•  Информационно-новостной портал
  •  
 
Твердыня земли Вохомской.
15.11.2013 09:30

Средневековая Европа перед нами восстаёт своим великолепным рыцарством, прекрасными сказками, кровавыми битвами, крестовыми походами. Старый Свет, он и в наше время хранит остатки минувшей эпохи - замки феодалов. Зубчатые, высокие стены и башни, надо рвом подъёмный мост, донжон – главная башня. Всё это, смешавшись с легендами, ежегодно к себе привлекает толпы туристов из различных стран мира. Но немного кому известно, что похожие крепости в ту же эпоху истории существовали и в нашей земле.

Земли в Европе во время феодальных войн защищались при помощи построенных в нужных местах крепостей. Система крепостей так же существовала и в нашей местности. Каждый из этих городков располагался вблизи от устьев рек, по руслам которых проходили торгово-хозяйственные пути вблизи слияния рек Вочь и Вохма был расположен Спасский городок, вблизи слияния Юга и Кичменги - Кичменгский, Никольско-Утмановский – в месте слияния Юга и Енталы, Подосиновец – вблизи слияния Юга и Кичуга. Все они, в случае военных действий запирали пути, здесь было можно отсидеться за стенами, перезимовать, обменять или продать товар. Колонизация всего края начиналась от этих передовых постов русской цивилизации.

Но так ли была необходима в нашей местности крепость? Вот что пишет по этому вопросу священник А. Глубоковский – «Жителям, конечно, не было нужды возводить целую крепость и держать её в постоянной исправности: вероятно, им были известны неизменные их враги, периодически появлявшиеся у них для грабежей». Кто же этим постоянным врагом был? Как складывалась в ту эпоху военно-политическая обстановка?

С 1217 года по 1489 - в течение 172 лет - в нашем регионе - а именно,

на границах территорий современных Кировской, Костромской, Вологодской и Нижегородской областей случилось более десяти крупных военных походов, которые упоминаются в исторических источниках. Причём явного военного превосходства у ростовских, а позже и у московского князя не было, вплотную до конца пятнадцатого века, до периода абсолютного покорения Вятской земли.

В 1217 году камскими булгарами был взят Великий Устюг, а земли, к Устюгу прилегающие, грабились в 1219 – 1221 годах булгарами, в 1222 году - норвежцами, в 1392 году - ушкуйниками, в 1446-1468 годах - казанскими татарами, наконец, в 1466, 1486 и 1487 году вятчанами. Ответные походы на вятичей, казанских татар, булгар происходили в 1220, 1457 и 1467 году, а также в 1469, 1485 и в 1489 годах.

Это всё позволяет сделать вывод – местность наша была Пограничьем, за речным водоразделом на восток, юго-восток и юг располагались враждебные нам Черемиса, Казанское ханство, Вятская земля.

«Особенная» Вятская земля, сформированная в 1174 году … жителями Новгородской области, она просуществовала в течение 278 лет независимой, соблюдая обычаи новгородские, повинуясь духовенству и избираемым сановникам. Отношения их с новгородцами оставались враждебными, потому что новгородцы от времени до времени хлыновским поселенцам старались делать зло, именовали их своими рабами, беглецами и не могли того простить, что жить они хотели независимо. Естественно поэтому, что в долгу вятчане не оставались, нападая на устюжские земли постоянно.

Вот что московский митрополит писал вятчанам – «Именем Христианским называетесь вы, а живёте хуже нечестивых, обижаете святую церковь; разоряете старые законы церковные, грубите государю великому князю и пристаёте издавна к его недругам, соединяетесь с поганством, да и одни, беспрестанно воюете отчину великого князя сами собою, губите христианство, разоряете церкви, а за свою грубость челом государю не бьёте…»

Вятчане в 1485 году отступили от великого князя. Ю. Шестак–Кутузов, воевода, вошёл со многою силою в Вятскую землю, умирился с ними и возвратился.

Вятчане в 1486 году напали на Великий Устюг, взять город не смогли, но разграбили три волости и сумели от погони уйти, хотя в погоню за ними устюжане ходили. Вскоре вятчане учинили ещё раз на устюжские земли «изгон» на судах. В 1488 году войска великого князя воеводы лагерем стояли на Устюге, стерегли от вятчан устюжские земли, а сила с ними была вожане, каргопольцы, двиняне, а стояли до осени.

