•  Информационно-новостной портал
  •  
 
20.12.2013 20:04

Вохма.

Семеро моих ближайших родственников в той или иной степени прошли через горнило Великой Отечественной войны. Дед И.И. Смердов (1890 - 1955), участник Первой мировой войны, был мобилизован на окопные работы. 
 
Хватило ее и на всех сыновей: Г.И. Смердова (1920 - 1990), В.И. Смердова (1924 - 1999), А.И. Смердова (1926 -1980). 

Глеб Иванович, будучи в кадровых войсках, воевал с первых дней, встретил Победу на острове Рюген в Германии. Все три дяди по матери прошли через фронт: А.Ф. Князев (1909 -1996), В.Ф. Князев (1918 -1941), Б.Ф.Князев (1923-2007). 

Авдей Федорович до конца своих дней носил в теле осколки немецких мин. Домой в послевоенные годы вернулись все, кроме Василия Федоровича. И это редчайший случай, выбивало воинов семьями. 

Через многие невзгоды военных лет прошли женщины, тыловые труженицы-колхозницы: бабушка А.М.Князева, ее дочери А.Ф. Смердова, В.Ф. Надыкто, Г.Ф. Хомякова, Т.Ф. Герасимова. Первый муж Агафьи Федоровны погиб в начале 1942 года под Ленинградом, оставив молодой вдовой с восьмимесячной дочкой. Сейчас здравствуют лишь младшие: Галина Федоровна (1926 г.р.) в республике Казахстан и Тамара Федоровна (1929 г.р.) в деревне Чучино. 

На действительную военную службу В.Ф. Князев был призван весной 1941 года. Витало уже тогда что-то грозное, щемящее и беспощадное. 

Провожавшему младшему брату сказал: - А воевать придется.
Получили родные несколько писем с Украины, где довелось служить. В последнем, июньском, сообщил: - Начались учения, писем от меня может долго не быть... И все! В июне и грянула война. Жесточайшие ее первые дни и месяцы сразу смяли миллионы человеческих жизней. 

«Пропал без вести». Эти безысходные извещения все равно оставляли хоть какую-то надежду. Пережила бабушка сына на двадцать лет и до последнего вздоха помнила и ждала.
А был он ребенком непослушным, на удивление семье и соседям. Не как ее другие семеро детей, наособицу - упрямый и себе на уме, не признающий никаких авторитетов. Вырос в голубоглазого и стройного парня с двумя отличительными ямочками на подбородке. Писал грамотно, но с левым наклоном букв. По всему - с твердым характером и своеобразная натура. Любую крестьянскую работу знал и делал мастерски. Перед армией работал продавцом. 
 
Весьма не обделен был девичьим вниманием, успев перед самым призывом жениться. Ждала Василия Лидия всю войну и даже потом, вновь выйдя замуж, собирала по родне хоть какие-то его письма и фотографии.
Одна из ее сестер, жившая в Украине, в начале девяностых годов, когда рассекречивали многое, увидела по телевидению материалы журналистского расследования из начального периода войны о судьбе одной из советских спецгрупп. Небольшой отряд выполнял какое-то особо секретное и важное задание в тылах наступающих немецких войск. К своим живыми вышли из них несколько человек. По приказу свыше их негласно расстреляли, чтобы тайна не разглашалась. 

Журналист представлял копии документов, фотографии, некоторые биографические данные погибших. В одном из них она и узнала зятя: все сходилось - лицо, фамилия, имя и отчество, место призыва. В той суровой войне и времени могло быть и это. А было ли на самом деле так именно с Василием, судить трудно, полагаясь на журналистский сюжет, память и слова старой женщины.
У погибших не спросишь, где и как довелось сложить голову, остается о них только помнить и чтить. Мы, потомки, обязаны знать их имена, были ли они героями или рядовыми солдатами, тружениками войны. 

Из справки военного архива по запросу Вохомского РВК: «Князев Василий Федорович, 1918 г.р., д. Зайчата Хорошевского с\с, Вохомского р-на, Вологодской области призван в апреле 1941 года Вохомским РВК. Звание - красноармеец. Должность - стрелок. Пропал без вести в сентябре 1941 года у г. Черкассы Украинской ССР».
Прямых потомков наш безвестный солдат не оставил, но гены - субстанция упрямо передающаяся в поколениях. Один из моих двоюродных братьев лицом и статью сильно напоминает дядю и теперь уже более чем вдвое старше его.
А. Смердов.