•  Информационно-новостной портал
  •  
 
29.03.2014 20:32
Вохма
Вохма. Аверкиев Николай Павлович.
Рядом с нами живет немало людей, которые десятилетия подряд трудились на благо земли родной.

Вохма. Аверкиев Николай Павлович.

Вдали от шума городского.
Сегодня редко можно услышать о прошлом нашем доброе слово. А напрасно. Рядом с нами живет немало людей, которые десятилетия подряд, каждый на своем месте, трудились на благо земли родной. Не бросались словами, не били себя в грудь — нет, не этим доказывали свою преданность родному краю, а просто, ради его благополучия, добросовестно исполняли свое дело. А порой делали невозможное.

Он из «золотого фонда».

Золотой фонд села» — величали тогда в центральной прессе руководителей колхозов и совхозов. На практике, конечно, в председательском корпусе не у всех и всё блистало. Но, тем более, и подбор был строг, и было из кого выбрать, и положение руководителя обязывало ко многому. 

Вот один из когорты той, действительно «золотого фонда» — Николай Павлович Аверкиев. Родился в деревне Фетисёнки Лапшинского сельсовета в 1930 году в многодетной семье. Практический трудовой стаж начался с десятилетнего возраста. Образование среднее специальное, техник-механик. Работал двадцать два года председателем колхоза «Большевик» Вохомского района с марта 1970 до мая 1992 года. Удостоен шести медалей, в том числе, будучи механизатором — «За трудовое отличие», а когда был руководителем — медалью «За преобразование Нечерноземья РСФСР» и орденом Дружбы народов. 

Хозяйство принял в состоянии неприглядном, с полуразвалившимися производственными объектами, направление в то время было льно-животноводческое. Основных средств числилось на сумму 516 тысяч рублей. Имелось 215 голов коров со средней продуктивностью чуть выше 1500 кг. Через десять лет обрабатывалось 1957 га пашни, сеяли более 1000 га зерновых, а льна, от которого получали ежегодно приличную прибыль — 145 га. Впятеро больше стало основных средств. Единственный в районе из председателей, даже с многолетним стажем, оставался верен этой беспокойной работе и хозяйству, отдав два года и после выхода на пенсию. Оставил хозяйство с крепкими кадрами и мощным производственным потенциалом, хотя времена настали уже не из лучших. Почти на 7 миллионов рублей основных средств. Трудоспособных — 136 человек. Обрабатывался каждый гектар наличествующей пашни. Поголовье коров — 355 голов, со средней продуктивностью 2257 кг молока. Уровень рентабельности был почти пятьдесят процентов. 

- Отец умер перед войной, — рассказывает Николай Павлович. — У матери нас осталось четверо без кормильца, старший я, десятилетний. Пошел и хлеб молотить и лен теребить, и навоз возить. В сорок втором закончил четвертый класс и образование — тоже. Везде за взрослого стал. Голодно нам жилось. Удалось в сорок пятом устроиться конюхом в Семеновскую МТС и на курсы трактористов. До того, пока шестнадцати не исполнилось, работал прицепщиком. После трёхгодичной службы в армии в армии, устроился помощником бригадира тракторной бригады в Вохомскую МТС. Там на годичные курсы послали, и стал тогда бригадиром, так и в село Покров, в свой колхоз перебрался после расформирования МТС, а затем поставили механиком. Уже женатым доучился в вечерней школе и Шарьинский техникум закончил заочно. С должности механика и выбрали председателем. 

Решение народа, прочно и давно знавшего Николая Павловича, было безошибочным. Не могло и быть иначе — не одно десятилетие на виду был вместе и со всеми. Зная его напористость и исключительную работоспособность, верили: из разрухи вырулит, захиреть не даст, сам на износ пойдет, но и других заставит крутиться, да и эта земля — его единственная и родная, на сторону не уйдет.
Так и вышло. С места — в карьер! Скотные дворы еле живы были, ни гаражей, ни тока, ни складов, ни квартир, даже контора приютилась в развалюхе. Школа была лишь начальная, а в ней училось три ученика, о состоянии дорог и сказать нечего. Сумел в первый же год пустить долгострой — в деревне Сенюченки ферму на сотню голов, а чтобы доярок привлечь — четыре одноквартирных дома построил.

