•  Информационно-новостной портал
  •  
 
31.03.2014 18:24
Золотое дно.

К названию Вохма наши соседи из других губерний и уездов издавна добавляли слова «золотое дно». Почему так? 
 
Славилась земля наша добрыми урожаями, собиралось и вывозилось на продажу много хлеба, кож, мяса и масла, товарного льна, мёда, да и пушнины. В верхнем течении реки Вохмы, в притоках её, водится золотоносный песок, рассказывают, даже самородки находили. 

Край обживали вольнопоселенцы, «черносошные» крестьяне, владеющие свободно чёрными казёнными землями. А помещичьи владения были только в сёлах Кажирово и Заветлужье, принадлежавших Хорошевской волости Костромской губернии. В конце шестнадцатого века, после бесповоротного закрепощения крестьян, и в начале семнадцатого, во времена «смутные», немало народа бежало не только на вольный Дон, но и в дремучую лесную сторону к северным рекам, селясь здесь. Скрыться же в те времена в наших местах было просто. Не редкостью тогда были и шайки лихих людишек. И в народной памяти хранится вот какое предание.

Вохма.

Уже существовал возле села Тихон мужской богатый монастырь. Шайка вольных людей и решила напасть на него. На месте, где они разбивали перед этим лагерь, потом возникла деревня с названием Шмоны. Разбойники, разграбив монастырь и захватив богатую добычу, на некоторое время осели на берегу реки. На этих местах за возникшей впоследствии деревней укрепилось название Разбойница. Соорудив плоты, разбойники поплыли с награбленным добром по реке по течению. Жители окрестных починков и деревень собрали своё ополчение, приняв решение разбойников задержать и отобрать у них церковную утварь и золото. Подрубили в узком месте по берегам реки деревья. А когда разбойники приблизились на своих плотах — повалили на них. Частично лихие люди были перебиты. Остаток шайки отбился и продолжил путь по реке. В том месте, где произошла стычка, возникла позднее деревня Застава. 

Но их уже ждали у села Георгиевское, да и военный городок в ту пору ещё существовал. Здесь окончательно их и разбили. Разбойникам пришлось побросать в реку часть награбленного богатства, приговаривая: «Будь же ты, Вохма-матушка, золотое дно». С тех времён у села этого стало другое название — Спас. Те, кто остались от разгромленной шайки скрылись по прибрежным лесам и рассеялись. Одна из деревень, появившихся в тех местах, стала называться Бушуиха. Говорили, что недалеко от неё и в Крадихине также припрятано немало из награбленного.
©