В 1489 году послал Иван Васильевич великий князь всея Руси свою рать на Вятку за их неисправление, князя Щеня Данила Васильевича да Морозова Григория Васильевича и иных воевод с большою силою и было на Вятке силы великого князя шестьдесят и четыре тысячи. Город Хлынов, столица Вятской земли, был взят 16 августа 1489 года, «коромольники и изменники» схвачены и отправлены в Москву. Стали писаться вятчане слугами великому князю.

И казанцы не отставали от вятчан. Весна 1446 года - татарове, напавшие на Устюг пошли по Югу вверх да на Ветлугу, и плыли вверх на плотах по Ветлуге, но утонули в полоех. Из отборного отряда казанцев в семьсот человек (ханская дружина – весь царёв двор) в Казань вышло сорок человек, иные потонули в реке Ветлуге. Осенью 1467 года явились казанцы под Галичем, но добычу получили скудную. Счастливее были дети боярские московские, которые зимою шестого декабря 1467 года выступили из Галича в Черемисскую землю. В сильную стужу, целый месяц, шли они лесами без дороги. Шестое января 1467 года к черемисам вошли и выжгли дотла всю землю их, людей перебили, взяли в плен других, иных сожгли, всё их имение побрали, скот, которого с собой увести нельзя было, перебили, за один день пути только до Казани не дошли и возвратились все поздорову. Муромцы и нижегородцы в то же время по Волге воевали. Казанцы отомстили нападением на верхнюю часть реки Юга, где Кичменгский городок сожгли (городок Кичменгу), потом воевали две костромские волости. Князь Стрига–Оболенский догнать их не мог. Счастливее был князь Холмской Данило, которому разбить удалось татар, разорявших Муромскую волость (в январе – феврале 1468 года). В самом начале 1478 года ходили казанцы под Вятку, сам Ибрагим, много взял пленных по сёлам, но не взял ни одного города и под Вяткою много потерял своих татар. Стоявши от начала Масленицы до четвёртой недели поста, хан было и на Устюг пошёл, но был задержан разлившейся рекою Моломой.

Казанцы осенью 1548 года напали на Галицкую волость под головой Арака богатыря, но наместник костромской Яковлев наголову их поразил и Арака убил.

Для обороны от непрестанных набегов такого важного хозяйственного и торгового пути на Волгу с Устюга, какими были реки Ветлуга, Вохма, Юг, по свидетельству Глубоковского, создана была целая система крепостей, или расположенных на этих реках укрепленных городков. Упоминаются – Кичменгский городок в Вологодской области, городок в селе Спас Костромской области, городок на сотню вёрст ниже от села Спас на реке Ветлуге (около села Черновское Кировской области). Так же по реке Югу городки были расположены при Михайло-Архангельской Утмановской церкви, возле Подосиновца при Городецкой церкви и ещё один – ближе к слиянию Юга с Сухоной ниже по течению в шолгских приходах (село Шолга Вологодской области).

Что из себя представлял городок в селе Спас? При поисках ответа на этот вопрос мы можем опираться, прежде всего, на археологические данные, сохранившиеся исторические свидетельства.

Вохма. История села Спас

Проведенные на территории городища в селе Спас археологические раскопки показали, что городок основали в двенадцатом веке, и он был не просто укреплённым центром, а торгово-ремесленным поселением, осуществляющим функции военно-оборонительного свойства. Городок имел торговые связи с другими древнерусскими городами, народами Прикамья и Золотой Ордой. Городок держал под контролем торговые связи между Волжским и Сухоно-Вычегодским торговыми путями (Городище-городок. С. Алексеев). Других достоверных данных о присутствии на территории района более древних русских поселений, пока нет. Поэтому городок в селе Спас можно считать собственно первым русским поселением, относящимся к территории нашего Вохомского района, откуда и пошло заселение всего нашего края.

