•  Информационно-новостной портал
  •  
 
23.07.2013 19:59

Вохма.

Место, где родился и провёл своё детство, всегда кажется самым значительным и красивым. Вот и Колесников Василий Егорович из деревни Кекур Петрецовского сельского поселения любит вспомнить о жизни в родной деревеньке Кашино, ныне не существующей. Чего-то помнит сам, о другом рассказывали старожилы. Как описывает в краеведческих трудах Герасимов С. С., «починок Кашино основан был в 1783-1795 годах Афанасовым Емельяном Ефимовым из деревни Кекур и братьями Лодыгиными Осипом и Григорием Игнатьевым с Бычихи». 

Починок, а позднее деревня, были богатыми, семьи многодетными и крепкими и, судя по спискам ремесленников и кустарей за 1928 год, славились жители рукоделием. В тот период в деревне проживали два портных, три катальщика валенок и три сапожника.
- Были раскулачены многие семьи из деревни, — вспоминает Василий Егорович, — отдельных сослали в Сибирь. 

Жители деревни в 1918 году приняли участие в Политовском восстании. По предположению Василия Егоровича, руководство восстанием принадлежало также выходцу из их деревни, проживавшему в то время в Петербурге и оттуда высылавшему распоряжения. По сведениям, из книги Герасимова С. С. «Политовское восстание», на самом деле, в числе расстрелянных четырнадцати зачинщиков был Колесников Василий из деревни Кашино. 

Фамилия Колесников стала позднее самой распространенной здесь. Василий Егорович плохо помнит своего отца, но по рассказам очевидцев он был ответственный, умный, хозяйственный человек.
- Отец Егор Алексеевич в 1937 году был председателем колхоза, который назывался «Сталинский призыв», — повествует собеседник. — После окончания уборки урожая колхоз рассчитался с государством полностью, засыпал семена, и отец раздал самовольно по какой-то доле зерна колхозникам. Его за это осудили на пять лет, и отправили на строительство Беломорканала. 

В то время Василию исполнился один год. Знает по рассказам, что в одном из документальных кинофильмов, поступавших в вохомскую киносеть, увидели земляки Егора Алексеевича, работавшего бригадиром на стройке. В 1940 году за хорошую работу его освободили досрочно, а когда вернулся в родную деревню, снова избрали председателем.

 - В колхоз «Сталинский призыв» входило две деревни — Сибирь и Кашино, но только в Кашине насчитывалось тридцать четыре хозяйства, — делится своими воспоминаниями Василий Егорович. — Более ста сорока человек выходило на покос. Десять детей родилось в деревне в 1941 году: два мальчика и восемь девочек. Отец задумал открыть свою деревенскую больницу. Поставили в нежилом доме койки. Там работала медсестра, приезжали на приём из Вохмы врачи. Для того чтобы была возможность проехать из Вохмы, требовалось поставить мост возле деревни Бельники, что и сделано было за счёт колхоза. 

После того, как началась война, дали отцу бронь, но вскоре направили учиться в разведшколе в Кирове. На фронте отец принял командование ротой разведчиков, погиб на Волховском фронте в 1943 году.
Всего на фронт из деревни ушло больше шестидесяти человек, не вернулась половина. Из десяти детей, которые родились в 1941 году, отцы погибли на фронте у шестерых. В деревне были и эвакуированные женщины, также трудившиеся на колхозных работах. 

В пятидесятых годах прошлого столетия, при слиянии колхозов, вошёл «Сталинский призыв» в колхоз «Восход». Тогда в Кашино было двадцать восемь хозяйств, в деревне Сибирь — семнадцать.
- Из нашей деревни вышло много боевых офицеров, — говорит собеседник. — Среди них есть даже адмирал флота, в семье он считался погибшим, но потом объявился. Своё социальное происхождение ему приходилось скрывать, так как семья была из бывших кулаков. 

В деревне был «свой» лётчик, служивший вместе со знаменитым Покрышкиным. Много земляков проживает сейчас в Мурманске.
- Сорок пять родственников было там только у меня, — делится Василий Егорович. — Навещать их любил, но сам свою малую родину не променял. Из Кашино перебрался в Кекур, чтобы ближе было ходить в школу семерым детям. Дом из деревни также перевёз (он крепкий до сих пор), поставил для сына Владимира. К сожалению, фотографий деревни и её жителей в семье не сохранилось, мало снимали в годы её существования. 

В сердце ветерана живут воспоминания, и оно болит от того, что нет её больше на карте, и гордится Василий Егорович родной деревней, вырастившей замечательных патриотов, тружеников, офицеров.
©