•  Информационно-новостной портал
  •  
 
10.05.2012 17:06

Анатолий Иванович Фатиев

Участник Великой Отечественной войны Анатолий Иванович Фатиев родился в деревне Конышата, работал в колхозе. 5 января 1943 года получил повестку из военкомата. Для семьи это не было неожиданностью, знали, что отправят на фронт. Мать благословила Анатолия, дала ему маленькую иконку. А на следующий день он был в Вохме, далее дорога в Шабалино, в учебную часть в Вологодской области.
Учили обращаться со стрелковым оружием, изучал устройство винтовки, автомата, пулемета и противотанкового ружья. Готовили воевать в пехоте. Но когда Анатолия Ивановича перебросили в составе отдельного батальона №318 в Архангельскую область, ему пришлось стать подносчиком снарядов к зенитному орудию. Зенитчики охраняли важные объекты и военный завод от налетов немецких бомбардировщиков.
- Бывало, за день переносишь столько снарядов, - говорит Анатолий Иванович, - что вечером рука не поднимает ложку. Зато и немцам доставалось, в один день сбили пять самолетов.
Затем воевал в Польше и с боями Анатолий Иванович дошел до р. Одер, что в Германии.
- В нашей роте были земляки, - вспоминает фронтовик. - Цымляков и Скрябин были родом из села Спас. Находили время для общения, вспоминали довоенную жизнь. Имена их я уже не помню, но знаю, что после войны они вернулись домой.
Анатолий Иванович рассказал, что самой страшной была переправа через Одер. Считает себя везучим человеком: смерть обходила его стороной, а сколько товарищей утонуло во время переправы от взрывов немецких мин, снарядов, бомб. Когда высадились на берег, бой был жестокий, чтобы удержаться на захваченном плацдарме. Сверху сыпались бомбы, навстречу шла пехота с танками. Зенитные орудия были установлены для стрельбы прямой наводкой по немецким танкам.
- Накалялись стволы орудий, - рассказывает Анатолий Иванович. – Через 120 выстрелов их приходилось менять, обжигали руки. Рядом батарея вела огонь по самолетам. Видел, как на парашютах спускались немецкие летчики, брали их в плен. Это было уже в конце войны. Свои позиции тогда с большими потерями мы отстояли. Когда до Берлина оставалось 60 километров, в одном из боев меня сильно контузило. Бомба разорвалась метрах в десяти. Взрывной волной отбросило, угодил в воронку, засыпало землей. Спасибо командиру орудия, откопал, вытащил меня. Снова стреляли по танкам, хоть и оглох, снаряды подносил к орудию. Орудия были мощные, от прямых попаданий сносило башни у танков. За тот бой меня представили к медали «За отвагу», но так награду и не получил, наверное, в суматохе затерялись документы.
После окончания войны Анатолий Иванович вернулся домой, трудился в колхозе бригадиром, трактористом. Был передовиком. Работал так же, как и воевал, о чем говорят многочисленные грамоты.
С. МУХИН. Фото автора.
©