•  Информационно-новостной портал
  •  
 
13.05.2013 18:34

Вохма. Скрябин Алексей Александрович

Перед празднованием Дня Победы была в гостях у инвалида войны, фронтовика, Скрябина Алексея Александровича.
- Воевал всего год, под Смоленском был тяжело ранен, попал в меня осколок от снаряда. В госпиталях провёл долгое время, затем продолжал службу на продпунктев Вологде — обеспечивали провизией солдат, отправляющихся на фронт, — рассказал ветеран. 

До сих пор даёт о себе знать ранение. Сильный кашель провоцирует осколок, застрявший у самого сердца в груди. На всю жизнь оставила война такой вот отпечаток. Просматривая в альбоме фотографии, внимание обратила на одну из фотографий начала прошлого века. 

- На карточке этой Александр Иванович, мой отец, он повоевал ещё в первую мировую войну, — объясняет пожилой человек. Собеседник удивительно похож на отца в молодом возрасте. Та же осанка, такая же выправка военного. Как и большинству мужской половины нашей страны, пришлось в этой семье повоевать всем — и сыновьям, и отцам.

Вохма. Скрябин Александр Иванович

Знаю, что ветераны раньше друг с другом поддерживали активную связь — встречались, переписывались. Прошу рассказать Алексея Александровича о встречах с друзьями-однополчанами — ветеранами ордена Суворова II степени, сорок девятой Краснознамённой Рославльской стрелковой дивизии. 

- Радостными были эти встречи и в это же время немного грустными. Радостными — так как ещё раз довелось встретиться с боевыми соратниками, но примешивалась к радости и печаль: со временем всё меньше и меньше становилось участников встреч. Многие приехать не могли — кому-то состояние здоровья не позволяло, а иные, к сожалению, ушли из нашей жизни, — вспоминает ветеран. 

Вот и на встречу, организованную в 2000 году в Иванове, Алексей Александрович поехать уже не смог — помешало плохое самочувствие.
- Хотя хотелось побывать. Для меня эти встречи были всегда очень важны, — сознаётся мужчина. Бережно хранятся в доме сложенные аккуратно пачки писем. 

Письма земляка Пермякова Виталия Федоровича лежат отдельно — они оба родом из деревни Бызово. Сейчас в Нижнем Новгороде живёт Виталий Федорович. Написанные на нескольких листах бисерным мелким почерком, содержат письма воспоминания о деревенском детстве, отображение дел сегодняшних и непременные рассказы о военных годах и испытаниях.

Вохма. Июнь 1983. Ветераны Отечественной

«Дорогие друзья! Хочу сообщить о первых юношеских испытаниях в начальный период войны. В августе 1941 года мы — пятеро человек с Бызова - направлены были на оборонные работы. Так я в первый раз увидел товарные вагоны и железную дорогу, по которой мы ехали ближе к фронту. Поздно вечером нас высадили из вагонов на каком-то разъезде и отвели для ночлега лесной массив. Я ночевал в лесу впервые в жизни. Было сыро и прохладно, спать почти не пришлось. Постоянно в воздухе шёл гул самолетов, освещали небо прожектора, выискивая цели для зенитчиков. Тогда я ещё не догадывался о назначении прожекторных лучей — воспринял их за непонятное оружие… 

После того как прибыли на место, пошли утром на работу. Предстояло за селом два озера соединить противотанковым рвом не менее двух километров длиной. Глубина рва — около трёх метров, ширина поверху семь метров и ширина дна три метра. Предстояло, кроме рва построить окопы, дзоты, ходы сообщения и стрелковые ячейки. Этот укрепительный район возводили в течение месяца. К концу работ у меня изорвались сапоги, верёвками привязывал подошву. 
С тех пор прошло шестьдесят семь лет, а мне помнятся все подробности начала нашего взросления в тот период войны». 

Виталий Федорович в письме подробно описывает данный этап жизни, где приходилось работать, как до дома добирались, делится своими чувствами и переживаниями с земляком. Особые люди — военное поколение. Такой сплочённости, участия в жизни людей, сопереживания, не встретишь больше нигде. Стеной друг за друга — однополчане одной огромной страны.
©