Сельский зодчий.

В сельском хозяйстве строительный бум закипел с начала семидесятых годов. Государство активно участвовало в этом и поддерживало через все сферы финансирования, особенно через соцстрах. Не отставал и колхоз «Большевик» нашего района, находя поддержку в области, всемерную помощь и содействие в районных структурах. Расторопные руководители колхозов и совхозов многое успевали, не ждали указов сверху, и таких большинство было, но Николай Павлович особо выделялся. Три специалиста техника-строителя в хозяйстве работало, 5 — 6 строительных бригад ежегодно. Проектно-сметную документацию институты не успевали подготовить, и многое сами решали и додумывали. И так бывало, что изобретенные в кабинетах проекты брались под сомнение. После внимательного изучения вносили свои практические и продуманные коррективы. И, как показало время, правы оказались, но тогда, для того, чтобы и нужное доказать, и такой объект сдать, надо было тоже пролезть в игольное ушко. А сколько требовалось различных материалов, особенно гравия, кирпича, никаких фондов не хватало. 

Все это где-то надо было достать, пробить, со многими договориться и согласовать, завезти. Ездил Николай Павлович обязательно предварительно посмотреть в другие районы и области, прежде чем задуманное осуществлять. Ну, а уж если решал — не отступал, доказывал, требовал, просил в кабинетах начальства различных инстанций. Отмахиваться от него бесполезно было. Так и говорили, что если не пустят в дверь, то пролезет в окно. Пилорама колхозная не успевала, непрерывно работая, пиломатериалом обеспечивать, леса требовалось уйма. И другие местные материалы использовали, даже собирали камни с полей для фундаментов. 

Огромный производственный потенциал колхоза «Большевик» заложен при нём и надолго. Построены две фермы на двести голов и одна на сто, два телятника на 100 и два на 200 голов. Первым в Вохомском районе стал строить навесы под сено, внедрял загонную пастьбу коров с содержанием их в летнее время под навесами. Возведены: склад ГСМ и гаражи, мастерская. Решена была и проблема доработки зерна. Построен мощный механизированный комплекс с польской сушилкой и комплексом высокопроизводительных зерноочистительных машин, а также пункт сушки льновороха. К ним — склады для хранения зерна, а также для размещения минеральных удобрений. 

- Хотелось, чтобы людям жилось не хуже, чем в городе, — говорит Николай Павлович. — Около 100 квартир удалось построить в селе Покров, еще помогали из деревень перевозить дома. Строили и пускали в год по пять двухквартирных домов. В числе первых объектов были детский сад на пятьдесят мест и здание восьмилетней школы, двухэтажное административное здание. Немало пришлось потрудиться, чтобы возвести торговый центр, где были столовая, гостиница, магазины, а сейчас — заброшенный. Дом культуры тоже стоил великих хлопот. Все деревни обеспечили водопроводом. Главной же проблемой было полное бездорожье. Даже не знали, как молоко в Вохму доставить с ферм, в день по несколько тракторов были заняты и ломались. Добирались в гараж через речку только пешком по лавам. Кому и куда только не писали и не обращались. Дело сдвинулось с мёртвой точки после того, как побывал вертолётом тогдашний первый секретарь обкома Торопов В. И. Сначала проложили по селу Покров плиты, затем и асфальт, всё самостоятельно, хозспособом. К Сенюченкам была сооружена гравийная дорога, только в Черепанове не успел. Тогда приезжали даже фильм снимать. И ещё кое-чего не удалось: не достроили спортзал у Дома культуры и не сделали пристройку к школе.

Рядом и вместе.

А люди то, как трудились, продолжает ветеран — Изумительно! И ночи даже прихватывали. Лен на машины и тракторные телеги загружали, подгоняя для освещения фарами легковую машину и автобус, чтобы первыми поспеть на льнозавод, не простаивать в очередях. Клевер тоже метали вечерами. А сдавали, бывало, и до ста тонн льна в пересчёте на волокно, это пятьсот тонн в льносоломке. Я подсчитал, выпало, пока председательствовал, двадцать сырых лет, но справлялись. Работали все подразделения на хозрасчете. Были звенья коллективного подряда и льноводческие звенья. Приходилось и дисциплинку жёсткую держать. Задуманного, думаю, в основном достиг, не одно поколение молодежи в хозяйстве осталось и само оно, в настоящее время вполне жизнеспособное.
 