Городок, в случае военных действий выступал бы в качестве серьёзной угрозы для врага, так как располагался на острове. С восточной, юго-восточной и северной сторон ранее река Вохма омывала остров. Это видно по заросшему, старому руслу реки. Русло реки Вохма находится с западной стороны. Несколько столетий назад общая площадь острова была значительно больше, поскольку река Вохма с западной стороны постоянно размывает остров, где и располагался городок. Об этом написал еще около сотни лет назад священнослужитель А. Глубоковский. По археологическим данным современные размеры городища -160 длина и 20-40 метров ширина (соответственно его площадь составит около 0,5 гектара), останец возвышался над урезом воды реки Вохма около пяти метров и на три метра выше уровня старицы. С южного края городища сохранились остатки земляного вала, возвышавшегося над современным уровнем городища на один метр. Несомненно, что ранее вал имел высоту большую, чем сейчас, а уровни воды в реке и старице ранее также были одинаковы, поскольку между собой сообщались ещё в девятнадцатом веке. Следовательно, вершина вала высилась над урезом воды на шесть-восемь метров. Если к этому прибавить высоту рубленых стен, а позднее – острога (минимум три метра), то перед противником возникало крепостное сооружение высотой около девяти-десяти метров от уровня воды. До девятнадцатого столетия, по свидетельству Глубоковского, сохранялись остатки моста, которым соединялся городок с коренным берегом. По своему типу городище приближается к островному, поскольку дополнительно защищалось водными естественными препятствиями – старицей и рекой. Крепости подобного типа считаются для обороны самыми надёжными. Место расположения стариц и русла реки Вохма в районе городища, позволяют предполагать, что остров, на котором городок находился, искусственного происхождения, создан волей древних строителей. Для этого было необходимо прокопать небольшую канаву, или ров в нужном месте и основное русло реки запрудить. После этого вода самостоятельно проложит себе русло в новом месте. У людей, всюду по рекам строивших водяные мельницы, был необходимый опыт для этого.

Представим себя в роли древних строителей городка. Главным моментом является удачно выбранное место для укрепления. Нужен был мыс реки или остров, который не затопляется в период самого сильного половодья. Очередной задачей является строительство на этом месте укрепления. Скорее всего, сначала был выстроен частокол из заостренных в верхней части брёвен высотой около трёх-четырёх метров. Позднее стены городка сделали рублеными, то есть они состояли из срубов-клетей (Писец Вышеславцев – «Городок на реке Вохме в Вохомской волости был рублен, а ныне острог поставлен стоячий, шесть пищалей ручных, да шесть пищалей затинных, да сто пятьдесят железных ядер, да свинцу три слитка, да зелья пять фунтов, да двадцать стрел»). Нет, к сожалению, археологических данных о наличии в городке башен. Несомненно, что в далёком от нашего времени, тревожном тринадцатом столетии, оборудована была крепость надвратной башней и подъёмным мостом. По данным археологических раскопок имелись в укреплении усадьбы, ограниченные частоколами, присутствовало ремесленное производство (гончарное, косторезное).

Очень щепетильны были наши предки в вопросах веры. Надо где-то справлять службы, умерших жителей отпевать, крестить новорожденных, молодых венчать. Поэтому после постройки укрепления одной из главных задач являлось строительство, сначала часовни, а затем и церкви. Это культовое сооружение для удобства располагалось внутри укрепления. Помимо этого церковь исполняла функцию донжона, или центральной башни замка. « По воспоминаниям старых людей, которые запомнили ещё церковь в городке, она кругом себя имела крытую галерею или ход, который устроен был может быть, для цели последней защиты укрывшихся в церкви» - Глубоковский А.– О Вохомском Спасо-Преображенском сельском «городке», Никольского уезда.

В книге Вышеславцева Н. от 1626 года говорится, что в селе Спас в те времена находилось две церкви – церковь Спасо – Преображения – на погосте, тёплая, деревянный верх, да церковь Страстотерпца великомученика Георгия – в городке деревянная, холодная. Позднее, при запустении городка, в церкви Преображения Господа Бога и Спаса нашего устроен был придельный храм в честь Святого Георгия. Какая же более древняя из названных церквей? Более древней будет церковь, устроенная на территории оборонительного городка. Своей соседки она старше на несколько столетий. Церкви были выстроены по окончанию важных военных событий. В обоих случаях местные жители благодаря помощи свыше одержали победу. Вера в чудо, в одоление врагов с божественной помощью уходит у русского народа корнями в языческие времена. Битва представлялся не только как противоборство и столкновение, но и как Суд Божий. В случае, если ты защищаешь Правду, праведен, то Бог тебе даёт победу над врагами.

