•  Информационно-новостной портал
  •  
 
22.11.2014 21:37

Вохма.

Жизнь моя - железная дорога. 
Железнодорожной станции в поселке Малое Раменье уже нет. Молодому поколению жителей посёлка Вохма и Вохомского района невдомек, что у нас долгое время существовала железная дорога, которая играла огромную роль в экономической жизни не только Вохомского, но и соседних районов. У жителей среднего и старшего поколений сохранились воспоминания о жизни этого поселка, где главенствующую роль играла железная дорога. 

Прототипом небольшой по протяженности железнодорожной ветки стали узкоколейные железные дороги, которые существовали тогда во многих леспромхозах. Подсчитали, что строительство железной дороги, которая соединит поселок Малое Раменье и станцию Супротивный, обойдется значительно дешевле, нежели строительство и содержание автомобильных дорог.
В 1955 году был утвержден проект новой железнодорожной ветки, а весной 1956 начались работы по ее строительству. Земли, по которым должен был пройти железнодорожный путь, принадлежали Поназыревскому району, точнее - государственному лесхозу. По собранным воспоминаниям жительницы поселка Малое Раменье К. А. Кузнецовой, лесничий и ее земляк П. И. Разумов лично отводил земельные участки под строительство дороги. Первыми строителями стали пленные поляки и осужденные политические ссыльные. Некоторые так и остались жить в поселке, о чем свидетельствуют фамилии местных жителей. На слуху Энгельс, Бутеско, Фрей. 

Свою трудовую лепту внесли и местные жители. Колхозники, рабочие предприятий обязаны были отработать на строительстве дороги. Физический труд не из легких. Все вручную.
Строили до 1959 года. На железнодорожной ветке было поставлено несколько станций. В начале ноября в Малое Раменье пришел первый пассажирский поезд с тремя вагонами. Вслед за ним - грузовой состав.
С появлением в районе железной дороги увеличились грузоперевозки. Количество жителей поселка увеличилось - новой станции требовались рабочие руки. Разрастался рабочий поселок: строились жилые дома, производственные помещения, базы, склады. 

Первый начальник станции - Елена Павловна Медведева. Ее сменил Максим Иванович Содырин. Как руководитель и профессиональный железнодорожник, он много сделал для подчиненных. Постоянно обучал и передавал опыт молодым. Александр Васильевич Осокин отдал дороге почти тридцать лет. Он был третьим руководителем станции. Будучи на заслуженном отдыхе, продолжал работать. И сейчас ветеран зачастую вспоминает ту часть жизни, которая неразрывно связана с поездами, вагонами и пассажирами:
- В 70 - 80 годы район бурно строился, развивался. На станцию приходило до двух тысяч вагонов в месяц. В большом количестве поступали строительные материалы, сельскохозяйственная техника. Помню, в 1975 году на октябрьские праздники поступило 30 платформ, на которых было 60 комбайнов «Енисей»! Необходимо было организовать срочную разгрузку.
Вохмичи активно пользовались возможностью заработать «быстрые» деньги. Ездили в Малое Раменье на разгрузку вагонов. Расчет производился на месте. 

Александр Васильевич рассказывает:
- В восьмидесятые годы зафиксирован самый большой пассажирский поток. На станцию Супротивный три раза в сутки отправляли два вагона, в среднем 300 человек. В праздничные дни и летом катастрофически не хватало мест, людям приходилось стоять в проходах, тамбурах. Приятным событием для пассажиров стали плацкартный и купейный вагоны, в которых можно было доехать без пересадки до областного центра.
По воспоминаниям Александра Васильевича, помещение вокзала в 70-е годы было небольшое, одну половину занимали две квартиры. Чтобы сделать зал ожидания, семьи пришлось переселить. Сделали ремонт. В задумках было выстроить кирпичный типовой вокзал. Мечта не осуществилась - затею сочли неперспективной.
- Штат станции составлял 18 человек, только стрелочников работало девять, еще дежурные, - делится мыслями ветеран. - В начале 90-х грузовой поток резко сократился.
В последнее время на станцию поступал только щебень для дорожных предприятий, включая соседние районы. Реже цистерны с нефтепродуктами. Для многих малораменцев, чья трудовая жизнь связана с железной дорогой, известие о полном закрытии было воспринято, как личная потеря. 

Валентина Максимовна Васькова отработала стрелочницей двадцать один год:
- Хорошо помню открытие железной дороги. Для нас это был праздник, гуляло и ликовало все Малое Раменье. Жители сел и деревень приезжали специально, чтобы посмотреть на железнодорожные составы. По молодости я любила путешествовать. До сих пор снится станция. Помимо пассажирских и грузовых ходил почтовый вагон, его обслуживало 4 человека. 

Валентина Александровна Мамонтова - последний начальник Малораменской железной дороги:
- Семнадцать лет отработала на станции. В последние годы выполняла обязанности и руководителя, и дежурного. Приходилось и снег чистить, и людей встречать, и билеты продавать. До последнего боролись за станцию, писали ходатайства.
В 2010 году от станции Малое Раменье отошел последний состав, точнее сказать, матриса, перевозившая рабочих и пассажиров до Супротивного. Не стало кипучей жизни и в поселке. Функции по перевозке пассажиров и грузов взяла на себя автомобильная дорога. Железная же стала яркой страничкой истории района, внесшей огромный вклад в экономическую, культурную и социальную жизнь земляков.

И. Мигутина.

Вохма.

Вохма.

Вохма.

Вохма.

Вохма.

Вохма.

©