•  Информационно-новостной портал
  •  
 
03.04.2013 19:11

Вохма. Крымовы

Четвёртое января нынешнего года Костромская общественная региональная организация «Дети войны» и администрация Костромской области заключили соглашение на пять лет. Предметом соглашения становится объединение усилий сторон для защиты жизненно важных интересов и прав «детей войны», для совершенствования досуга и улучшения их благосостояния. Для данной категории граждан предусматривается дополнительная правовая и медицинская помощь, приглашение на концерты и выставки, тимуровская опёка, проведение в школах классных часов с рассказами о войне. Соглашение не предусматривает финансовых выплат.
 
В Костромской области под категорию «дети войны» подпадают восемьдесят тысяч человек, родившиеся с 04.09.1927 года по 03.09.1945 года. Семья Арнольда Васильевича и Антонины Никифоровны Крымовых входит в их число. Супруги оба 1941 года рождения. Отца Антонина Никифоровна не помнит. Он возвратился с войны в 1942 году, долго и тяжело болел и рано умер. Пятеро детей осталось у матери, Антонина — младшая. Тяжёлая ежедневная работа на колхозных полях. А дома встречают голодные глаза ребятишек. Потому старалась по дороге собрать хоть немного колосков, упавших на землю.
 
- Помнится, как пришли к нам проверяющие, и вытащили из подполья чугун с запаренным зерном, — повествует Антонина Никифоровна. — От него пахло так аппетитно, что дух захватывало. Чугунок забрали, а вместе с ним маму и брата, который был поставлен охранять поле от сборщиков колосков. Мать из заключения не вернулась.
На попечении старшего брата остались младшие ребятишки, но он прокормить их не мог и отправил в Петропавловский детский дом. Там окончил шесть классов брат Гена и поступил в ремесленное училище, после шести классов сестру Тоню перевели в Пыщуг, а позднее в Вохму

- Когда покидали Петропавловский детский дом, плакали, — вспоминает собеседница. — Там мы жили, как дома, все тропинки знали. Разрешали ходить в лес за грибами и ягодами. Даже давали норму, сколько надо насобирать стаканов ягод. Воспитательница одних только на речку не отпускала. В Вохме начала учиться с восьмого класса и там же школу окончила. С девочками сдружилась быстро. В комнате нас проживало пятнадцать человек, со всеми до сих пор общаемся, хоть и разъехались по разным местам. Последняя встреча была шестое августа, был пятидесятилетний юбилей со времени окончания школы. 

- Как одевали, кормили, какие были тетради и учебники? — интересуюсь у собеседницы.
- Детство у меня было хорошее. Голода не знала, кормили вдоволь, сажали сами огород, за грядками ухаживали. Делать умели всё, вот только не научилась готовить к окончанию школы, всё на казённой еде. Одежда тоже была хорошая, другие ребята завидовали даже, что у нас есть резиновые сапоги, пальто. Мы рассматриваем фотографии. Девочек из детдома можно отличить сразу — все в одинаковых платьях. Но лица улыбающиеся, счастливые. 

- Уроки делали первое время при лучине, затем при свечах, электрического освещения ещё не было, но учебниками и тетрадями нас обеспечивали, — рассказывает пожилая женщина.
Молодая девушка после окончания школы поступила в Галичское культпросветучилище.
- Вспоминаю, как купила себе первый раз ботинки 39 размера, домой принесла, стала мерить, а носки заворачиваются. Хозяйка, у которой квартировала, спрашивает: «Разве ты носишь такой размер?». А я ещё в то время и не представляла, что обувь необходимо покупать по размеру. 

После окончания училища по распределению попала работать в Макарьевский район. В посёлке Горчуха и повстречалась с Арнольдом Васильевичем. Молодой техник-технолог приехал из Ивановской области на лесозаготовки.
Вспоминая военное детство, он повествует: 

- Помню, как во время войны мать пахала поля на быках, а я ходил сзади с кнутиком, подгонял. Улягутся быки посреди поля, мать поднять их не может, плачет, норму надо выполнять. Отец воевал с первого до последнего дня на Северном флоте. Когда отправлялся на войну, наказывал матери, если сын родится, назови Арнольдом. Не знаю, откуда такое редкое имя услышал, но наказ мать выполнила. Смутно помню, как вернулся он с фронта с медалями. После той встречи молодых людей пролетело уже сорок шесть лет, которые прожили они дружно, в согласии. 
 
Воспитали двоих детей и смогли дать им высшее образование. Впоследствии Антонина Никифоровна стала работать педагогом, вела в детских садах музыкальные занятия, до сих пор не расстаётся с баяном.
Активистка по жизни, в хоре ветеранов поёт тринадцать лет, посещает клуб «Беседа», работающий при районной библиотеке. Весну ветераны встречают с заботами о внуках, которым нравится приходить и приезжать к бабушке и дедушке, о посадках в огороде, на окнах уже зеленеет рассада, с новыми жизненными планами и хорошим настроением.
©