Именно по этой причине Александр Невский, сам к лику святых причисленный, говорит – «Бог не в силе, а в Правде», именно поэтому в государстве Российском до времён Екатерины имели место судные поединки, - дикость с европейской точки зрения.

Пращуры свои победы объясняли помощью святых, либо самого Господа. Стремились воздать ему честь сооружённой церковью или храмом, часовней. Возникали при этом местные церковные обряды, праздники, обычаи. Среди жителей села Спас в девятнадцатом веке бытовал обряд – ежегодно на 23 апреля жители выходили с иконами и крестным ходом из церкви на берегу и направлялись в городок, проводился молебен и водоосвящение. По свидетельству священника Глубоковского А. (Вохомская правда от 20.09.1990 года. - Нечто о «городке»), с древнейших времён существовал данный обычай, в память о чуде, совершённом Святым Георгием – в самую тяжёлую для осаждённых минуту, грабители устрашены были видением Св. Георгия, проезжавшего на белом коне по зубцам острога; в правой его руке было копьё, которым он врагам угрожал. Осаждающие устрашены были и поражены слепотой.

Существовал и в вятской земле сходный обряд - по подтверждению Карамзина, память о битвах с коренным населением при колонизации края длительное время сохранялась в церковных торжественных обрядах: из села Волкова два раза в год с образом Святого Георгия в Вятку носили железные стрелы, каковые были оружием вотяков и чуди и напоминали победу россиян.

Это всё свидетельствует, что произошло нападение на городок, враги были побеждены. Следует обратить внимание на обряд водоосвящения. Стало быть, спасение людям, обороняющимся в городке, принесла вода. Налёт на крепость пришёлся на весну, так как на апрель приходится празднование избавления от врагов. Весной же произошёл двукратный набег казанских татар, а также один из набегов неуёмных вятчан. Кто из них налетал на городок? И те и другие нападали на укрепление. Поскольку миновать они его не могли никак. Наиболее точные сведения о времени строительства церкви в городке, а следовательно, о датировке произошедшего события способна дать только археология.

Жизнь городища, по археологическим данным, затухает с конца семнадцатого века, в связи с отсутствием возникновения опасности грабительских и военных набегов, а также в связи с расширением села Спас на верхнюю часть реки Вохма.

Из всего написанного сделать можно следующие выводы.

1. Ранее село Спас называлось Георгиевским, по имени церкви в городке.
2. Легенда о чуде, приведённая священником А. Глубоковским, совершённом Святым Георгием, относится к временам более древним. К тем, когда крепость подверглась нападению недруга. Налицо срастание более стародавнего сказания о чуде, совершённом Святым Георгием, с более молодым – легендой о «Вохме – золотое дно».
3. В наших краях в двенадцатом столетии, ещё до времён нашествия Батыя, создана была крепость, просуществовавшая несколько веков. По своим конструктивным особенностям эта твердыня аналогична средневековым замкам Европы. И тут и там – ров, стены, вал, как важнейшие элементы конструкции крепости. Роль главной башни – донжона – брала на себя церковь внутри укрепления. Отличительной особенностью нашей крепости было то, что она создавалась не из камня, а из дерева. Её делало практически неприступной расположение на острове. Это подтверждается легендой о, совершённом Святым Георгием чуде, отсутствием археологических данных об уничтожении городка. Нет предания и о взятии городка врагом.

В нынешнее время на местах, где в древние времена располагались обе церкви, там, где предки наши несколько столетий с молитвой обращались к Господу в радости и горе, находятся пустыри, заросшие сорняком. Сам городок, памятник храбрости, которому более 770 лет, каждую весну подвергается размыванию рекой Вохмой. Речь ведётся об археологическом памятнике, основа которому положена в двенадцатом столетии, первом поселении русских людей на территории нашего Вохомского района. В Костромской области аналогичных исторических памятников очень немного. Если в ближайшие годы не принять мер против размытия городка вешней водой, то будет потеряно то немногое, что осталось к сегодняшнему дню от городка. Не просто свою историю потеряем, но и своё лицо, потому как не выполним всего, что есть в наших силах.

2009 год. Ф. А. Дворецкий