•  Информационно-новостной портал
  •  
 
31.10.2014 18:41
Подробная история села Спас представлена на сайте Одноклассники, группа «Спас», автор и исполнитель Смирнова О. Н., она делала эту работу на конкурс, на ярмарку «Вознесенье», но мы ей все помогали в сборе информации, каждый по своей отрасли, я готовила историю библиотеки. Фотографий там много, поэтому у нас получилось бы одно и то же, только разное по форме и объёму и я решила сделать презентацию на слова нашего местного автора Аристовой Елены Николаевны, у нее вся наша история отображена в «Сказе про Спас». Название конкурса «Не исчезай, мое село!», как призыв, и мне захотелось сделать его красивым и представить не только историю нашего села, но и то, как село выглядит и живёт сегодня.

Марьина Ирина Борисовна.

История села Спас.

В смутное время на рубеже 16-17 столетий, спасаясь от польско-литовских насилий, жители Центральных районов России, Галического и Устюжского уездов, сотнями и тысячами бежали в глухие места. На реке Вочь стояли восемь деревень (данные переписи 1628 года).
Все восемь деревень в царствовании Михаила Романова входили в состав Вохомской волости, которая вместе с другими 55 волостями входила в Устюжский уезд. По количеству жителей и домов она занимала третье место в уезде, уезд входил в Поморье и по доходам, которые он приносил царской казне, уступал только Москве. Центром волости был Преображенский погост, расположенный недалеко от места впадения реки Вочь в реку Вохма. Погост — это церковь с домами священника и церковнослужителей, а так же с прилегающим к церкви кладбищем. Полное название церкви в Преображенском погосте писалось так: церковь Преображения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Прихожане называли свой погост просто Спас. Так и сейчас называется это старинное село.
Под угором, на котором находился погост, на левом берегу реки Вохма, расположен «Городок». Сейчас он имеет продолговато-овальную форму. В прежние времена восточная сторона Городка омывалась рекой Вохмой, а с западной стороны был проделан рукотворный ров. Благодаря этому Городок со всех сторон был защищён водой. Был поставлен острог стоячий, то есть укреп. Высотой более пяти метров. Городок устроен жителями по нужде и для известной цели, именно для укрывательства и защиты от бродячих грабителей.
В далёкие времена такие крепости-городки строились в целях защиты от Чуди. Новгородцы двумя путями ходили в «Заволочье» на Северную Двину: через Вологду и Вятку, по пути грабя и разоряя местных жителей.
В более поздние времена Городок утратил свое предназначение, и село переместилось на левый берег реки Вохма. Заселение территории, по историческим справкам, началось с деревень Жарки и Варжа, которые были спрятаны за лесом и не сразу видны с реки Вохма. О числе жителей и населённости Вохомской Спасской местности в то время можно судить по выписке из приправочных книг Н. Вышеславцева.
«Вохомской волости в старых чёрных и с теми деревнями, которые по прививочным книгам написаны были на денежном оброке, а вытным тяглом и сотным письмом были не обложены, 102 деревни живущих, да б пустошей к деревням в пашню, да 5 пустошей пашут наездом; а в них 225 дворов крестьянских, а людей в них 270 человек, да 12 дворов пустых». Если принять во внимание существовавшие в те времена порядки и желание всякого, по возможности, уклониться от формальной записи, то можно сделать предположение о гораздо большей населённости и о гораздо большем числе жителей местности.
Немалым подтверждением этому может служить и то, что жители имели самостоятельное село с тёплой церковью, вполне снабжённой всеми церковными принадлежностями и, кроме того, имели крепость с церковью внутри ее, тоже снабжённую всем.
В селе было построено три церкви: в Городке церковь Стратотерпца Великомученика Георгия Победоносца - холодная, имела кругом себя галерею или крытый ход, который был устроен с целью защиты для укрывающихся в церкви. Церковь стояла долго и стала ветхая, примерно в 1875 году была сломана. Иконостас и церковная утварь были перевезены в новую деревянную церковь, стоящую на кладбище. В 1893 году была сооружена одноэтажная деревянная церковь в честь Мученика Трифона (на закладном камне надпись: при державии Благочестивьийшаго Самодержавньйшаго Великого Государя нашего императора Александра (III) Александровича 1893 год 24 ноября), позднее в ней находилась Семёновская участковая больница. В 1998 году церковь была разломана.
В 1796 году своими звонкими колоколами позвала к себе народ белокаменная двухэтажная красавица церковь Преображения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Церковь была пятиглавая, с высокой колокольней. Вокруг церкви была устроена железная кованая ограда на кирпичных столбах. Служба велась во все праздники. Зимой служба проходила на первом этаже, летом на втором этаже. В годы советской власти были сняты купола и звонница, а в здании церкви была размещена МТС, в годах церковь была разрушена до основания.
Село являлось административным центром и сначала было небольшое, в основном в нём жило духовенство, купцы, учителя, врачи.
В ХIХ веке в Спасе главной считалась семья Чичерина. У него была лавка, в которой продавалось вино и продукты. Вторая по знаменитости была фамилия Ногиных. У Ногина была мельница — Ногинка. Стояла она на правом берегу реки Вохмы, напротив городка. За помол Ногин брал зерном. В селе у него было два дома и винный магазин. Кроме этого торговали купцы Дементьев, Ордин, Чемоданов. В селе было несколько торговых лавок, чайная.
Ещё в глубокую старину здесь существовала торговая пристань, куда приезжали со своими товарами купцы из Макарьева и Нижнего Новгорода. Раньше в селе сходились торговые тракты. Спас-Великий - Устюг, Спас - Никольск, Спас - Котельнич. По этим трактам вывозили в города лес, серу, деготь, пряжу, мёд, зерно, муку, глиняные горшки и корзины.
При церкви была образована Спасская церковно-приходская школа.
После Октябрьской революции село Спас стало центром для близлежайших деревень. В селе стали образовываться все административные здания: сельский совет, МТС, почта, школа, больница, торговые предприятия. Позднее появились ЭТУС, филиал сбербанка, филиал электросетей. Городок.
