.
История сельских реформ Столыпина сводилась к насильственному разрушению крестьянской общины и созданию класса земельных собственников, производительность труда у которых была выше, чем в хозяйствах общины. Юридически это было оформлено законодательными актами 1906, 1910 и 1911 годов. Все общины, не имевшие переделов после освобождения крестьян (1861), были признаны перешедшими к индивидуальному землепользованию. Любой член общины мог потребовать передачи своего участка в частную собственность, при этом все его односельчане автоматически становились владельцами своих участков. Эти условия распространялись и на крестьян чёрных волостей. При выходе из общины можно было требовать выдела всех своих полос, разбросанных в разных местах общинных владений, в один «отрубной» участок. Межевые работы при этом проводились бесплатно. Если крестьянин желал выделиться из деревни и уйти на хутор, то государство предоставляло ему льготную ссуду на перенос туда построек и на агрономическую консультацию. 

По всей стране к 1910 году владельцами земли стали 1702 тысячи крестьянских дворов (из 20 миллионов), а к 1916 году их число выросло до 2755 тысяч дворов. Преимущественно в это число вошли хозяйства бывших крепостных крестьян и крестьяне Сибири, где было в избытке земли. Оформить землю в собственность стремились две категории крестьян. Первая – бедняки и одиночки, которые продавали свои участки, после чего многие из них уходили из деревни. Второй категорией стала деревенская буржуазия, которая скупала земельные участки. Крестьяне, продавшие свои наделы, превращались в наемных работников у крупных землевладельцев. В архиве Великого Устюга имеется несколько дел по нашим волостям о желании выйти из общины и получить землю в собственность. При этом члены общины к таким соседям всегда относились негативно.

Вохма.


В ходе реформ Столыпина происходило резкое расслоение деревни. По данным сельхозпереписи 1916 года в европейской России 90% посевных площадей находилось в руках мелких землевладельцев, обрабатывающих поля трудом своих семей, а остальные 10% посевных площадей оказались в руках крупных и средних землевладельцев, которые на своих землях использовали наёмный труд. Своей аграрной реформой Столыпин довёл деревню до состояния кипения и подготовил её к событиям 1917 года. Об этом говорил лидер партии кадетов П.Н. Милюков, который считал, что кровавое ожесточение в годы Гражданской войны было вызвано столыпинскими реформами, расколовшими село на два непримиримых лагеря – бедных и богатых, эксплуататоров и эксплуатируемых. Если коснуться другой деятельности Столыпина, то в обществе имелись веские причины к его физическому устранению, которое и произошло в 1911 году. В годы его премьерства после событий 1907 года было повешено 7,5 тысяч россиян, на каторгу было угнано более 43 тысяч. Общее число репрессированных в годы столыпинщины превысило полтора миллиона человек. Неизвестно, сколько людей было расстреляно без суда и следствия. Жестокость столыпинщины Россия повторила в годы Гражданской войны в противостоянии бедноты и эксплуататорских классов.
 
На вохомских землях община оказалась более устойчивой и жизнеспособной. Вознесенской волости столыпинские реформы мало коснулись, за три столетия общинной жизни наши крестьяне выработали устойчивые формы общественного самоуправления и не спешили его менять. Только единицы стремились получить землю в собственность. Перепись 1926 года отражает и результаты столыпинских реформ. Больше всего реформам Столыпина были подвержены наши окраинные волости, где были свободные участки земли, на которых и появились столыпинские хутора. Селились на них не только местные крестьяне, но и выходцы из других уездов. Почти три десятка хуторов возникли на территории будущего Павинского сельсовета. Около двух десятков хуторов учтены в Медведицком сельсовете, по полтора десятка в Петропавловском, Соловецком, Хорошевском и Шуботском сельских советах. В остальных сельсоветах были только одиночные хутора. Множество хуторов возникло на левобережье Ветлуги (в Заветлужье) на землях бывшего Ветлужского уезда. Сселение малых хуторов началось в период коллективизации во второй половине 1930-х годов, в первые послевоенные годы исчезли остальные. 

Столыпину, как идеологу разрушения общинного землевладения и вешателю российского народа власть ставит памятники, как и разрушителю страны Ельцину.