•  Информационно-новостной портал
  •  
 
26.03.2014 18:48

Вохма. Герасимов С. С.

Застава на реке Вохма.
С. С. Герасимов.

В конце 16 - начале 17 века идет интенсивное заселение вохомских земель, Основу ему положило падение Казанского ханства, открывшее дорогу русским крестьянам на восток, последующая череда голодных лет в центральных уездах страны, голод 1601-1603 гг., смута и царские указы 1605-1609 годов о колонизации Сибири пашенными и охочими людьми. На рубеже 16-17 веков поощрялось движение крестьян на новые, ещё не освоенные земли. Заселялись южные и восточные окраины государства. На вохомских землях появляются первые деревни и починки. Количество их увеличивается год от года, от переписи к переписи. 
 
В период подворных переписей 17 века каждый населенный пункт тщательно привязывался к местности, речной системе или к соседним деревням и починкам. Вот как записаны названия отдельных деревень: Большая Мокруша вниз по реке Вохме за Яковлевым лугом на кряжу; деревня Тарасиха, а Другое Среднее тож ниже Ирдома против Яковлева лугу, на реке Вотцкой на вохомском кряжу; деревня Ежов починок на речке на Вотцкой; деревня, что был починок Омелино Займище над речкой Елховкою; деревня, что был починок Судоплатиха, а Гурино тож над речкой Елховкою; починок Стрелка промеж Вохмою и Ветлужкою против Вострые курейки. 
 
Или: деревня, что была пустошь Старинная, а Песошница тож, вниз по реке Вохма на Ильинском плесе пониже речки Березовки. Перечень можно продолжать и продолжать. Первоначально названия показывали, где поставлена деревня, её ориентиры. То же самое наблюдается и в 1-й ревизии 1719-1723 гг., когда Петр 1 жесткими карательными мерами принудил включить в перепись (ревизию) всё мужское население. Предъявлялись высокие! требования и к описанию названий населенных пунктов, чтобы не появилось двойников, а другие селения, наоборот, не оказались в прописных. 

Примечательна одна запись из 1-й ревизии: «деревня починок Березовский за Бурминским озером, да этой деревни выставка Кекур при Ветлужской дороге на Никольской заставе». 

Материалы из жизни наших деревень того периода можно почерпнуть только из судебных тяжб наших крестьян, да из подобных записей. Конкретно название деревни говорит о том, что она стояла на Ветлужской дороге, то есть вдоль берега, или иным маршрутом, шла дорога до реки Ветлуги. Существовала Дорога на Ветлугу и в 20 веке по берегу Вохмы через Красноборы. Вторая часть характеристики говорит о том, что там стояла Никольская застава. 

До 1780 года вохомские земли были окраиной Устюжского уезда. Волостное Правление находилось в городке у Спаса, за сотню верст от низовьев реки Вохма. Уездные и волостные власти принимали все меры, чтобы оградить центр yезда и другие населенные пункты от внезапного нападения грабителей. Для этого были все основания. Во втором десятилетии 17 века по северным уездам бродили вооруженные отряды поляков и шведов, разоряя и сжигая деревни и города, грабя местное население, убивая жителей. Весь 17 век современники прозвали «бунташным».

Вохма.

По многим городам России проходили городские восстания с участием широких народных масс. Особенно крупные выступления были в 1648 и 1662 гг. в Москве. В том же столетии произошло мощное выступление казаков и крестьян под предводительством Степана Разина в 1667- 1671 гг. Всякий раз восставших ждала кровавая расправа, а небольшие отряды повстанцев уходили в глухие малодоступные места, добывая себе пропитание разбоем. На рубеже 17-18 веков десятки тысяч трудоспособного люда находились в бегах, спасаясь от рекрутчины и нарядов на судостроительные верфи и многочисленные петровские стройки. 
 
Много беглых было непосредственно из армии и от царских нарядов. Беглецы объединялись в разбойничьи шайки, многие были вооружены. Для борьбы с разбойниками и воровскими шайками нужно было знать их местонахождение и маршруты передвижения, поэтому на основных транспортных путях и создавались заставы. Одна из таких застав стояла в Выставке из починка Березовский - Кекуре, который позднее стал называться Берёзовый Кекур, объединив в одно селение оба починка. 

Не исключено, что и сам Кекур первоначально возник как застава, но в любом случае его жители кормились от земли, так как все тогда обрабатывали землю, включая жителей городов. Само слово кекур трактуется как прибрежная кила, возможно возвышенность. Летом Кекурская застава могла издалека обнаружить воровских людей на реке Вохма, при выходе судов в Ильинское плесо, и зимой через неё шла дорога с берегов реки Ветлуги. Под заставой в данном случае следует понимать особое подразделение, предназначенное для раннего предупреждения уездных и волостных властей, а так же местного населения о появлении вероятного противника или воровских шаек. На Руси заставы выставлялись при въезде в город для взимания пошлины и для проверки грузов и прибывающих людей.
 
В военном искусстве заставы фигурируют как воинские подразделения для охраны войск на марше и на отдыхе. В 1677 году в нашем уездном центре - Великом Устюге было расквартировано 132 стрельца. По крайней мере, в первой половине 17 века были они и в Спасском городке. Из них могли формироваться небольшие дозорные отряды для несения службы на дальних заставах, типа кекурской, где в предыдущие годы появлялись воровские шайки. Волостные правления по распоряжению уездных властей могли в качестве повинности возложить на местных крестьян обязанности по несению службы на заставе и предупреждению волостного правления о нападении разбойничьих шаек. На вохомских землях в первой четверти 17 века был срублен военный городок у Спаса, в котором имелось огнестрельное оружие (пищали), где несли службу штатные военные (стрельцы). По крайней мере, в первый период его существования, пока не исчезла опасность появления на этом направлении воровских шаек с Волги и из вятских пригородов, о чем в 1622 году жаловались царю жители Устюжских волостей. 

Есть на вохомских землях ещё одно название, которое ассоциируется с заставой. Это починок Заставский, позднее деревня Застава в районе Спаса. Впервые название починка Заставский появилось в 1891 году в числе самовольно поставленных починков в казенных лесных дачах Лапшинской волости, как и починка Разбойница. Починок Заставский был поставлен выходцами Котельнического уезда Тороповской волости из деревни Кокоулинской Прокопием Антоновичем, Андрианом Руфьевичем и Абрамом Андриановичем Кокоулиными, а так же выходцами деревни Подволочье из верхнего конца Спасского присуда Лапшинской волости Арсением Ивановичем, Павлом Степановичем и Ефимом Васильевичем Кузнецовыми. Возможно, Кузнецовы, выходцы из Спасского присуда, и назвали починок Заставским. Связано ли название с расположенной когда-то поблизости заставой? Вероятно, да. Раз был Спасский городок, то должна быть и застава. Вероятно, одна из ближайших к волостному правлению. Народная память долго хранит важные события нашей истории, в том числе и местной. Например, православная церковь и через сотню лет отправляла торжественные богослужения в честь успешной Полтавской баталии.

Из книги Герасимов С. С. «Волость Вохма».