•  Информационно-новостной портал
  •  
 
01.10.2013 18:34

Вохма. Дворецкая Анна Ивановна

Деревня Маручата расположилась в живописном уголке Вохомского района. Посмотришь с горы - дома видны как на ладони. Только, к сожалению, всего лишь один остался из них жилой. Шесть последних лет в деревне обитает одна жительница — Дворецкая Анна Ивановна. 

В прежние годы насчитывалось до пятнадцати дворов, у селян чаще всего встречалась фамилия Останины, да ещё Дворецкие. Все работали в колхозе, каждый держал полный двор скота — непременно корова, поросята, телята. В общественной конюшне стояло с десяток лошадей, имелся и телятник. На речке Кортюг, которая течёт рядом, женщины стирали бельё, мужики ловили рыбу. 

В деревне подрастали ребятишки. В детский сад, учиться в школу ходили в соседнее село — Макарята, за километр, где и был центр культурной жизни — здесь, в клубе, собирались односельчане на танцы, концерты, кинофильмы. 

Анна Ивановна родилась в соседнем селении Томилово, в деревню Маручата её выдали замуж. Супруг Степан Петрович здешний. Свекровь Анисья Степановна повстречала невестку как родную, своего свёкра собеседница не видела, он не вернулся с войны.

Вохма. Маручата

Молодая семья начала строить своё жильё в начале шестидесятых годов. На возведение дома понадобилось больше трёх лет. 

- Всё пришлось делать своими руками. Ручной пилой валили в лесу деревья. Степан на должности лесничего работал, лошадь Вохомский лесхоз выделит, на ней брёвна и привозим. В новой избе понемногу всё обустроили. Полы, потолки — всё новое, чистое. От свежей древесины такой запах стоял! Теперь уже, разумеется, не то. Хозяина не стало четырнадцать лет назад, а дом и ремонта не знал, — рассказывает пожилая женщина. 

Из молодых лет вспоминаются Анне Ивановне игрища. Проводились они в Погорелке, жители из соседних деревень стекались на праздник шумными ватагами. У каждой компании свой гармонист. Девушки надевали лучшие платья. Веселье стояло до утра — задорно плясали, бойко пели. Есть, что вспомнить. Закончив разговор о прошлом, переходим к дням сегодняшним. 

- Жить Вам здесь одной не страшно? — интересуюсь у Анны Ивановны.
- Некого опасаться, да и нечего. Видела как то возле огорода след волка, но ведь звери в дом не зайдут и из избы не утащат. Тоскливо только бывает, поговорить даже не с кем. Раньше соседка жила — старушка Галина Петровна. То я к ней иду в гости, то она ко мне, поговорим, посидим и на душе веселее. Умерла шесть лет назад, - поделилась пожилая женщина.

Вохма. Маручата

- А как обеспечиваетесь продуктами, лекарствами?
- У меня в Макарятах живут две дочки. Они обо мне заботятся. Приносят продукты, расчищают снег, дрова запасают. Летом помогут в огороде, два зятя скорёхонько картошку окучат. Приглашают меня к себе жить, но мне лучше всего в своём домике. 

На столе поставлена швейная машина, хозяйка нередко садится за неё — подшить, что-то перешить, прострочить. Возле — стопка журналов и газет. Самое любимое издание - «Вохомская правда». 

- Сразу перечитываю свежую газету, от корки до корки. Почта доставляется три раза в неделю, почтальон берёт деньги по платёжкам за телефон и электричество. Зимой, когда тропинку сильно переметает, пробираться к нам сложно, поэтому бывает реже, приносит всё сразу, — рассказывает последняя жительница деревни Маручата. Особенные волнения принёс моей собеседнице ураган нынешнего лета. 

- Я на своём веку такое впервые увидала. Страшно — всё стучит, гремит. Град выпал величиной с яичный желток, и на другой день в огородных бороздах лежали не растаявшие ледяные комки. Сильным ветром выбило два окна, одно — на чердаке, другое — в самом доме. В огороде все овощи срезало, словно косой, — рассказывает Анна Ивановна. 

Если в деревне есть хотя бы один житель, она жива. Анна Ивановна, долгих Вам лет — продлевайте жизнь своей родной деревне.
©