Наше село имеет богатое и интереснейшее прошлое. Об этом хотя бы говорит и такой факт как расположенный на территории администрации Городок.
В Вохомском районе Костромской области в 2001-2002 годах проводились археологические раскопки интереснейшего памятника, который получил название «Городище-городок». С ХVII в было известно это Городище. Под этим же названием оно отмечено и в «Вологодских губернских ведомостях» в 1889 г. (№ 23). Однако археологические исследования на данном памятнике значительно удревнили его историю, а также позволили по-новому взглянуть на историю древнерусской колонизации костромского Заволжья и историческую географию северо-восточной Руси.
Городище-городок расположилось на останце у основания коренной террасы на левом берегу реки Вохма, в 100 метрах к западу от села Спас (Семёновского сельского поселения) Вохомского района. Место, называемое городищем, в обиходе местные жители прозвали как «Золотое дно». Величина городища - 160 на 20-40 метров по направлению север-юг и запад-восток соответственно. Над урезом воды реки Вохма останец возвышается на 5 и З м над уровнем старицы. Площадь под городищем задернована. Возможно, городище ранее располагалось на правом берегу р. Вохма, так как с восточной стороны его ограничивает старица реки Вохмы, которая на данный момент представляет собой заболоченное место. С южной стороны сохранились остатки вала, поднимающегося на 1 метр над современным уровнем городища. Мощность культурного слоя составляет от 80 до I20 см., его анализ позволяет говорить, что сюда первопоселенцы пришли в ХII веке.
Наиболее интенсивно развивается городище в древнерусский период, а конкретнее в ХIII-ХV веках., продолжая существовать и в ХVI-ХVII веках. Позднее, с конца ХVII в., видимо с переносом центральной части поселения на верхнюю террасу левого берега реки Вохма, с развитием там русского села Спас, и в связи с отсутствием опасности грабительских и военных нападений жизнь городища затухает.
Находки представлены производственно-бытовыми, железными предметами-ножами, дужками от котлов, топорами, гвоздями; предметами вооружения-железные и костяные наконечники стрел; сельскохозяйственным инвентарем-в древнерусском слое был обнаружен железный сошник; предметами рыбной ловли-костяными рыболовными крючками, глиняными грузилами; украшениями – медным перстнем, другими бронзовыми изделиями.
Большой интерес вызывают многочисленные свидетельства развития костяной индустрии.
Наиболее многочисленными являются находки костяных кочедыков, встречаются уникальные костяные поделки — лошадки; многочисленны кости со следами обработки и с трудно определимым функциональным назначением (возможно, часть из них являлась заготовками).
Массовыми находками являются керамические изделия. Среди них фрагменты и формы целых горшков различной вместимости и пропорции, фрагменты мисок, пряслица, которые использовались в качестве насадки на веретено для придания ему центробежной силы при прядении. Нередко посуда орнаментировалась различными вариантами линейного декора, волной, насечками, каннелюрами. Подобного типы декора характерны для древнерусского периода. Кроме того у ряда фрагментов днищ присутствуют гончарные клейма.
На памятнике встречена и импортная поливная керамика — фрагменты расписной посуды, называемая кашином. Данные фрагменты покрыты прозрачной бирюзовой поливой с присутствием следов черной подглазурной росписи. Она производилась в поселениях Золотой Орды и была дорогостоящей посудой, присутствие которой характерно для богатых усадеб знати.
В процессе раскопок зафиксированы следы восьми срубных построек, как правило, рубленых в «обло». В большинстве случаев у строений сохранялся деревянный накат из поперечных досок, перпендикулярный одной из стен конструкции, по всей видимости, являвшемся полом построек, исключением является одно сооружение, где заполнение дна представлено серо-жёлтой глиной, возможно, использовавшейся как гидроизоляция.
Одно из строений по своему функциональному предназначению являлось косторезной мастерской, судя по большому количеству заготовок и резаной кости заготовок), необработанной кости и готовых поделок, обнаруженных во внутрипространственном заполнении конструкции. Мастерская отличалась от остальных исследуемых построек большей площадью, но значительно отличалась наличием керамических фрагментов. Кроме того, обнаружено четыре округлых в плане ямы хозяйственного значения — погреба, линия деревянного частокола и открытое кострище.
Результаты археологических исследований уже сейчас позволяют говорить о нерядовом статусе городища. Городок являлся не просто укреплённым поселением. Здесь было развито местное ремесленное производство, которое обслуживало не только местные нужды, но и потребности ближайшей округи (косторезное производство). У Городка имелись торговые связи с Золотой Ордой, древнерусскими городами и народами Прикамья. В градостроительном положении он приближался к городскому типу поселений, поскольку имел элементы городской планировки, а именно: усадьбы, ограниченные частоколами. Всё это говорит о статусе Городка как ремесленно-торгового поселения, приближающимся к поселению торгового типа и выполняющий функции военно-оборонительного центра.
В приправочных книгах Никиты Вышеславцева 1625 года было сказано: В Вохомской же волости на Вохме на речке был рублен городок, а ныне острог стоячий поставлен, а в городке пищалей затинных шесть, да пищалей ручных шесть. 150 ядер железных, да свинцу три слитка, 20 стрел, 5 фунтов зелья».
Скорее всего, Городок был один из немногих укрепленных центров, которые контролировали торговые связи между Волжским и Сухоно-Вычегодским торговыми путями. Он находился на пограничье влияния Новгородской и Ростово-Суздальской (позднее Московского княжества) земель. В границах чьих владений вырабатывалась история Городка - задача, решать которую будут дальнейшие археологические исследования исторического памятника.

