•  Информационно-новостной портал
  •  
 
12.02.2014 18:59

Вохма.

В 1995 году в газете «Вохомская правда» № 70 от 10.06, а также в журнале «Губернский дом» № 3-4 2003 года были опубликованы мои статьи о приблизительном времени основания села Вохма. В них говорилось, что административный центр Вохомского района основан между 1626 и 1658 годами. Но поскольку Вознесенский приход был впервые упомянут в официальном документе, исполненном в 1658 году, то эту дату и было принято считать годом основания Вохмы. 

В последующие годы, после опубликования этих статей, мною было предпринято множество попыток найти в архивах челобитную (прошение) вохомских крестьян к ростовскому митрополиту (до второй половины XVII века Вохомская волость входила в состав Ростовской епархии) о построении новой" церкви в нижнем течении реки Вохмы и по резолюции владыки на челобитной определить почти точную дату основания Вохмы. К сожалению, все мои усилия найти челобитную не увенчались успехом. Вероятно, она была уничтожена пожаром, случившимся в ростовском архиве на рубеже 17-18 столетий. 

И вот совсем неожиданно в одном из фондов Российского государственного архива древних актов мне посчастливилось обнаружить документ, из которого становится ясным, что вблизи места построения будущей Вознесенской церкви с 1630 года стоял еще один храм, который по какой-то причине не был освящен целых 55 лет.

Старая Вохма

В этом документе, написанном в 1685 году, говорится о челобитной сотского Вознесенского прихода Зотейка Семенова и церковного старосты Вознесенской церкви Стахейка Алексеева «с товарыщи», которая была адресована архиепископу Устюжскому и Тотемскому Александру (к этому времени уже была учреждена самостоятельная Устюжская епархия). В своей челобитной они писали: «...во 139 (1630 - В.П.) году по Указу и благословению Преосвященного Ионы митрополита Ростовского и Ярославского, а по их мирских людей обещанию, поставили они новую теплую церковь и ныне де церковь стоит не освящена, и Преосвященному архиепископу пожаловать бы их велети на те оба престола дать антимисы и тое церковь освятить». 

«И Преосвященный Александр архиепископ Великоусгюжский и Тотемский, слушав их челобитью, пожаловал в тое церковь святый антимис дать и тое дерковь освятить..., а к освящению велел послать своего домового черного иеродиакона Ефрема и о том дать память к сей челобитной». 

Память была написана, и в ней архиепископ Александр повелел: «Вознесенскому попу Панфилу, да иеродиакону Ефрему ехать в тое Вохомскую волость, взять у Вознесенского попа Ильи, у церковного старосты благословенную грамоту, по которой та новопоставленная церковь создана и против благословенной грамоты церковь осмотреть и будет та... новопоставленная церковь против благословенной грамоты построена и... по правилам святых апостолов и святых богомольцев и по новому справному печатному требнику яко подобает освятить... во имя святого пророка Ильи, да в приделе святых мучеников Флора и Лавра». 

Несомненно, церковь постройки 1630 года во второй половине октября 1685 года была освящена. Во-первых, из документов видно, что архиепископом уже было принято решение на освящение церкви. Во-вторых, челобитную в Великий Устюг привез лично вознесенский поп Панфил, и с ним же предписывалось убыть для освящения церкви иеродиакону Ефрему. В-третьих, к этому времени в штат Вознесенской церкви кроме попа Панфила был введен еще один поп Илья. А в июле прихожане к будущей церкви «порядили в пономари Ивана Григорьева Попова». (Об этом сказано уже в другом документе). И, в-четвертых, вероятно, сотский, староста церкви и прихожане желали, чтобы к наступлению холодов началась служба в теплой зимней церкви, т.к. Вознесенская церковь все еще оставалась летней, т.е. неотапливаемой. 

А то, что Ильинская церковь находилась в селе Вознесенье, нам становится известно из газеты «Вологодские губернские ведомости» за 1901 г., в которой говорится, что вохомские крестьяне изъявили желание построить новый храм «в... память прежде существовавшей церкви... Ильи Пророка, находившейся в селе Вознесенье, на том месте, где хранится каменный памятник». А этот памятник, оказалось, находился примерно там, где в настоящее время находится универмаг. Его убрали в 1913 году в связи с закладкой фундамента для нового каменного храма, строительство которого было приостановлено с началом первой мировой войны.

Вохма

Все сказанное позволяет нам с полным основанием назвать 1630 год датой основания села Вохма. И вот почему. Хотя храм многие годы стоял не освященным, но в нем впоследствии около столетия проходило богослужение, да и первые 55 лет он не мог пустовать. Построенный на средства прихожан и являясь вместительным, а главное теплым, храм, несомненно, использовался сотским и местными крестьянами для своих нужд. 

Судя по документам того времени, подобные постройки часто, особенно в зимнее время, служили местом проведения собраний, братчин, игрищ молодежи, девичьих посиделок с прялками, сбора любителей игры в карты, кости и т.п., а также для временного ночлега проезжих и прохожих. 

Так что смело можно считать, что Вохма основана в 1630 году. Ведь судя по древним документам, других значительных построек «на поскотинной земле деревни Тарасихи» до 1630 года не имелось.


1. «Антимис» (антиминс) - шелковый плат с изображением сцены положения в гроб Иисуса Христа; освященный епископом антиминс кладется на престол, стоящий в алтаре.
2. «Домовой черный диакон» - монах в сане диакона при архиерейском дворе.
3. Память - письменное отношение, деловое сообщение, предписание, записка.
4. «Против» - на основании.
5. Апостолы - святые ученики Иисуса Христа.
6. Требник - название богослужебной книги, содержащей молитвы и священнодействия, совершаемые в особых случаях по просьбе христиан.
7. Илья Пророк - Бог грома.
8. Флор и Лавр - святые мученики II века, родные братья, каменотёсы; построили здание для язычников, но посвятили его Христу, за что были подвергнуты мучениям, их мощи в Константинополе (Стамбуле).

В. И. Попов, краевед.
©