•  Информационно-новостной портал
  •  
 
10.05.2012 17:05

Фото из архива М.Т.Останиной (1940 год)

Нынешним детям войны далеко за семьдесят. Но память хранит воспоминания о трудных военных годах, голодном детстве, тяжелом труде.
Начало Великой Отечественной войны Мария Трофимовна Останина – уроженка станции Уста Уренского района Горьковской области - помнит плохо, тогда ей не было и трех лет. А вот конец войны и первые послевоенные годы запомнились отчетливо. Отец вернулся с фронта осенью 1945 года. Он дошел до Берлина, освобождал Венгрию и Чехословакию, Польшу и Румынию. Грудь героя украшали многочисленные ордена и медали. Героический подвиг совершали и в тылу. Дедушка и мать трудились на железной дороге, готовили поезда к отправке, ремонтировали рельсы, разгружали уголь и дрова. Через станцию шли пассажирские и медицинские эшелоны. Бесконечным потоком военные поезда спешили на фронт. Дедушка тяжело заболел и умер, не дожив до Победы. От непосильного труда мать тоже тяжело заболела и смогла поправиться спустя десятилетие.
Воспитанием маленькой Маши занималась бабушка. В школу девочка пошла подготовленной, умеющей читать и писать. Бабушка шила кукол. Одна из них долго хранилась у Марии.
В конце войны рядом со станцией был организован госпиталь для пленных немцев. Это несколько больших каменных зданий, обнесенных колючей проволокой и вспаханной землей. Госпиталь хорошо охранялся. Но побеги пленных, которых вывозили на разные работы, случались постоянно. Их ловили даже в соседних районах и возвращали обратно.
- Среди пленных немцев было много специалистов – музыкантов, художников, врачей, - рассказывает Мария Трофимовна. – Однажды я сильно покалечила ногу. Мамин брат, работавший вахтером в госпитале, достал пропуск, и меня повели к немецкому врачу. Он тщательно осмотрел мою травму, через переводчика назначил лечение.
- Хорошо помню, как один немец работал возчиком воды и доставлял ее во все дома. Другие работали в лесу. Их охраняли русские солдаты. Помню немецкую форму, сапоги и башмаки на толстой подошве.
Через некоторое время госпиталя не стало. Одно из зданий отдали под начальную школу. Но и оно долгое время вселяло страх маленьким жителям станции.
Остались и немецкие захоронения.
- Несколько лет назад, когда я побывала на своей малой родине, увидела облагороженное место, где в конце 40-х годов двадцатого века, были похоронены пленные. Жители села рассказали, что приезжали родственники из Германии, прибрали кладбище и поставили большой черный крест.
Сейчас это место является горьким напоминанием о военных и послевоенных годах.
И.МИГУТИНА. Фото из архива М.Т.Останиной (1940 год)
©