Живут Николай Павлович и Капитолина Егоровна в любви и согласии вот уже шестой десяток лет. Дом их пятистенный, добротный и ухоженный — на краю села Покров, еще отцовский, но перевезенный и обустроенный хозяином нынешним. Под стать и усадьба — все продумано и основательно. Всего несколько лет, как скот не стали держать, а бывало его немало. Теперь есть небольшая пасека. Дети их рядом живут, в Покрове, не оставили Вохомский район, в города не подались. Дочь, Ангелина Николаевна, бухгалтер в кооперативе «Большевик», а сын, Николай Николаевич, сейчас предприниматель. Внук есть и три внучки и правнуков два. Действовать так масштабно без надежного «тыла» Николай Павлович не смог бы. Жизнь жены не на должностях прошла, а на работе в пекарне, столовой, техслужащей, на рядовых колхозных работах. Большое в бытность личное хозяйство, да и, по большому счету, дети тоже во многом ей обязаны. О делах же мужа Капитолина Егоровна осведомлена в неменьшей степени, и добавляла в беседе определенные штрихи.

Былое и думы.

Приходилось Николаю Павловичу, и не один раз, бывать в высоких кабинетах в области, и даже в московских. А и как смог бы столько провернуть без этого? К нему тоже частенько наведывались. В районе был он авторитетен и среди коллег-руководителей.
- У нас бывал первый секретарь обкома, а потом и, работая министром сельского хозяйства РСФСР, Флорентьев Л. Я. Строг был, сменивший его Ю. Н. Баландин, но мог и помочь основательно. Еремин А. Е. на всех постах оставался верен селу, вспоминает он. — Неплохо работалось с первыми секретарями райкома Юферовым И. Г. и Чулковым В. А. Последний, будучи и в руководстве области, сильно мог поддержать Вохомский район. По отдельным позициям добром вспоминаю и Удалова И. А. Всегда находили взаимопонимание и поддержку у председателей райисполкома Шадрина Г. К. и Борзова Г. В. И как не вспомнить, к сожалению, рано ушедших из жизни своих товарищей из председателей, вместе с которыми «съели не один пуд соли»: Чичерин А. И., Герасимов В. Е., Скрябин С. П., Криницын М. Н. Как человек верующий, живу с надеждой. Хоть от дел и отошёл давно, а всё равно за всё больно. Что-то не так и не то с нашей сельской глубинкой происходит. Невозможно жить в ощущении ненужности и временности, без интереса и поддержки. Телевизор смотрю, газеты читаю, хочется в курсе всего быть, осмысливаю. Вот, к примеру, в программе строительства жилья на селе приняли участие из района больше тридцати человек. Но ведь из Вохмы все, и только один чисто деревенский. 

За последние пятнадцать лет не слышал, чтобы кооперативы жильё строили, а в деревне это основа всего. Поразмыслить есть над чем. Жизнь показала, что плановая система была правильной и на государственном уровне возрождается. Может, стоит и к государственному плану-заказу возвратиться? Выполняемость финансово и поддержать, а гарантированность и подтолкнет к увеличению производства. Коров в личных хозяйствах стало совсем мало, невыгодно становится выращивать картофель. Это в деревне-то! Проста и разгадка. Молоко, натуральный продукт, стал рассматриваться не более чем сырьём для переработки. Цена у него втрое ниже магазинного пастеризованного или порошкового. Частный владелец животного, той же коровы, на все изменения первый и реагирует. Бензин и солярка, уже дороже производимого молока в три раза. Сдать его, кроме как на сырзавод и по его цене, более некуда, живём не у городов. Без управления такой ситуацией и крах недалек. Мнения мои, конечно, мало кого теперь интересуют и значат, но выговорился вот, и то, кажется легче. 
 
17 июля 2009 года Аверкиеву Николаю Павловичу решением Собрания депутатов Вохомского муниципального района присвоено звание «Почетный гражданин Вохомского муниципального района» за заслуги в деле развития района.