Крадихинская сосна.

Село Спас окружает живописнейшая природа. Оно буквально утопает в зелени. Прекрасная берёзовая роща радует глаз своей белоствольностью. Стройные сосны подступают прямо к домам. Чистый воздух, рыбалка у тихой реки, сбор грибов и ягод - всё это даёт человеку здоровье, приносит умиротворение, даёт представление о красоте окружающего мира. Есть у нас и природные памятники. Вот один из них.
Между деревнями Крадихино и Федоршино течёт речка с нежным названием Дёмина. У деревни Крадихино, на берегу речки, растёт на крутом угоре красивая раскидистая сосна. Возраст её более трёхсот лет. Широко раскинулись во все стороны могучие ветви, образовали красивейшую крону дерева.
Её ствол в три обхвата, слегка накренившийся, поражает своей силой и монолитностью. Много сложено об этом дереве легенд. Из прошлых лет они дошли до наших дней. Одна из них, гласит, что сосна заговорённая. Тот, кто причинит дереву вред, того постигнет неудача, болезнь, беда. По другой легенде — купец закопал клад где-то неподалеку от сосны и сосна до сих пор хранит эту тайну. Многие пытались найти клад, но все попытки не увенчались успехом. Уникальной сосне у деревни Крадихино, Вохомского района Костромской области, постановлениями администрации Вохомского района 3Ч 94 от 1.03.1993 года и главы администрации Костромской области № 503 от 25.11.1993 года, установлен статус государственного памятника природы областного значения. В 1996 году для отдыха населения была построена беседка.

Дизайн интерьера Днепропетровск цены еще по теме. Сервис electrolux посмотреть. s6 edge цена, mail

Вохма.

Вохма.

Вохма.

Вохма.

Вохма.

Вохма.

Вохма.

Вохма.

Вохма.

Вохма.

Вохма.

Вохма.

Вохма.

Вохма.

Вохма.

Вохма.

Вохма.

Вохма.

Вохма.

Вохма.

Вохма.

Вохма.

Вохма.

Вохма.

Вохма.

Вохма.

Вохма.